Пропавшая победа ивана кожедуба

      Комментарии к записи Пропавшая победа ивана кожедуба отключены

11 апреля 1944 года, в начальный период Ясской операции, будущий Трижды Герой Советского Союза Иван Никитович Кожедуб, тогда – лейтенант , начальник звена 240-го истребительного авиаполка 302-й истребительной дивизии, в одном из боевых вылетов в составе группы Ла-5 на прикрытие наземных армий перехватил румынский самолет-высокоплан, идентифицированный им как истребитель польского производства ПЗЛ-24. Эти автомобили состояли на вооружении румынских ВВС в начале войны, действительно, к весне 1944 года такую старенькую «птичку» в воздухе, по всей видимости, встретить уже было нереально и, вероятнее, случилась неточность идентификации.

Быть может, Кожедуб атаковал разведчика ИАР-37 либо что-то похожее, не в том сущность в этом случае. Сбитый самолет соперника упал, по советским данным, в районе румынского населенного пункта Сырка.

Пропавшая победа ивана кожедуба
Иван Кожедуб, весна 1944 г. (http://waralbum.ru)

По возвращении на собственный аэропорт Иван Кожедуб в рапорте рассказал о сбитом самолете соперника, а двое летчиков его группы в соответствии с установленному порядку написали рапорта-подтверждения, на основании которых эта воздушная победа была занесена на боевой счет Кожедуба и оплачена призовыми деньгами по установленным нормам. Все эти документы сохранились и находятся на данный момент в ЦАМО РФ в фондах 178 Гв.ИАП и 14 Гв.ИАД. «Засветился» данный сбитый «ПЗЛ» и в наградных документах. Так, в представлении к третьему ордену Красного Знамени, которое было составлено 15 февраля 1945 года на новом месте работы летчика, по окончании перевода его из 240 ИАП в 176 Гв.ИАП, говорится:

Выдержка из наградного страницы И.Н. Кожедуба (http://podvignaroda.mil.ru)

Но потом эта по всем правилам подтвержденная, засчитанная и оплаченная воздушная победа из боевого счета прославленного аса . В случае если открыть любое издание, отечественное либо зарубежное, бывшее изданным до 2007 года (в то время, когда показался мой справочник «Асы Великой Отечественной», вышедший в издательстве ЭКСМО-«Яуза»), то про данный сбитый румынский самолет не найдется ни слова. Примером может служить перечень побед Кожедуба в очень глубокоуважаемом издании коллектива отечественных и зарубежных историков «Black Cross Red Star» и многих вторых журнальных публикациях и книгах.

Отчего же прославленного советского аса задним числом лишили, в случае если возможно так выразиться, его «законной добычи», большое количество времени спустя «списав» с его боевого счета данный сбитый «ПЗЛ»? Ответ на «из-за чего» пока не отыскан, но имеется сведения, проливающие свет на вопрос «как?» Оказывается, несчастный «ПЗЛ» был чьей-то жёсткой рукой вычеркнут из перечня побед и заменен на… реактивный Ме-262!

Случилось это при составлении приложения с боевым счетом летчика при третьем представлении его к званию Храбреца СССР. Именно там сбитый Кожедубом Ме-262 в первый раз показался в перечне побед аса. Причем сделано все было достаточно топорно: в машинописном перечне вычеркнули (от руки, чернилами) сбитый 11 апреля 1944 года в Румынии ПЗЛ-24 и поверх, между строками, чернилами же вписали «Ме-262», без места и даты боя.

Что же касается вопроса «из-за чего?», то, по всей видимости, однозначного ответа на данный вопрос мы уже ни при каких обстоятельствах не определим, имеются лишь кое-какие предположения и соображения. Возможно, при представлении Ивана Никитовича к третьей Золотой Звезде кому-то «наверху» кровь из носу пригодилось, дабы в перечне побед Храбреца находился «большой зверь» – сбитый реактивный самолет, которого изначально ни в одном документе и ни в одном из перечней побед Кожедуба не было.

Наряду с этим, по всей видимости, итоговая цифра в 62 воздушных победы, фигурировавшая большое количество в каких официальных бумагах, изменяться была не должна. Без капли колебаний, некто в каком-то штабе либо управлении забрал ручку, зачеркнул сбитый ПЗЛ-24 и вписал поверх него Ме-262. То, что румынский самолет был сбит в апреле 1944 года в совсем втором полку, разумеется, никакого значения не имело. Легко армейский государственный служащий, по всей видимости, выбрал для замены наименее «респектабельный» с его точки зрения трофей…

Кроме этого, возможно, косвенное влияние на выбор как раз этого сбитого из перечня для замены на реактивный «мессер» имел возможность оказать факт, что Румыния к тому времени превратилась из пособника и гитлеровского сателлита в союзника и друга СССР (напомню, что трижды Храбрецом лучший ас антигитлеровской коалиции стал 18.08.1945), вот единственный румынский самолет, «затесавшийся» в перечень побед Ивана Кожедуба среди безоговорочно юнкерсов «и» вражеских «мессеров», и убрали оттуда от греха подальше. Потому, что в те времена о том, что документы заметят «простые смертные», кроме того поразмыслить было смешно, а армейские – народ, в большинстве случаев, чтобы не было неприятностей, вопросов не задающий, то все это так и прошло и «поросло быльем», пока не открыли архивы с прочими военными и наградными документами. А на данный момент уже никого не спросишь…

Иван Кожедуб часть 1

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:

  • Первые воздушные победы первого дня великой отечественной

    По окончании 1991 года в нашу страну хлынул поток западных публикаций, посвящённых Второй мировой, и особенно увлекательно описывались успехи германских…

  • Истребитель ла-7.

    Разработчик: ОКБ Лавочкина Страна: СССР Первый полет: 1944 г. За «дублером» Ла-5ФН № 39210104 ОКБ Лавочкина совместно с ЦАГИ доработало еще одну машину,…

  • Кожедуб иван никитович

    Иван Никитович Кожедуб Иван Никитович Кожедуб появился 8 июня 1920 года в селе Ображеевка, сейчас Шосткинского района Сумской области, в семье…

  • Шалль морис (challe maurice)

    Морис Шалль Появился 18 июня 1911 года в Реймсе (на Марне). В авиации с 1933 года, служил на 104-й воздушной базе в Ле — Бурже. В июле 1936 года взял…

  • Легкий транспортно-пассажирский самолет ан-2мс.

    Разработчик: ОКБ Антонова Страна: Российская Федерация, Украина Первый полет: 2011 г. Согласно данным ГосНИИ ГА, с 1990 года по 2010 год пассажирооборот…

  • Винтовые линейные корабли типа победа

    Хорошего времени дней, коллеги. Что-то меня понесло в дали дальние, но такие родные для нас, жителей бывшей России. Обращение отправится о паровых…