Проект пассажирского самолета «гаккель.х».

      Комментарии к записи Проект пассажирского самолета «гаккель.х». отключены

Проект пассажирского самолета «гаккель.х».

Разработчик: Я.М.Гаккель
Страна: СССР
Проект 1922 г.

Одним из первых в послереволюционной Советской республики к теме пассажирских самолетов обратился пионер авиации Яков Модестович Гаккель. Во время 1910-1912 годов он выстроил девять летательных аппаратов, семь из которых в полной мере удачно летали. В будущем, по обстоятельству недочёта средств, Гаккель был должен прекратить деятельность в авиастроительстве.

Как мы знаем, что позднее, он, инженер-электрик по образованию, занимался созданием электровозов и тепловозов и достиг в данной области несомненных удач, став и в данной новой для России области техники первопроходцем. Но был период, в то время, когда Яков Модестович сохранял надежду продолжить свои работы в авиации, причем надежды собственные связывал с созданием аппаратов для Гражданского воздушного флота.

Еще в первой половине 20-ых годов двадцатого века он разрабатывает проект пассажирского триплана на 25-30 человек, после этого готовит схемы пятимоторного триплана и аналогичного четырехплана. самая обстоятельной работой Гаккеля этого периода явился проект трехмоторного самолета, обозначенный конструктором как «Самолет пассажирский тип X». В пояснительной записке к проекту, датированной 23.VI.1922 г. и направленной от лица доктора наук Гаккеля для рассмотрения в рабочую группу Главвоздухфлота указывалось:

«Предлагаемый тип самолета — биплан — создан по окончании рассмотрения последовательности вариантов. Мы остановились на нем благодаря выяснившихся преимуществ перед вторыми, — писал Я.М.Гаккель в пояснительной записке.
— Базу самолета образовывает ромбовидное тело (фюзеляж) с закрытой кабиной для 15 пассажиров. Перед пассажирской кабиной расположено помещение механика и пилота… В носовой части самолета установлен центральный мотор. Два вторых подвешены симметрично по обеим сторонам, на высоте центрального мотора, между крыльями.

Расстояние между осями боковых моторов образовывает 5 м, они снабжены толкающими пропеллерами».
Потом направляться обоснование первого несомненного преимущества перед всеми другими нового самолета: оно содержится в том, что Гаккель сумел перевоплотить боковые двигатели в силовые стойки, поддерживающие крылья.
Он пишет: «Конструкция, поддерживающая боковые моторы, есть вместе с тем связью между крыльями биплана. Так, свободно-несущие крылья начинаются только от моторов и при размерах крыльев в 22 метра свободные крылья оказались бы длиною по 8,5 м».
Гаккель поясняет, что такая конструктивная находка разрешила уменьшить поперечное сечение крыльев, расширить их жесткость, уменьшить вибрацию крыльев в полете, поменять их установочный угол и противодействовать короблению.
«Это соединение есть новой, уникальной конструкцией, которую мы именуем «двойной кронштейн»…» На двух страницах он приводит схемы и расчёты, подтверждающие преимущества «двойного кронштейна» и размеры основных частей самолета:
размах крыльев — 22 м;
расстояние между крыльями — 2,1 м;
громаднейшая толщина — 0,5 м;
площадь крыльев — 105 м2;
установочный угол нижнего крыла — 5°;
площадь стабилизатора — 8 м2;
площадь киля — 3,5 м2;
протяженность самолета — 15 м;
высота — 4,2 м.

Крылья Гаккель собирался обшить 5-миллиметровой ольховой фанерой, все другие части — 3-миллиметровой. Примечательно, что для уменьшения вредного сопротивления он детально обрисовал разработку обработки обшивки: фанера полируется, покрывается вареной олифой, по окончании подсыхания крепится латунными шурупами, после этого шпаклюется, зачищаются стыки, после этого самолет окрашивается два раза масляной краской и наконец покрывается масляным лаком. (Эта часть описания, возможно, будет занимательна самодельщикам).
Под полом механика и кабины пилота Гаккель поместил бензиновые баки емкостью в 1360 литров и масляные баки. Обзор из кабины пилота был хороший.

Как видим, самолет Гаккеля был достаточно удобен для 1922 года, в то время, когда он проектировался, по сравнению с другими, обслуживающими авиалинии Франции, Англии и Италии. Самолет имел возможность делать 8-часовой полет со скоростью 160 км/ч.

Заканчивалась объяснительная записка вариантами выбора силовой установки и подсчетом весов для разных вариантов полета: «Как выяснилось из аэродинамического подсчета — для исполнения задания восьмичасового полета со скоростью 160 км/час при 6 человеках команды либо при 4-х часовом полете при 14 человеках (2 пассажиров и 12 лётчика) потребуется мощность всех моторов в 650 л.с. Эту мощность мы разбиваем на три мотора: берем головной мотор Роллс-Ройс в 360 л.с. и два боковых БМВ по 185 л.с, т.е. всего 730 л.с.» Вес безлюдного самолета получался согласно расчетам 3070 кг, полетный вес 4500 кг. Нужный груз — 1400 кг.

Потом Гаккель пишет, что, не смотря на то, что труды доктора наук Н.Е.Жуковского, А.Г.Эйффеля и Г.А.Ботезата позволяют выяснить расчетную большую скорость его самолета, он однако методом сравнения черт с самолетами Фоккера, Юнкерса, Дорнье и Кертиса вычисляет самая вероятную большую скорость «Гаккеля Х», равную 203 км/ч. По окончании чего он заключает:
«Из этого видим, что расчет сделан нами не только с опаской, но с таким запасом, что возможно ожидать от проектируемого нами самолета исполнения более тяжелых заданий, чем поставленные нами себе сначала. Доктор наук Я.Гаккель, 15 июля 1922 года.»

Проект самолета Гаккеля создавался во время общего интереса к гражданской авиации, он кроме этого совпал с возникновением в Российской Федерации разных (в первую очередь германских) обществ, стремящихся взять необыкновенное право на организацию воздушных сообщений. Разумеется, исходя из этого Я.М.Гаккель предлагал (в частности, инженеру Б.Н.Воробьеву) основать собственный АО по эксплуатации и производству задуманного самолета. Но, в первой половине 20-ых годов XX века для постройки для того чтобы затратного авиалайнера попросту не имелось средств, исходя из этого предстоящего развития он не взял.

Я.М.Гаккель собирался передать для публикации и другие собственные разработки: быстроходного глиссера, учебно-спортивного самолета «Гаккель.XI», авиетки «Муха», гидросамолета, — но они случайно попали в другие руки и пропали бесследно…

Гаккель.Х. Рисунок.

Гаккель.Х. Чертеж.

.

.

Перечень источников:
Михаил Маслов. Проект авиалайнера Я.М. Гаккеля.
Николай Непомнящий. 100 великих тайных русской истории. Пропавшая рукопись инженера Гаккеля.

Первая демонстрация пассажирского самолета МС-21

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: