Проект малого авианосца 1939 года

      Комментарии к записи Проект малого авианосца 1939 года отключены

Показавшиеся в годы Первой Мировой авианесущие суда не рассматривались ведущими морскими державами в качестве основной ударной силы флотов. Громаднейших удач в развитии авианосцев между первой и второй мировыми войнами достигли Англия, США и Япония. Сперва они переоборудовали коммерческие суда и различные корабли, а после этого приступили к постройке по особым проектам.

Перед Второй мировой войны войной данные государства и Франция располагали (осуществляли постройку) соответственно следующим числом авианосцев: 7 (5), 5 (1), 6 (3) и 1 (2). Во второй половине 30-ых годов XX века первый авианосец заложили в Германии, а уже на протяжении войны начали переделку в авианосцы двух гражданских судов в Италии. Но по различным обстоятельствам ввести их в строй так и не удалось.

Во вторую мировую войну на протяжении военных действий на море стало ясно, что основная ударная сила флота – их основное и авианосцы оружие – палубные самолеты.

Проект малого авианосца 1939 года

А как же обстояли дела с этими судами у нас, ставился ли вопрос об их создании и в случае если да, то для каких целей предполагалось применять авианосцы? Ответом могут служить слова командующего ВМФ СССР незадолго до и в годы ВОВ адмирала Н. Г. Кузнецова [2], вынесенные в заголовок данной статьи. Действительно, постройка первого корабля по последней предвоенной программе откладывалась на последний год третьего пятилетнего замысла (1938-1942 годы).

Это разъясняется тем, что правительство в то время отдавало приоритет постройке линкоров типа «СССР», тяжелых («Кронштадт») и легких («Чапаев») крейсеров; авианосцы же, как тогда считалось, предназначались только для защиты линейных кораблей с воздуха не3меньше.

Справедливости для направляться подчернуть, что обращение о включении в состав отечественного флота авианосцев шла еще в 20-х годах. Тогда намечалось переоборудовать пострадавший от пожара линкор «Полтава» (и после этого перевести его в Черное море), недостроенный из-за сложности в изготовлении башенных установок линейный крейсер «Измаил» а также учебное судно «Комсомолец».

Так, к примеру, 14 июля 1925 года Научно-технический комитет (НТК) Управления ВМС РККА взял задание создать к 1 октября эскизный проект перестройки «Измаила» в авианосец. Для исполнения данной работы рекомендовалось воспользоваться зарубежным опытом и, в случае если потребуется, кроме того привлечь из зарубежа экспертов «по авианосному судостроению» и взять соответствующие чертежи и техдокументацию [4].

В связи с намеченной постройкой судов всех классов глава Главного морского штаба (ГМШ) РККФ флагман флота 2 ранга Л. М. Галлер 6 февраля 1938 года утвердил тактико-технические требования (ТТТ) к будущему авианосцу. Согласно точки зрения отечественных военно-морских экспертов, его главное оперативно-тактическое назначение – использование авиации в операциях в открытом море и у берегов соперника в отдаленных районах для разведывательных, бомбардировочных и противовоздушных целей. Вследствие этого к будущим авианосцам предъявлялись следующие требования: 45 самолетов (30 легких истребителей и 15 бомбардировщиков), шесть-восемь 130-мм и четыре-шесть спаренных 100-мм зенитных орудий в открытых палубных установках со щитами либо лишь двенадцать универсальных спаренных 100-мм пушек, восемь 37-45-мм автоматов и 12,7-мм пулеметы, стандартное водоизмещение 10 000-11 000 т, скорость 30 уз, дальность плавания экономическим ходом не меньше 4000 миль, броневая защита лишь для самых жизненных частей корабля (толщина бортовой и палубной брони такая, как у «крейсеров нового типа»), живучесть и непотопляемость должны были обеспечить независимое возвращение на базу при затопления двух любых смежных отсеков.

В тактико-техническом задании (ТТЗ) на проектирование авианосца предлагалось проработать варианты с паротурбинной и дизельной энергетическими установками и с различными методами вывода дыма: или на оба борта от каждой группы котлов с возможностью «каждому котельному отделению либо группе котлов трудиться на любой борт» либо через «остров» – надстройку на правом борту, или во втором случае газы выводились под воду. Водоизмещение на опробованиях разрешалось довести до 13 000 т, скорость хода расширить до 34 уз (экономическая 18 уз), а автономность – до 30 дней.

Изменялось в отличие от ТТТ и артиллерийское оружие: шесть 130-мм в трех башнях, шестнадцать спаренных открытых зенитных 100-мм орудий и столько же счетверенных 37-мм автоматов и двадцать 12,7-мм пулеметов. Для обеспечения обычного взлета самолетов надводной части корпуса следовало придать удобообтекаемую форму, проверенную продувкой моделей корабля в аэродинамической трубе, а кормовую и носовую оконечности полетной палубы загнуть вниз по радиусу 5 и 3 м. Параллельно с ТТЗ на корабль создали ТТЗ на авиавооружение.

ЦНИИ-45 (на данный момент ЦНИИ имени академика А. Н. Крылова), полагая вопрос создания авианосцев «очень актуальным», начал во второй половине 30-ых годов двадцатого века громадные изучения, для которых привлек материалы по проектированию «авиакораблей», выполненных ЦНИИ-41 в предшествующие годы. Это разрешило создать к маю 1939 года предэскизный проект авианосца малого водоизмещения и взять достаточно полные и качественные результаты, дающие возможность установить главные тактико-технические элементы судов этого класса.

Помимо этого, в ЦНИИ-45 изготовили модель авианосца в масштабе 1:200, и пара вторых моделей для продувки в аэродинамической трубе ЦАГИ. Работа над проектом корабля велась сперва в инициативном порядке, а после этого по просьбе университета ее включили в замысел 1939 года. В будущем проект утвердили Народный комиссариат судостроительной индустрии и Управление кораблестроения (УК) ВМФ.

Так что же воображал собой проект отечественного авианосца, созданный без каких-либо особых «оснований» ГМШ ВМФ СССР и направленный 19 июля 1939 года на рассмотрение в УК? В его базу лег проект № 68 (легкий крейсер типа «Чапаев»), потому, что выполненный расчет нагрузки, в котором учли такие своеобразные элементы авианосца, как ангар, «остров», подкрепления и т. д., при сравнении с прототипом продемонстрировал полную целесообразность для того чтобы подхода.

Отысканное ответ разрешило унифицировать главные кораблестроительные элементы обоих проектов, в частности теоретический чертеж, главные размерения, и сохранить конструкцию корпуса (наружная обшивка, комплект бортов и днища, продольные и поперечные переборки) до основной броневой палубы и энергетическую установку. Для компенсации массы надстройки («острова»), расположенной на правом борту, три котельных отделения носовой группы пара смещались к левому, бортовая броня которого для той же цели имела громадную толщину. Помимо этого, стало возмможно снизить количество проектных и технологических работ, что уменьшало цена и уменьшало срок постройки корабля.

Сравнив расчет неспециализированной прочности с таким же расчетом американских авианосцев «Лексингтон» и «Саратога», размещённым в особой литературе, советские конструкторы убедились в благоприятном распределении напряжений в продольных связях корпуса корабля, в каковые засчитывались кроме этого продольные элементы и полётная палуба конструкции ангара. Вследствие этого произошло корпус авианосца сделать из простой судостроительной стали, а из спецсталей, употреблявшихся в проекте № 68 – лишь самые напряжённые узлы. Кстати, отдельными элементами наружного вида проект отечественного авианосца чем-то напоминал подобные суда японии и Великобритании.

Итак, главные тактико-технические элементы (ТТЭ) проекта авианосца выглядели следующим образом: водоизмещение стандартное 10 600 т, обычное 11 300 т, полное 13 150 т; громаднейшая протяженность по полетной палубе 215 м (по КВЛ 195 м); ширина по КВЛ 18,7 м (громаднейшая по полетной палубе 24 м); высота борта при миделе 10,4 м (до полетной палубы 16,4 м); средняя осадка при обычном водоизмещении 5,88 м; метацентрическая высота 1,2-1,25 м, достаточная для сохранения кораблем хорошей остойчивости при затоплении трех любых смежных отсеков, обеспечивала плавную качку с периодом не меньше 11,5 с (подобное затопление снабжало и непотопляемость при целом надводном борте на всем его протяжении и уничтоженном ангаре).

Корпус корабля в средней части набирался по продольной, а в оконечностях – по поперечной совокупностям комплекта. Конструкция основных поперечных и продольных переборок ниже полетной палубы соответствовала проекту №68, а шпангоуты при притыкании их ветвей к полетной палубе приобретали развал. Для упрощения разработки верхние части шпангоутных рам представляли собой отрезки прямых.

Так, принятая совокупность комплекта разрешила оформить конструкцию полетной палубы площадью 4400 м? в виде прочной платформы, имеющей бортовые 1,5-кормовой свес и метровые консоли длиной 16 м. Для размещения артиллерии, шлюпочного и параванного устройств предусматривались бортовые спонсоны. Вывод котельных дымоходов осуществлялся на правый борт, а вентиляционные шахты пребывали на левом. Боевая рубка, зенитные автоматы, управления и различные посты наблюдения как кораблем, так и авиагруппой, размешались в семиярусной надстройке высотой 17 м, установленной на правом борту между 109 и 158 шпангоутами.

При сборке корпуса по большей части использовалась клепка. Сварку намечалось создавать лишь в оконечностях ангарной и нижней палуб, платформах, продольных и поперечных их наборе и переборках, и во всех легких конструкциях острова и «корпуса». Действительно, не удалось выполнить из-за малой ширины корпуса более идеальную противоминную защиту.

Покинули такой же, как в проекте № 68, 1,23-метровый дифферент на шнобель, потому, что у быстроходных судов на полном ходу носовая оконечность привсплывает.

Энергетическая установка, складывавшаяся из двух турбозубчатых агрегатов полной мощностью по 55 000 л.с. при 290 об/мин (неспециализированная 110 000 л. с.), в перегрузку по 63 250 л. с. при 315 об/мин и шести основных паровых котлов производительностью по 106 т пара в час (большая 115) при температуре 26 и давлении ат 325°С снабжала скорость хода 33,75 уз. Электричество (постоянный ток напряжением 220 В) производили четыре турбо- и два дизель-генератора. Дальность плавания составляла 3800 миль, громаднейший запас горючего – 2550 т.

Для броневой защиты использовалась особая броневая гомогенная сталь. Главное бронирование складывалось из главного бортового пояса, расположенного между 38 и 213 шпангоутами, высотой в средней части корабля 3,3 м, из которых 1,15 м уходили под воду, толщиной 75 мм с правого борта и 100 мм с левого. Собственной верхней кромкой он опирался на 50-мм нижнюю броневую палубу, ограниченную теми же шпангоутами.

На боевую рубку шла броня толщиной 50 мм, траверзы на 38 н 213 шпангоутах – 75 мм, румпельное отделение и бензохранилище – 30 мм. Для настилки полетной палубы, стенок острова и «ангара», кожухов дымовых обшивки и труб спонсонов 100-мм орудий употреблялась 12-мм противопульная броня. Стабилизированные посты наводки, башни зенитных автоматов и щиты 100-мм орудий прикрывались 14-мм броней.

Артиллерийское оружие было представлено восемью 100-мм универсальными орудиями совокупности Б-34 со щитами, расположенными на четырех бортовых спонсонах (по два орудия на каждом)’, шестнадцатью 37-мм зенитными автоматами в четырехствольных башнях и двадцатью 12,7-мм пулеметами на тумбах, размещенных в оконечностях по бортам корабля кроме этого на спонсонах (по пять на каждом). Количество выстрелов на один 100- и 37-мм ствол составляло соответственно 300 и 800.

В авиагруппу планировалось включить до 30 самолетов: один отряд – 10 многоцелевых разведчиков-бомбардировщиков и два отряда – 20 истребителей. В качестве первых намечались двухместные бипланы, вторых – одноместные монопланы с убирающимися шасси. Все самолеты должны были иметь складывающиеся крылья, тормоза и хвостовые крюки для посадки на аэрофинишеры.

Предварительные тактико-техннческие эти (ТТД) разведчиков и истребителей-бомбардировщиков (указаны в скобках) выражались следующими цифрами: полетный вес 2140 кг (3900), большая скорость на высоте 5000 м 500 км/ч (440), посадочная скорость 100 км/ч (90), разбег 125 м (136), пробег 142 м (115), продолжительность полета при большой скорости 2 ч (3). Оружие истребителей должно было складываться из двух 7,62-мм пулеметов и одной 20-мм пушки (в перегруз брались две 50-кг бомбы), а разведчиков-бомбардировщиков – из трех 7,62-мм пулеметов (из них один на турели) и 500-кг бомбовой нагрузки. Неспециализированный запас бензина (100 т) и масла (10 т) рассчитывался на пять полетов всей авиагруппы корабля. Неспециализированный вес всех авиабомб – 33 т.

Потому, что речь заходит об авианосце, то остановимся на более подробном описании его оборудования и специфической конструкции. Полетная палуба имела древесное, пропит

«Проект 941-бис» новый подводный Авианосец России

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: