«Прощайте, товарищи…»

      Комментарии к записи «Прощайте, товарищи…» отключены

60 лет назад при загадочных событиях погиб флагман Черноморского флота линейный корабль «Новороссийск»

В половине второго ночи 29-го октября 1955 года громадный корпус корабля, стоящего на Севастопольском рейде, содрогнулся от замечательного взрыва. Через пара часов поверженная громада легла на борт и перевернулась. Погибли 614 человек.

Но, по вторым оценкам жертв было еще больше.

Обстоятельства той ужасной трагедии не установлены до сих пор. Остались только версии и свидетельства очевидцев случившегося.

Прощай, Италия!

«Новороссийск» — это не детище советских кораблестроителей, а бывший итальянский линейный корабль водоизмещением в 25 млн кг. Он носил имя «Джулио Чезаре» в честь Гая Юлия Цезаря. Девиз линейного корабля был громким: «Дабы выдержать любой удар».

Корабль, построенный в 1914 году, входил в состав Королевского итальянского флота. «Джулио Чезаре» учавствовал в морских сражениях двух мировых войн. Но, особенных подвигов за ним не числилось.

По окончании окончания Второй мировой войны итальянские боевые суда стали трофеями союзников. Не смотря на то, что СССР претендовал на новые линейные корабли, ему достался только устаревший «Джулио Чезаре».

Во второй половине 40-ых годов XX века линейный корабль окончательно простился с отчизной. Новым портом приписки корабля, взявшего имя «Новороссийск», стал Севастополь.

Советские эксперты, осмотревшие трофей, были удручены его состоянием. Целых пять лет «Джулио Чезаре» стоял на приколе без надлежащего обслуживания. И в итоге пришел в очень запущенное состояние.

Корабельные совокупности не трудились, сообщение отсутствовала. Необходимо было восстанавливать не только техническую часть, но и жилые помещения, душевые, камбуз. Другими словами, перестраивать целый корабль.

Вторая юность корабля

Однако, скоро «Новороссийск» принял, не смотря на то, что и формальное, участие в маневрах. «В составе эскадры мы подошли к турецким берегам, — вспоминал член экипажа линейного корабля Юрий Лепехов, — дождались появления самолета НАТО, убедившегося, что „Новороссийск“ плавает, и возвратились в Севастополь. Так и началась работа в составе Черноморского флота корабля, негодного, по сути дела, к обычной эксплуатации».

С того времени, до рокового 1955 года корабль был на ремонте. «Новороссийск», на котором установили новое оборудование и вооружение, вернули средства связи, пара раз выходил в море. Не обращая внимания на солидный возраст, его состояние было в полной мере удовлетворительным. Более того, линейный корабль считался самым замечательным кораблем ВМФ СССР.

В будущем планировалось оснастить его ядерным оружием.

«Прощайте, товарищи…»
Линейный корабль «Новороссийск» в севастопольской Северной бухте, начало 1950 годов (Фото: wikimedia)

Необходимо подчеркнуть, что Италия всячески противилась передаче линейного корабля СССР. В газетах звучали призывы приложить максимумальные усилия, дабы не допустить утраты корабля. Кое-кто кроме того предлагал стереть с лица земли плавучую крепость, дабы она не досталась русским.

Однако, на линейном корабле взвился флаг СССР. Быть может, уже тогда, в конце сороковых годов, участь его экипажа и корабля была решена

Погружение во тьму

Незадолго до той ужасной ночи на «Новороссийск» прибыло пополнение — воины-пехотинцы, переведенные на флот. На ночь их разместили в носовых кубриках. Для большинства парней первый сутки морской работы стал последним

Мощность взрыва, прогремевшего в носовой части линейного корабля, позднее оценили в тонну (!) тротила. Площадь пробоины, по разным оценкам, составила от 120-ти до 150-ти квадратных метров. Мгновенно отключилось освещение, и «Новороссийск» погрузился в темноту.

Вышли из строя сигнализация, радиотрансляция и многие механизмы.

«В огромную пробоину хлынули потоки воды, затапливая и сокрушая узкие дюралюминиевые переборки внутренних помещений, — писал морской историк, бывший член экипажа „Новороссийска“ Октябрь Бар-Бирюков. — Все эти ужасные разрушения пришлись на самую многолюдную часть линейного корабля, где в носовых кубриках дремали много матросов и старшин. При взрыве сходу погибли 150−175 человек и были ранены около 130».

Бар-Бирюкову сказочно повезло. В октябре 1955-го, он, 29-летний капитан-лейтенант, возвращался на корабль с учебных направлений. Его поезд пришел в Севастополь спустя пара часов по окончании трагедии

По окончании некоего замешательства — многим морякам сперва показалось, что «Новороссийск» подвергся атаке с воздуха, и началась война — на линейном корабле была заявлена аварийная, а позже и боевая тревога. Но скоро стало ясно, что никакого нападения не случилось.

В ожидании смерти

На корабле, что заметно накренился, получили бригады аварийной помощи с соседних судов и медицинские бригады. Началась откачка эвакуация и воды раненых. Но после этого случилось немыслимое.

Прибывший на линейный корабль командующий Черноморским флотом адмирал Виктор Пархоменко неожиданно остановил уже начатую буксировку «Новороссийска» на ближайшую отмель. От него ожидали приказа начать операцию по спасению, но он был уверен, что линейный корабль удастся удержать на плаву

Опять обратимся к свидетельствам Бар-Бирюкова: «На широком юте гибнущего великана скопилось свыше тысячи матросов — члены экипажа, каковые не были задействованы в спасательных работах. Выстроенные в шеренги, они находились и ожидали распоряжений руководства. В то время, когда наклон палубы увеличился, люди стали хвататься за бортовые ограждения и тросы, практически повисая на них. Но — и это было отмечено в официальных документах комиссии, — ни один из „новороссийцев“ не покинул строя и не постарался, прыгнув в воду, спастись вплавь!»

«Не будем разводить панику!»

В то время, когда, наконец, командующий флотом отдал приказ об эвакуации экипажа, было уже поздно. Сигнальщики, каковые оставались на своем посту до последних мин., замахали флажками: «Прощайте, товарищи»

Многие думали, что Пархоменко просто не воображал масштабов трагедии. К тому же он отмахивался от советов, раздраженно повторяя: «Не будем разводить панику!»

Очевидно, командующий флотом и его свита удачно эвакуировались с тонущего корабля. В отличие от сотен вторых моряков Позднее адмирала назовут одним из основных виновником трагедии. Но наказание выяснилось на удивление мягким — Пархоменко только сняли с поста командующего Черноморским флотом и понизили в звании — до адмирала. Спустя некое время он приобрел новое назначение, став первым помощником Тихоокеанского флота.

Через пара лет Пархоменко был восстановлен в прошлом звании.

В ту роковую ночь на берегу, определив о произошедшем, собрались родственники моряков с «Новороссийска». Они кричали, рыдали и стенали от открывшегося ужасного зрелища. В лучах прожекторов, бороздивших Севастопольскую бухту, была видна огромная перевернутая вверх дном туша линейного корабля. А рядом, в бурлящей от рвущегося из корпуса корабля воздуха воде, угадывались очертания сотен тел.

Одни моряки были уже мертвы, другие отчаянно, из последних сил, плыли в ледяных волнах к спасительному берегу.

Под звуки «Варяга»

«Мне по ночам позже продолжительно снились лица людей, которых я видел под водой в иллюминаторах, каковые они силились открыть, — вспоминал один из водолазов. — Жестами я показывал , что будем выручать. Люди кивали, дескать, осознали Погрузился глубже, слышу, стучат морзянкой, — стук в воде прекрасно слышен: «Выручайте стремительнее, задыхаемся»

Я им также отстучал: «Крепитесь, все будут спасены».

В этот самый момент началось такое! Во всех отсеках начали стучать, дабы наверху знали, что люди, появлявшиеся под водой, живы! Передвинулся ближе к носу корабля и не поверил своим ушам — поют «Варяга»!

Из вырезанного отверстия извлекли меньше десяти человек. Но воздушное пространство стал скоро уходить, и «Новороссийск» начал медлительно погружаться в морскую пучину. Он уносил на дно моря живых моряков

комиссия , трудившаяся всего пара дней, назвала обстоятельством трагедии «внешний подводный взрыв». Говорили, что линейный корабль подорвался на германской мине, оставшейся со времен Великой Отечественной. Но эта версия, чуть показавшись, подверглась критике.

Мина, кроме того весьма замечательная, к тому же утратившая часть собственных качеств — по окончании окончания войны прошло более десяти лет — не имела возможности разнести в прах и пух восемь палуб огромного корабля, три из которых были бронированные.

Клятва «Тёмного князя»

Появились другие версии. Одну из них выдвинул упомянутый Лепехов. В свое время он, начальник трюмной группы, одним из первых ступил на борт линейного корабля, переданного итальянской стороной. Лепехов говорил, что в нижней носовой части «Джулио Чезаре» он нашёл отсек, где были сравнительно не так давно заварены три отверстия.

Моряк доложил руководству о необычном факте. Но никакой реакции не последовало. Остается недоумевать, из-за чего никто не обратил внимания на «потайной карман» линейного корабля

Лепехов считал, что именно там был запрятан диверсионный боеприпас. И его детонацию стал причиной в ночь на 29 октября 1955 года наружный взрыв. Согласно точки зрения моряка, диверсию совершили британцы, потому что линейный корабль продолжительно стоял на английской военно-морской базе «Лаволетто».

Эта версия заслуживала внимания, но более убедительной казалась вторая, в которой фигурировали итальянцы

Во время второй мировой стали известными подводные диверсанты из подразделения Decima Flottiglia MAS, которым руководил Юнио Валерио Боргезе по кличке «Тёмный князь». Боевые пловцы, прозванные людьми-лягушками (по-итальянски — uomo rana) на управляемой торпеде доходили под дне вражеского корабля, устанавливали заряд и исчезали. Считалось, что эти отчаянные, не знавшие страха солдаты стёрли с лица земли больше британских кораблей ВМФ, чем целый Королевский итальянский флот.

Существует легенда, в соответствии с которой Боргезе поклялся, что «Джулио Чезаре» ни при каких обстоятельствах не будет ходить под вражеским стягом. И якобы под его управлением была совершена диверсия против «Новороссийска».

По окончании войны Боргезе выпустил мемуары, каковые были опубликованы и в Российской Федерации. Но в том месте нет ни слова о трагедии в Севастопольской бухте. Может, «Тёмный князь» не желал признаваться, опасаясь мести советских разведслужб?

Либо он не имел отношения к диверсии?

Выдумка либо действительность?

Согласно точки зрения Бар-Бирюкова, разместившего статью под заголовком «Убить Цезаря» в одном из русских изданий, дело было так.

В ночь на 21-е октября 1955 года из некоего итальянского порта вышел грузовой пароход, забрав курс на один из портов на Днепре. Придя в том направлении, пароход забрал груз и выпустил из особого люка в днище мини-подлодку «Пикколло». Затем субмарина с восемью умелыми пловцами-диверсантами пробралась в район севастопольской бухты, где ее экипаж устроил тайную базу.

Они выгрузили дыхательные баллоны, взрывчатку, гидробуксиры и другое снаряжение.

С наступлением темнотоы «Пиколло» вышла обратно в море и в том месте ожидала условного символа. В то время, когда он был взят, итальянцы возвратились на собственную базу, переоделись в скафандры и, захватив все нужное, при помощи гидробуксиров двинулись к причалу «Новороссийска».

Совершив минирование, диверсанты вышли в открытое море. Двое дней они ожидали парохода, что должен был забрать их на родину

Все это, но более детально, поведал бывший коммунистический морской офицер, эмигрировавший в Соединенных Штатах. Он встретился с неким итальянцем по имени Николо, что и поведал ему подробности тайной операции. Данный человек был единственным оставшимся в живых участником диверсионного акта в Севастопольской бухте.

История смотрелась не весьма правдоподобно и была больше похожа на сценарий остросюжетного фильма. Но в 2013 году ветеран итальянского подразделения боевых пловцов «Гамма» Уго Д Эспозито сказал, что итальянские армейские вправду были причастны к затоплению «Новороссийска». Но старик не уточнил, как была совершена диверсия.

Затем ветераны линейного корабля «Новороссийск» настойчиво попросили совершить интернациональное расследование по факту уничтожения корабля. Но, думается, никто не желает ворошить прошлое

Еще одна тайна

Практически за 40-летний период до трагедии «Новороссийска», в октябре 1916 года, на том же севастопольском рейде взорвался и затонул линейный корабль Русского флота «Императрица Мария». Погибли и были ранены более трехсот человек. И данный корабль был флагманом Черноморского флота

Были созданы две комиссии по расследованию произошедшего. Но их работа закончилась напрасно. В заключении экспертов говорилось, что «прийти к правильному доказательно обоснованному выводу не представляется вероятным, приходится только оценивать возможность этих догадок».

Вот одна из предположений смерти линейного корабля.

В тридцатых годах следователи ОГПУ заключили , что взрыв на «Императрице Мария» был делом рук германских шпионов во главе с резидентом Верманом. А яркими исполнителями диверсионного акта стали инженер электротехник и Феоктистов Сбигнев.

Не считая данной версии, имеется и другие. Но что толку? Ясно, что тайна смерти «Императрицы Марии» ни при каких обстоятельствах не будет раскрыта. Как, но, и «Новороссийска»

источник: http://svpressa.ru/post/article/134825/

Варяг (полная версия)

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: