Прообраз первых жигулей — всё могло быть совершенно иначе…

      Комментарии к записи Прообраз первых жигулей — всё могло быть совершенно иначе… отключены

50 лет назад, 2 апреля 1966 года, широкой публике в первый раз представили новый Fiat 124. Сейчас данный автомобиль чуть ли испытывает недостаток в представлении, поскольку именно он стал примером первых «Жигулей». Вот лишь мало кто знает — итальянский седан имел возможность показаться на свет совсем вторым.

К примеру, переднеприводным хэтчбеком…
«Наименее затратным ответом…»

Прообраз первых жигулей - всё могло быть совершенно иначе...

Данте Джакоза – человек, что больше всех желал, дабы Fiat 124 стал вторым

27 сентября 1963 года на стол Данте Джакозы, главного конструктора FIAT, лег конверт с пометкой «тайно» — техзадание от высшего управления компании на создание нового автомобиля. Документ, нужно сообщить, прелюбопытный. И сейчас, в то время, когда грифа «секретно» на нем нет, мы можем привести его содержимое.

«Сменщик модели 1200 (мотор серии 103) обязан различаться современными линиями кузова и более просторным салоном. Но очевидно — организация производства нового двигателя и трансмиссии потребуют огромных инвестиций, что может помешать и без того сложным замыслам по модернизации завода “Мирафьори”.

самый простым и наименее затратным ответом при таких условиях будет доработка имеющейся платформы модели 1300 с применением ее подвески и коробки передач, повышение колесной базы на 5-6 см и установка нового двигателя серии 124. Наряду с этим новая модель обязана весить на 70 кг легче предшественника, а суммарная цена всех компонентов должна быть на 100 тысяч лир меньше, нежели у Fiat 1300».

Fiat 1200 Granluce и Fiat 1300 – старомодные предшественники 124-го

В случае если вчитаться в эти строки пристально, делается ясно — новую машину итальянцы планировали построить малой кровью. Сами посудите — берем за базу старенькую, но проверенную платформу, мало наращиваем габариты, ставим свежий мотор и украшаем все это вторыми кузовными панелями. Кушать подано!

Передний разворот

И это при том, что середина 60-х в европейcком автопроме — время громадных изменений: новые разработки, новые материалы, а основное — новый взор на вопросы компоновки. Получалось, пока французы и англичане вовсю двигали в веса передний привод, FIAT предпочитал отсиживаться на ветхом багаже.

Научно-техническая документация умелого Fiat 123 E1 — автомобиля, на базе которого выстроили во многом передовой, если не революционный, Autobianchi Primula

А вот и сама «Примула» – переднеприводный первенец марки Fiat

Главному конструктору туринского автогиганта все это, само собой разумеется, не через чур нравилось. Данте Джакоза, окончательно вошедший в историю автомобиля как один из создателей легендарного Fiat 500, в то время считался главным в Италии апологетом переднего привода. Фактически при его активном участии создали прототип Fiat 123 E1 с передними ведущими, поперечно расположенным мотором и разноразмерными приводными валами.

Потом эти наработки легли в базу серийной Autobianchi Primula — первой переднеприводной модели концерна FIAT. Нужно сообщить, «Аутобьянки» традиционно стоили чуть дороже подобных по размеру «Фиатов», но на них частенько обкатывались уникальные технологические ответы.

Джакоза по праву гордился не только передними ведущими, но и поперечным размещением мотора «Аутобьянки»

Что ж, опыт с передним приводом удался — «Примула» зацвела. Автомобиль очень радушно приняли публика и пресса. На волне успеха Джакоза продолжил опыты с проектом 123.

Причем его последняя инкарнация — E4, четырехдверный, переднеприводный седан, — как казалось Данте, станет хорошим сменщиком и в далеком прошлом пережившей собственный век модели 1200 Granluce, и разве лишь чуть более современному Fiat 1300. Но на самом верху решили в противном случае.

Редкий архивный снимок Fiat 123 E4 – переднеприводного седана, что, по мысли Джакозы, должен был пойти в серию под индексом Fiat 124

Не раскачивайте лодку!

Умный Джакоза, само собой разумеется, не стал открыто спорить с руководством, а решил функционировать умнее. Первые предложения по модели Fiat 124, взявшей цифровое обозначение по индексу нового двигателя, Данте представил на суд высшего фиатовского жюри, включая президента Витторио Валетту, в последних числах Декабря 1963-го. Колесную базу если сравнивать с донорским Fiat 1300 удлинили на 5 см, колею расширили на 4 см.

Все в правильном соответствии с инструкцией сверху. Действительно, на протяжении дискуссии макета итальянское «политбюро» распорядилось еще мало расширить габариты, помимо этого, все совсем сошлись на применении трансмиссии от модели Fiat 1300.

В этот самый момент же Джакоза начал бомбардировать руководство мыслями на счет возможностей, вернее — их отсутствия, заднеприводной концепции.

— Машина весьма скоро утратит привлекательность для клиентов, — взывал к разуму Валетты и Ко умудренный сединами инженер. — Ее консервативная конструкция может устареть еще перед тем, как машина поднимется на конвейер!

Наоборот, Данте всячески нахваливал проект 123 E4 («Подождите мало, в марте готовься первые ездовые прототипы»!), приводя в качестве доводов солидные потребительские преимущества модели. Скажем, по простору салона 123-й на равных соперничал с респектабельной 6-цилиндровой моделью Fiat 1800 и наряду с этим весил всего 750 кг.

Но в итоге по части компоновки 124-й был в полной мере классическим – задний привод, передне-продольное размещение двигателя?.

Доводы Джакозы выслушивались с неизменным интересом, но и лишь. Резкие смены курса — это по большому счету не стиль фиатовского управления. Вот и по сей день Валетта решил покинуть все как имеется…

А скоро в управлении туринской компании грянули кадровые трансформации. Главой Automobile Technical Office, занимавшегося разработкой серийных моделей, прописали Вручения Оскара Монтабоне, а Джакоза в основном сосредоточился на работе с концептами и перспективными моделями.

Данте Джакоза, к слову, в итоге добился собственного. Передний привод показался на модели Fiat 128, представленной в 1969-м, – всего три года спустя по окончании дебюта 124-го

По накатанной. Но на совесть

Монтабоне, в отличие от Джакозы, не стал заморачиваться досужими измышлениями о том, что хороший привод уже отживает собственный в массовом сегменте, а просто принялся за дело.

Кстати, над проектом модели 124, не считая его группы, параллельно трудилась и вторая инженерная команда под началом Адольфо Мессори. Мы же говорили, что в плане эффективности рабочих процессов и путанной субординации FIAT середины прошлого века — это натуральный балаган.

Рентген-схема из издания «Техника – молодежи» наглядно иллюстрирует компоновку прообраза «Жигулей»

Если бы не характерные накладки и дверные ручки на бамперах, 124-й свободно возможно перепутать с ВАЗ-2101

Но, капиталистическое соревнование в конечном счете пошло проекту на пользу. Более успешным из двух соперничающих прототипов признали автомобиль Монтабоне, но с автомобили Мессори на серийный вариант Fiat 124 перекочевала задняя пружинная подвеска — легкая, удобная и драйверская. И по большому счету, не обращая внимания на целый скепсис Джакозы, 124-й получался далеко не таким уж отсталым.

Это не «двушка», а Fiat 124 Familiare, представленный в осеннюю пору 1966-го

Четырехцилиндровый рядный 1,2-литровый мотор, сконструированный Аурелио Лампреди, создателем известных гоночных двигателей Ferrari и Alfa Romeo, развивал мощность 60 л.с. при 5600 об/мин и большой крутящий момент 87 Нм при 3400 об/мин. Для гоночных подвигов, само собой разумеется, мало, но 20 секунд до много у бюджетной модели середины 60-х — это весьма кроме того ничего.

Fiat 124 пользовался хорошим спросом в континентальной Европе, а помимо этого деятельно экспортировался. На этих снимках праворульная версия седана для Англии

Сложно представить, но 124-й заносило кроме того в Соединенных Штатах и Канаду! Но, о значительных продажах за океаном прообразу «Жигулей» возможно было лишь грезить…

К тому же компактные размеры мотора кроме того при продольном размещении разрешили минимизировать свесы кузова, а щедрая прибавка к колесной базе и колее помогли скроить очень просторный интерьер. При длине чуть больше четырех метров 124-й взял широкие боковые двери и, что серьёзнее, в полной мере вместительный для четверых взрослых салон. Маленькие колесные ниши в один момент облегчили посадку и добавили пространства в ногах сидящих спереди.

Относительно большой количество багажника обеспечило вертикальное размещение 36-запасного колеса и литрового бензобака.

Ну это же так как совершенно верно «копейка»? Как — нет? А вот так… Клыки на бамперах и утопленные ручки дверей выдают в данной модели рестайлинговый Fiat 124 выпуска 1972-1974 годов

А вот уже, наконец, «Жигули»! Они, родимые…

Успешное сочетание высокой плавности хода и достаточно острой управляемости — заслуга пружинной задней подвески с реактивной трубой. Для середины 60-х — отнюдь не выбор по умолчанию, да и прошлые модели «Фиата» ограничивались рессорами. Отметим кроме этого дисковые тормоза по кругу и успешный, лаконичный и чистый, дизайн, созданный экспертами центра стиля FIAT.

И вдобавок 124-й мог быть и вот таким. На фото — неповторимый кабриолет, созданный на базе Fiat 124 итальянским дизайн-ателье Touring. К сожалению, FIAT отказался от выпуска данной модели, дав предпочтение второму хорошему кабриолету 124 Spyder от Pininfarina

Иными словами, вспоминавшая как бюджетная модель на ветхом багаже, 124-й по факту оказался созданной чуть ли не с чистого страницы машиной. Если не считать передних фар от модели 850 и коробки передач от Fiat 1300, во всем остальном автомобиль был совсем новым. Да, новичок был заднеприводным, но для надежности это кроме того хорошо.

Так как ресурс тех же ШРУСов в ту пору заметно уступал нынешним показателям.

Глазастый 124-й – это версия Special с более замечательным мотором. Она же стала базой ВАЗ-2103

Аккуратный и миловидный седан в первый раз представили на Женевском автосалоне в марте 1966-го, а спустя некое время жюри конкурса Европейский автомобиль года присудило 124-му первый приз. Но, основная победа автомобили датируется вторым числом — 15 августа 1966 года. Как раз в тот сутки Министерство внешней торговли CCCР и FIAT подписали соглашение о сотрудничестве в области сборочного предприятия и разработки автомобиля в Тольятти.

Нужно ли сказать, что автомобилем этим в итоге стал ВАЗ-2101, в базу которого легла так непросто рождавшаяся конструкция Fiat 124?

боевой Товарищи

Fiat 124 стал одним из самых популярных в мире лицензионных машин. В перечне его ближайших родственников отнюдь не только «Жигули»…

ВАЗ-2101

Но, «копейка» в любом случае — самый серьёзный и самый массовый из братьев. При внешнем, практически аналогичном, сходстве ВАЗ-2101 (главные трансформации по дизайну — утопленные клыки и дверные ручки на бамперах) заметно отличался от итальянца конструктивно. Модернизированный двигатель с верхним размещением распредвала, усиленная коробка передач с синхронизаторами от спортивной модели 124 Spider, новая тормозная совокупность с более долговечными в непростых условиях эксплуатации задними барабанами.

Помимо этого, «копейка» обзавелась усовершенствованной задней подвеской — конструкцию с реактивной трубой поменяла более продвинутая схема с продольными рычагами. Наконец, сам кузов существенно усилили, а сиденья сделали раскладывающимися — при жажде в салоне «копейки» возможно было организовать несколько спальных мест.

Seat 124

В отличие от «Жигулей», испанская версия Fiat 124 полностью, за исключением эмблемы и шильдиков, повторяла оригинал. Тот же 1,2-литровый 60-сильный мотор, те же тормоза и подвеска. Легко архаичные характерный дизайн и дверные ручки бамперов кроме этого поменять не стали. В Испании, как и в СССР, 124-й ожидала продолжительная высокая популярность и конвейерная судьба.

Всего за 12 с лишним лет выпустили около 900 тысяч экземпляров.

Premier 118NE (Premier Viceroy)

Быть может, самый экстравагантный из родственников 124-го, индийский Premier 118NE — по сути, лицензионная версия рестайлингового Seat 124 (да-да, как раз «Сеата»), представленная в 1981-м. Не считая легких косметических трансформаций, «Премьер» любопытен 1,2-литровым 52-сильным мотором от… Nissan Micra. Но, рекордными продажами 118-й похвастать не имел возможности.

Выпуск индийского «Сеата» прекратили в 2001-м, а практически сразу после этого не стало и самой Premier Automotive Limited.

Tofas Murat 124

Турецкая компания ТОФАШ (TOFAS — Turk Otomobil Fabrikasi) известна в первую очередь совместными с Peugeot и FIAT разработками коммерческих автобусов и грузовиков, но и легковушками компания также занималась. Причем первой из них был как раз лицензионный 124-й, узнаваемый в Турции под именем Murat 124. Более поздняя рестайлинговая версия, вычисляй турецкая «пятерка», именовалась Tofas Serce — воробей в переводе.

Kia Fiat 124

Немногие знают, что Fiat 124 важен не только за появление первой модели Волжского автомобильного завода, но и первого автомобиля марки Kia. С 1970-го по 1975-й лицензионную версию итальянского седана производили на сборочных мощностях компании Asia Motors Industries — филиала всем нам известной Kia Motors. Кстати, это фото сделано в фирменном музее компании.

Весьма интересно, из-за чего у первого легкового Kia столь потрепанный вид?…

Pirin Fiat 124

Место сборки этого «Фиата» с головой выдает первое слово в заглавии модели. Так как Пирин — узнаваемый горный массив в Болгарии. Само же болгаро-итальянское СП особенной известностью похвастать не имеет возможности.

Достаточно заявить, что на заводе в городе Ловеч за четыре года собрали всего 309 «Фиатов-124», из которых 35 были универсалами.

Источник: https://auto.mail.ru/article/60035-proobraz_pervyh_zhigulei_vse_moglo_byt_sovershenno_inache/

ВАЗ 2106 ЭТОГО НЕ МОЖЕТ БЫТЬ КОМПРЕССОР ТАК НЕ ЕДЕТ $$$

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: