Противолодочный самолет ту-142м3.

      Комментарии к записи Противолодочный самолет ту-142м3. отключены

Разработчик: ОКБ Туполева
Страна: СССР
Первый полет: 1985 г.Противолодочный самолет ту-142м3.

Тогда как шли опробования самолёта Ту-142М, гидроакустической части совокупности «Коршун» подготавливалась замена.

Во выполнение Распоряжения ЦК КПСС и Совета министров СССР от 4 января 1977 года ВПК в соответствии с замыслом подготовки предложений по увеличению эффективности гидроакустического оружия ВМФ и предстоящего увеличения возможностей дальних противолодочных Ту-142М по обнаружению и поиску ПЛ принимает ответ «О создании совокупности «Заречье».

Разработка «Заречья» велась по ТТТ BBC-ВМФ на совокупность «Нашатырь-Нефрит» от 2 октября 1977 года, ТТЗ BBC-ВМФ на совокупность «Заречье» от 22 января 1980 года и дополнением к ТТТ BBC-ВМФ к самолёту Ту-142М с ППС «Коршун-Н», утвержденными помощником главнокомандующего ВВС по оружию от 12 марта 1985 года.

Наконец, опытный образец радиогидроакустической совокупности «Заречье» установили на самолёте Ту-142М № 42172. В один момент его оборудовали совокупностью бортовых измерений для регистрации параметров аэродинамики, электрооборудования, траекторных измерений, поисково-прицельной совокупности и др.

Ту-142М с ППС «Коршун-Н» и РГС «Заречье» есть модификацией серийного самолета Ту-142М с ППС «Коршун-К».

На самолётах Ту-142М3 в отличие от серийных Ту-142М поменяна конструкция совокупности обдува блоков новой совокупности, доработано управление сбросом средств, предусмотрена подвеска учебных бомб УПЛАБ, а вместо торпед АТ-2М — торпед УМГТ-1 «Орлан» и ракето-торпед АПР-2.

В состав силовой установки самолёта вошли модифицированные двигатели НК-12МП, установлена кормовая спаренная пушечная установка ГШ-23 в наборе с прицельной станцией с самолета Ту-22М2.

Вместо ППС «Коршун-К» установлена ППС «Коршун-Н» (КН-Н), радиогидроакустическая система «Заречье» заменила РГП «Кайра-П», в качестве главных источников информации о подводной обстановке употребляются радиогидроакустические буи трех типов.

В состав ППС КНН вошел:
-новый непроизвольный радиокомпас А-ЗП, снабжающий прием сигналов передатчиков информации как от новых, так и от ветхих буев совокупности «Коршун», предусмотрен (подобно тому, как это было на ракетных комплексах) режим контроля «Цикл», разрешающий проиграть полёт на земле;
-выполнен последовательность доработок, упростивших взаимодействие и работу в экипаже;
-существенно расширена номенклатура сбрасываемых средств при автоматическом расчете прицельных данных;
-произведены доработки для обеспечения вторичной обработки информации от пассивных ненаправленных и активных направленных буев.
Тактические задачи, решаемые ППС, остались без трансформаций.

Главные отличия системы «Заречье» от РГП «Кайра-П» позваны необходимостью получения точности информации и большего объёма чтобы повысить эффективность. Обеспечивается параллельная обработка информации от 8 РГБ-16 в инфразвуковом и низком звуковом диапазоне частот и шумопеленгование. Количество каналов приема информации увеличено до 108.

Введен непроизвольный канал обзора, снабжающий прием информации от принятие и буев ответа об обнаружении в главных режимах. Обеспечивается селекция сигналов на фоне помех и др.

К выводу о необходимости замены буев РГБ-75 и РГБ-15 на один унифицированный, объединяющий их функции, пришли по окончании опробований, совершённых в первой половине 80-ых годов XX века. Был создан пассивный широкополосный (от 2 до 5000 Тц) буй РГБ-16, с более действенной если сравнивать с предшественниками, защитой от гидродинамических помех.

Его личные уровни шумов в диапазоне частот 30 Гц, где по большей части и сосредоточены дискретные составляющие шумов зарубежных ПЛ, удалось пара снизить, что содействовало созданию лучших условий для выделения нужного сигнала. Частотный набор РГБ-16 увеличен с 24, использовавшихся в совокупности «Коршун», до 64, что значительно расширило возможности поиска. Пассивный низкозвуковой РГБ-26 поступил на замену не весьма успешных РГБ-25 звукового диапазона.

С применением этих буев выполняется слежение за ПЛ в пассивном режиме с пеленгованием ПЛ по дискретным составляющим шумов.

И наконец, деятельный буй направленного действия РГБ-36, снабжающий одновременное определение радиальной скорости ПЛ, пеленга и дальности до неё в активном режиме работы.

В соответствии с ответом рабочей группы Совета министров СССР по ВПК № 208 лётно-конструкторские опробования (этап «А») самолёта Ту- 142М с РГС «Заречье» должны были начаться во втором квартале 1982 года. Сроки, как в большинстве случаев, пара раз переносились.

В один момент с перенесением сроков, появилась мысль оснащения самолёта бортовым комплексом радиоэлектронного противодействия (РЭП) «Саяны» и противокорабельными ракетами типа Х-35 (дальность — 130 км, скорость полёта — 0,9 М, стартовый вес — 480 кг, протяженность — 3,75 м). Против последнего особенно возражало управление морской авиации.

Совместные Национальные опробования (этап Главного конструктора) начались в апреле 1985 года без комплекса РЭБ и ракет Х-35 и длились до ноября следующего года. В соответствии с программой планировалось произвести 49 полётов, практически выполнен 71 с налетом около 310 ч. Опробования производились на Тёмном, Баренцевом, Охотском морях. Акт опробований помощник главнокомандующего ВВС утвердил в марте 1986 года.

Всё оказалось идеально, но пассивные направленные буи РГБ-26 настойчиво не измеряли пеленг на объект шума.

Решили пойти навстречу разработчикам и опробования провести в два этапа: первый — без буев РГБ-26, второй — в полной комплектации.

По итогам первого этапа пришли к предварительному заключению об повышении обнаружения и эффективности поиска малошумных ПЛ вдвое при сокращении расхода буев в 1,3 раза в сравнении «Коршун».

Второй этап опробований, начатых 13 ноября 1987 г. завершился 30 ноября 1988 года. В заключении записано, что боевая эффективность превосходит возможности Ту-142М по поиску в 2-2,5 раза, в столько же раз значительно уменьшается расход буев на слежение, на 20 % возрастает возможность поражения ПЛ с применением торпед.

Распоряжение о приеме на вооружение модифицированной ППС прошло в 1993 году, но выпуск самолётов начался существенно раньше.

В первой половине 90-ых годов двадцатого века Таганрогский завод прекратил выпуск самолётов Ту-142М3.

Затем прорабатывались варианты применения самолёта Ту-142М в качестве самолёта-ретранслятора — Ту-142МР, выстроен умелый экземпляр целеуказания и самолёта разведки Ту-142МРЦ для замены Ту-95РЦ, но флотские начальники сделали вывод, что они смогут обойтись без самолётов аналогичного типа и справятся собственными силами, применяя спутниковые совокупности.

На одном из самолётов проходила опробования новая противолодочная совокупность «Атлантида».

Эксплуатация самолётов Ту-142 сопровождается бессчётными отказами и часто приходилось заканчивать на них полёты. Так, с марта 1985 года из-за трещин крыла их стали систематически снимать с полётов, а через четыре года по обстоятельству малых календарных сроков, началось списание Ту-142.

Во второй половине 80-ых годов двадцатого века была временно приостановлена эксплуатация 35 Ту-142М постройки 1978-1986 годов из-за появления трещин гондол шасси. Созданные Минавиапромом мероприятия по их усилению результата не дали и лишь в апреле 1989 года удалось подготовить общее рещение МАП, ВВС, ВМФ по устранению недочётов.

По вопросам неудовлетворительной надежности дальних самолётов, среди них и Ту-142 за 1985-1989 годы, ВМФ трижды выходил с просьбой в ВПК и 12 раз в МАП.

Одновременно с этим возможность аварий самолётов Ту-142 была довольно низкой: количество лётных происшествий на 100 тыс. налёта составляло 3,5.

В июне 1975 года случилась авария самолёта, что создавал посадку с неисправным шасси (не выпустилась левая стойка).

Самый трагичны две трагедии: 6 августа 1976 года самолёта 76 ОПЛАП ВВС СФ на аэропорте Североморск-1 и 20 апреля 1984 года самолёта 310 ОПЛАП ВВС ТОФ на аэропорте Каменный Ручей.

В первом случае экипаж в составе кандидата на пост капитана корабля лейтенанта Хазагерова, инструктора начальника авиаэскадрильи майора В.Н.Морозова делал контрольный полёт в зону по громадной коробочке. Как записано в официальном отчете, через 15 мин. по окончании взлёта на самолёте появились неполадки и экипаж решил произвести посадку.

Приземление случилось на скорости, превышающей посадочную для данного полётного веса на 30-40 км/ч, по окончании пробега 740 м самолет развернулся вправо, сошел с ВПП и попал в глубочайший котлован. Самолёт разломился, три человека погибли.

Во втором случае экипаж начальника авиационного полка полковника В.И.Зубкова делал тренировочный полёт по маршруту на большую длительность полёта в удаленный район в боевом порядке пары самолётов. Аварийная ситуация появилась через 1 ч. 15 мин. по окончании взлёта на высоте 7 200 м, скорости 730 км/ч в центре Охотского моря.

По докладу ведомого экипажа самолёт ведущего перешел на понижение с возникновением выброса белого шлейфа и чёрного дыма из района правой плоскости с последующим происхождением, приблизительно через одну 60 секунд очага огня и переходом самолёта в правую нисходящую спираль с повышением крена до 60-70°. Самолёт столкнулся с водой и взорвался.
самая вероятная обстоятельство — разрушение элементов третьей силовой установки (обрыв лопастей несущего винта либо разрушение диска турбины), что стало причиной повреждению проводки управления элероном, утраты герметичности топливной совокупности на третьей пожару и силовой установке с последующим кренением и переходом в крутую спираль.

К середине 1996 года в авиации двух флотов оставалось 15 Ту-142, 39 Ту-142Ту М 14 и-142М3, из них более половины — в резерве. Лишь со временем понятие «резерв» претерпело кое-какие значительные трансформации. Практически это указывает, что самолёт резерва уже ни при каких обстоятельствах не заметит неба.

Самолёты Ту-142 появились в роли «рыцарей печального образа», действующих в гордом одиночестве. Скопировать совокупность противолодочной обороны США не удалось, что, но, ни в каком случае и не представлялось вероятным из-за только негативного расположения бывшего СССР, а на данный момент России.

На самолётах Ту-142 возможно проследить как шло развитие авиационных средств борьбы с ПЛ, причем для большей убедительности любой раз подчеркивалось, что главный объект их действий — ПЛАРБ.

Первый Ту-142 имел однообразную с Ил-38 поисково-прицельную совокупность с буями звукового диапазона частот и не считая вдвое запаса и большего радиуса действия буев, никакими преимуществами не владел. В конструкцию самолёта было нужно внести достаточно большие, если сравнивать с Ту-95РЦ, на базе которого он создавался, трансформации. Это был второй самолёт, на котором для частичной обработки вторичной информации устанавливалась ЦВМ.

Не обращая внимания на восторженные отзывы экспертов о противолодочном комплексе, он не владел высокими поисковыми возможностями и, вопреки предсказаниям, реализованные в нём идеи, предстоящего развития, за некоторым исключением, не взяли.

При постройке второй модификации самолёта было нужно увеличить кабину экипажа, показать громадную заботу о его жизнедеятельности, чему разработчики традиционно не уделяли внимания. Новый противолодочный комплекс дополнили авиационным магнитометром, что, учитывая его малую дальность и установленную для самолёта минимальную высоту полёта 300 м, не весьма расширял поисковые возможности. Эту задачу предстояло решить посредством инфразвуковых буев.

Но спешка с проведением опробований и желание подогнать результаты под ТТТ стали причиной началу производства не доведенного комплекса и было нужно затратить много времени на проведение дополнительных изучений, доработку аппаратуры и фактическим созданием новой модификации.

Однако, в комплексе Ту-142М уже просматривались главные направления предстоящего совершенствования:
-улучшение условий жизнеобеспечения экипажа,
-применение инфразвуковых буев,
-применение современных способов обработки информации,
-снабжение экипажа устройствами, дающими представление о подводной, надводной обстановке и положении собственного самолёта и взаимодействующих сил. Наличие бортовой совокупности связи разрешило оперативно обмениваться тактическими формулярами с взаимодействующими силами, большое значение купило то событие, что экипаж взял возможность обмениваться информацией в закрытом режиме связи.

Усовершенствованию средств поиска ПЛ в рамках ППС «2 Коршун-К», не дало ожидаемых результатов и следующая модификация была более идеальной.

Самолёты Ту-142М3 взяли громаднейшее распространение. Последняя модификация с громадным удовлетворением принята лётным составом, поскольку дизайн кабин Ту-142М3 значительно и в лучшую сторону отличается от самолётов первых серий.

Строительство первых самолётов Ту-142 с совокупностью «Беркут» имело целью создать чувство, что авиация ВМФ способна достигнуть районов боевого патрулирования ракетных подводных их действия и лодок не будут так безнаказанны. Наряду с этим совсем игнорировалось противодействие средств и сил ПВО возможного соперника. И что более всего необычно, многие из мелкокорыстных побуждений молчаливо соглашались с аналогичной позицией.

Представляется целесообразным привести высказывание зарубежных экспертов, к примеру, Т.Стифаника по этому вопросу. В разделе, посвященном анализу советской совокупности противолодочной обороны обращает внимание следующее, достаточно честное, в отличие от отечественных экспертов высказывание:

«Противолодочная авиация представлена по большей части тихоходными, но владеющими большим радиусом действия самолётами, на вооружении которых смогут быть торпеды, глубинные бомбы с ядерным зарядом, радиогидроакустические буи, магнитометры, и бортовые совокупности обработки звуковых данных.

Эти самолёты не владеют замечательными совокупностями самозащиты, а следовательно, вне территории действия собственной авиационной тактической помощи, они являются уязвимыми.
Эффективность применения буев, каковые смогут обеспечить постоянный поиск на акваториях и значительных расстояниях, во многом зависит от их количества, наличия совокупностей обработки данных и условий внешней среды. А эти факторы, со своей стороны, зависят от применения микроэлектроники и электронно-вычислительных совокупностей обработки данных, т.е. от уровня развития тех отраслей техники, где США владеют явным превосходством над СССР. Но, и при более высоких технических возможностях, противолодочная авиация ВМС США действует более действенно тогда, в то время, когда возможно взята предварительная наводка на поиск в более-менее определенной территории.»

Из приведенного возможно сделать вывод, что по состоянию на 1986 год зарубежные эксперты не воздавали должное о противолодочной авиации ВМФ по большому счету и ДПЛС, в частности. За прошедшее время очень многое изменилось, средства поиска ПЛ и обработки информации стали более идеальными, увеличилось количество дальних противолодочных самолётов, не смотря на то, что возможность их действий за пределами собственной ПВО остается проблематичной.

Но самолёты Ту-142М3 смогут использоваться для обеспечения защиты ракетных подводных крейсеров стратегического назначения, делающих боевое дежурство, действительно, цена часа их полёта многократно превосходит подобный показатель самолёта Ил-38.

ЛТХ:

Модификация: Ту-142М3
Размах крыла, м: 50,04
Протяженность самолета, м: 53,07
Высота самолета, м: 14,47
Площадь крыла, м2: 289,90
Масса, кг
-безлюдного: 91800
-большая взлетная: 185000
Тип двигателя: 4 х ТВД НК-12МП (МВ)
Тяга, кгс: 4 х 15000
Большая скорость, км/ч: 800
Крейсерская скорость, км/ч: 705
Скорость барражирования, км/ч: 450
Практическая дальность, км: 10050
Боевой радиус действия, км: 6500
Практический потолок, м: 13500
Экипаж, чел: 10
Оружие: 2 х 23-мм пушки ГШ-23
Боевая нагрузка: 8845 кг в 2 отсеках оружия, 8 ПКР Х-35 либо «Яхонт», торпеды, глубинные бомбы, радиогидроакустический буи РГБ-16-2, РГБ-25, РГБ-55А.

Противолодочный самолет Ту-142М3 на стоянке.

Противолодочный самолет Ту-142М3 на стоянке.

Взлет Ту-142М3.

Ту-142М3 по окончании взлета.

Ту-142М3 в полете.

Варианты оборонительной установки — с пушками ГШ-23 и АМ-23.

Пушки ГШ-23 в кормовой установке самолёта Ту-142.

Пушки ГШ-23 в кормовой установке самолёта Ту-142.

Пушки АМ-23 в кормовой установке самолёта Ту-142.

Ту-142М3. Схема.

.

Перечень источников:
Крылья Отчизны. Николай Якубович. Межконтинентальный бомбардировщик: Еще раз о Ту-95 и его модификациях.
Время и Авиация. Ту-95, постановка задачи.
Крылья Отчизны. Дмитрий Антонов, Владимир Ригмант. Из досье русского «Медведя».
Анатолий Артемьев. Противолодочные самолеты.
Космонавтика и Авиация. Анатолий Артемьев. Охотники за субмаринами.
Анатолий Артемьев. Дальний противолодочный самолет Ту-142.
Армейский парад. В.Дейнека. Летный противолодочный комплекс Ту-142М.
Роман Астахов. Русская Сила. Противолодочный самолет Ту-142.
Сайт «Уголок неба». 2004 страница: «Туполев Ту-142М3».

Противолодочный ТУ-142 ВМФ РФ

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: