Пророк российского стимпанка

      Комментарии к записи Пророк российского стимпанка отключены

Выкладываю на сайт увлекательные статьи из жж одного из ведущих русских историков авиации глубокоуважаемого Вячеслава Кондратьева.

Все-таки, необычные совпадения иногда бывают в истории. Сейчас не только 25-летний юбилей ГКЧП, но и 250-летняя годовщина ввода в воздействие первого в Российской Федерации парового двигателя. 18 августа 1766 года на Барнаульском Серебряном заводе получила промышленная паровая машина, спроектированная и выстроенная механикусом Иваном Ползуновым.

К сожалению, сам Ползунов этого не заметил: за чемь дней до пуска агрегата он погиб от скоротечной чахотки в возрасте 38 лет.

По поводу автомобили Ползунова существуют два противоположных мнения. Одни уверены в том, что русский механик изобрел первый в мире паровой двигатель, а британцу Джеймсу Уатту незаслуженно приписали его изобретение. Другие, наоборот, утверждают, что Ползунов ничего нового не придумал, а просто скопировал пароатмосферную машину Ньюкомена, созданную еще в 1705 году и легендарную в середине XVIII века.

Как это часто не редкость, истина лежит посередине. Машина Ползунова вправду относится к классу пароатмосферных, но она отнюдь не являлась копией установки Ньюкомена. Ползунов существенно поменял и усовершенствовал исходный пример.

В отличие от всех более ранних аналогичных автомобилей, двигатель Ползунова – двухцилиндровый, с поочередной подачей пара в цилиндры при помощи автоматического клапана-тумблера. Это разрешило в два раза повысить мощность и сделать работу более равномерной.

Двигатель развивал мощность 32 лошадиные силы, этого хватало для привода двух громадных мехов, осуществлявших наддув сходу девяти плавильных печей. На момент ввода в строй он являлся наибольшим и замечательнейшим тепловым двигателем в мире. К сожалению, наряду с этим он был еще и единственным в Российской Федерации, в то время как в Англии во второй половине 60-ых годов XVIII века имелось уже более 100 паросиловых установок, а в других государствах Европы — еще пара десятков.

К тому же проработал он всего пара месяцев, поскольку в Барнауле не нашлось достаточно квалифицированных экспертов, дабы грамотно обслуживать и поддерживать в рабочем состоянии столь сложное устройство. И еще практически полвека ничего аналогичного у нас не строили. Архаичное российское общество XVIII века выяснилось не готовым к промышленной революции, а отдельные гениальные изобретатели-одиночки, наподобие Ползунова либо Нартова, не могли поменять неспециализированную картину.

Пророк российского стимпанка

портрет Ивана Ползунова и чертеж его двигателя. Портрет — фантазийный, поскольку прижизненных изображений механикуса не сохранилось, а чертеж — настоящий, правильнее, это прорисовка настоящего чертежа, сделанного самим изобретателем.

Кинематическая схема автомобили Ползунова с приводом на мехи и ее действующая модель.

источник: http://vikond65.livejournal.com/523509.html

ИЛИЯ. Пророки

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: