Про одного шамана и его танцы с бубном вокруг божка т-111

      Комментарии к записи Про одного шамана и его танцы с бубном вокруг божка т-111 отключены

Открыто и грубо выражаясь, возможно, всех уже «задолбали» выдаваемые чуть не в каждой статье, посвящённой танкам 30-х, «откровения» отечественного почтенного коллеги Вадима Петрова о «безвременно почившем», без пяти мин. первом советском ОБТ, «выдающемся» танке Т-111, погубленном злыднем Д.Г. Павловым (тогдашним главой АБТУ), что якобы злонамеренно зарубил это «выдающее достижение советской техники» для массового выпуска груды хлама под маркой КВ.

В качестве противовеса через чур уж агрессивному и навязчивому точке зрения В.П. на эту тему, я желаю представить на суд сотрудников собственное видение этого вопроса. Это не попытка что-то совсем доказать и уж тем более не «истина в последней инстанции» – чем всегда грешит почтенный В.П. – наоборот, я заблаговременно признаю, что могу в чём-то, где-то и, быть может, не хило заблуждаться. Это всего лишь ИМХО (для тех, кто имеет иную точку зрения, сиречь голимая альтернатива, не смотря на то, что и не к истине, но сугубо к В.П.), идущее вразрез с маниакальными утверждениями названного выше почтенного В.П.

Итак.

Почтенный Вадим уже «имел честь» публично лгать, что-де Павлов мешал созданию Т-111, «зарубил» эту прекрасную машину а также лично отстранил от работы гения Гинзбурга лишь для того, чтобы вместо серийного выпуска превосходного ОБТ Т-111, в СССР разрабатывался и в огромных количествах выпускался «вредительский» КВ.

За КВ я сейчас распинаться не буду – в честь этого, столь ненавистного В.П. «идолища» я намерено отдельную постишку в обязательном порядке сделаю.

А чтобы разобраться с «фетишем» В.П. Т-111, нужно будет вернуться к провалу КБ Гинзбурга с созданием нового «общевойскового» колёсно-гусеничного танка Т-46 (правильнее уже Т-46-1, потому, что работу по Т-46 удачно провалили чуть ранее).

Про одного шамана и его танцы с бубном вокруг божка т-111

(Несостоявшийся ОБТ РККА – танк Т-46)

По большому счету, танк Т-46-1 в принципе оказался, он удачно прошёл опробования и по части ТТХ в полной мере соответствовал требованиям клиентов в лице не шибко разбирающихся в танках тогдашнего начальника АБТУ Халепского и начальника оружий РККА Тухачевского. Вот лишь конструкция его была очень сложной, и цена танк имел по тем временам большую (практически догнав громадный средний трёхбашенный Т-28).

Наряду с этим, «сорок шесть-один» не имел никаких значительных преимуществ по бронезащите и вооружению над серийно выпускавшимися Т-26 и БТ. Не страно, что в качестве ОБТ за такие башли, Т-46-1 был на фиг никому не нужен.

Но деньги и время на его разработку были израсходованы неприлично громадные, а армия, по сути, осталась со своим старьём у «разбитого корыта».

Предчувствуя бешенство теряющих терпение клиентов, Гинзбург в качестве молниеотвода внес предложение создать настоящую «вундервафлю» – чисто гусеничный ОБТ массой 18 т с ЦЕМЕНТОВАННОЙ (не создаваемой ещё в СССР в промышленных количествах!) бронёй 25-30 мм толщиной (эквивалентной 40 мм гомогенной) и с башней от Т-46 (увеличенная версия башни Т-26, в которой возможно было установить на выбор хоть 45-, хоть 76,2-мм пушку), но с наклонными стенками.

Потому, что у Гинзбурга тогда «под руками» был «собственный свечной заводик» в виде 185-го умелого з-да, на нём начались опыты по сварке корпусов (проходили под индексом Т-46-3) из 30-мм цементованной брони, закончившиеся полным провалом. Что не страно – умелый танковый заводик это совсем не НИИ сварки и металлургии! (Совершенно верно так же провалом закончились и все потуги 185-го УМЕЛОГО ТАНКОВОГО з-да сделать личный дизель-мотор).

Однако Гинзбург, кинув копаться со сваркой цементованных бронеплит, продолжил работу сходу в двух направлениях – с корпусом из 30-мм цементованной брони, собираемом на заклёпках и болтах, и сварном корпусе из гомогенных бронеплит толщиной 40-45 мм. Не ждя окончания этих опытов, Гинзбург, как подлинный «хозяин-барин», подписывает чертежи опытного образца танка Т-46-5, которым он планировал реабилитироваться и осчастливить РККА, не осознавая, что кроме того при успехе мероприятия, машина конкретно окажется НЕ технологичной и НЕ приемлемой по цене. Но, толстая броня всё забудет обиду!

Но это «творчество свободного художника» Гинзбурга, распоряжавшегося КБ и целым умелым заводом сугубо по собственному усмотрению, категорически не пришлось по нраву управлению РККА в лице названных выше Халепского и Тухачевского. «Толстобронные» работы Гинзбурга совсем не укладывались в текущую «танковую политику». Халепский и Тухачевский традиционно делали ставку на КГ движители, на подвижность танков в ущерб их защищённости (правильнее, они считали как раз подвижность лучшей защитой танка).

А опытному «хозяйственнику», помощнику Халепского Бокису, легко было «на пальцах» доказать руководству, что правительство ни при каких обстоятельствах не согласится на ОБТ (массовый танк на замену Т-26, БТ а также Т-28) весящий 18 т, а скорее всего и поболее! В случае если уж «картонный», с жалкой 15-мм бронёй, но наряду с этим весящий больше 17 т Т-46-1 «зарубили» как неприемлемо чрезмерный, то каким окажется по весу (и соответственно по цене) танк с клёпаным (жутко не технологичным) корпусом из 30-мм цементованной брони (которую ещё и не производят!), и уж тем более сварным корпусом из гомогенной брони в 40-45 мм (чего раньше также никто не делал!)?

Уж очевидно не обещанные Гинзбургом 18 тысячь киллограм! Тем более, что по прошлому опыту, управление РККА замечательно знало, что «его команда и Гинзбург» в далеком прошлом «набили руку» в деле давать слово одно, а выдавать совсем второе. Так, вместо 17-тонного Т-28 Гинзбург «осчастливил» армию 25-тонной махиной, а вместо 37-тонного Т-35 – аж 52-тонным чудовищем Т-35А. Т-46 также из 10 тысячь киллограм, обозначенных в изначальном техзадании, и 14-15 т. в ТТЗ на конкретный Т-46-1, «внезапно вырос» до 17,5 т (серийная версия Т-46-1).

И это при всё той же 15-мм броне! Так имел возможность ли обещанный Гинзбургом танк с 30- либо 40-45-мм бронёй весить 18 т, да ещё и наряду с этим быть приемлемым по цене? Шутите?

Ни в коем разе!

Т. е. для определявших вектор в развитии отечественного танкостроя начальников РККА нынешняя деятельность Гинзбурга представлялась легко тщетным и бессовестным разбазариванием народных средств «на широкую ногу». Исходя из этого Гинзбург был отстранён от работы распоряжением Тухачевского и попал за собственные «толстобронные художества» под следствие. Все работы по Т-46-5 были срочно прекращены как заведомо бесперспективные.

А позже грянули репрессии и в самой РККА. Тухачевский, а за ним и Халепский с Бокисом, были смещены со собственных постов и арестованы (справедливости для, нужно подчернуть, что занявший ненадолго кресло Халепского Бокис, может и с перепугу, чтобы не загреметь за бывшим главой, быстро поменял взоры и уверовал, что танки нуждаются не только в скорости, но и в бронезащите).

На том самом 185-ом умелом заводе, КБ которого руководил Гинзбург, начались «чистки и» разборы полётов (аресты вредителей, саботажников и шпиёнов). По свидетельству Горлицкого, арестован был и Гинзбург. Что совсем не страно.

Уж не знаю, чем для «свободного художника» Гинзбурга закончился бы тот арест (его бурная деятельность в развитие официально закрытой темы Т-46, для следователей НКВД, очевидно балансировала на грани вредительства и самоуправства), но на его счастье, новый глава АБТУ Павлов, воочию замечавший, как ПТП, МАПы а также ККП франкистов, итальянцев и немцев простреливают отечественные жестяные танки в Испании, весьма заинтересовался проектом прекрасно защищённого Т-46-5 и по ЕГО распоряжению работы над танком возобновляются. Но сейчас танк Т-111 должен был взять броню, снабжающую ему безотносительную защиту от всех типов тогдашних ПТП – 60 мм.

Не совсем ясно, где Павлов видел место Т-111 в совокупности оружия бронетанковых армий РККА, потому, что «небольшой танк тяжёлого бронирования» не имел возможности заменить тяжёлый по прочине слабости вооружения и низкой проходимости при преодолении заблаговременно подготовленной полосы обороны соперника. А стать массовым пехотным он не имел возможности по обстоятельству очень большой стоимости.

Вероятнее, ему отводилась роль некоего тактического усиления лёгких пехотных танков (тех же Т-26) в операциях, где применение громадных и весьма дорогих тяжёлых танков прорыва неоправданно (напомню – так как в то время, новые тяжёлые танки вспоминали в виде трёхбашенных монтров весом до 60 тысячь киллограм!) Но, то, что Т-111 разрабатывался не для каких-то в том месте дурных опытов, в частности для действующей РККА – без сомнений. В тогдашнем СССР по большому счету ни при каких обстоятельствах ничего не разрабатывали просто так.

Все танки, что остались в категории «умелых» – это очевидные конструкторские неудачи, каковые или исправлялись в следующих моделях, или тема «до лучших времён». И сделанное как-то на полном серьёзе заявление В.П., что КБ 185-го з-да – это «танковый НИИ» что занимался сугубо НИОКРами и ни при каких обстоятельствах не разрабатывал танков, годных для серийного выпуска, ничего не считая гомерического смеха вызывать не имеет возможности.

Да, не разрабатывал, потому, что у него никак не получалось свести в одной модели ТТТ, технологические возможности серийных фабрик и приемлемую цена. А вот создавалось то КБ как раз для разработки новых танков для РККА.

В любом случае, главным хорошим моментом в создании Т-111 можно считать относительное освоение разработки сварки танковых корпусов из ГОМОГЕННОЙ брони толщиной 60 мм (как раз относительное, потому, что тот же Свирин говорит, что опытный образец Т-111 имел и заклёпочно-болтовые соединения в таком количестве, что в т. ч. и из-за них танк был признан нетехнологичным, а потому негодным). Но в то время и такая разработка ещё оставалась хайтечным «ноу-хау». Как и новая литая башня.

Это были принципиально новые разработки, ещё совсем недоступные для массового производства. Прежде в СССР не применяли броневое литьё танковых башен, а бронедетали толщиной 30, 50 и 70 мм (в танках Т-28 и Т-35А) присоединялись клёпкой.

С благословения Павлова, Т-111 был весьма скоро, возможно сообщить в спешке, спроектирован и выстроен весной 1938 года. Никаких иллюзий довольно его будущего ни у кого (не считая ещё не знавшего отечественной танкоразработческой кухни Павлова!) не было, потому, что «сшитый на скорую руку» из задела по Т-46-1 и первого варианта Т-46-5, танк снова оказался «кривым» и бесперспективным – как но, и все поделки «студии свободных художников» Гинзбурга. При массе аж в 32 тонны, он имел трансмиссию от 17,5-т.

Т-46-1, которая вообще-то рассчитывалась на машину до 16 т. весом. Хайтечная литая башня была тесной кроме того для двух танкистов и в неё категорически не влезала трёхдюймовая пушка (что к тому времени уже считалось необходимым). Сблокированная подвеска была неудачной и сложной и для производства и для технического обслуживания.

К этому ещё возможно добавить отсутствие серийного выпуска двигателя, мощность которого, кстати, кроме этого доходила для танка массой в 16 тысячь киллограм, но отнюдь не для 32-тонного монстра, что с двигателем и трансмиссией от 17,5-тонного Т-46-1 развивал скорость всего 31 км/ч – прям как устаревший на всю голову Т-26!

(Т-111 на протяжении опробований)

Сейчас, сугубо вскользь о столь ненавистном для В.П. КВ. Как раз вскользь, потому, что КВ – это тема следующего поста.

В.П. то ли не осознаёт, то ли совсем игнорирует – новые тяжёлые танки первоначально (именно на протяжении возни с Т-111) проектировались трёхбашенными, массой до 60 тысячь киллограм, чуть позднее – уже двухбашенными массой до 55 тысячь киллограм, и они никогда, кроме того теоретически, не были соперниками «малому танку тяжёлого бронирования» Т-111.

Утверждать, что в 1938-39 годах программа создания тяжёлых танков «убила» Т-111, то же самое, что придумывать АИ начала 30-х, в которой программа создания Т-35А на корню «убивает» запуск в серию Т-26! Правильнее БТ, потому, что БТ и Т-35А производил одинаковый ХПЗ. Подобный абсурд.

И основное – к тому времени, в то время, когда КВ был принят на вооружение, тема Т-111 уже была в далеком прошлом похоронена. И отнюдь не Павловым!

Но возвратимся к Т-111. Его полигонные опробования длились до осени 38 года и в целом были признаны довольно успешными.

И не смотря на то, что двигатель танка задыхался под таковой массой, подвеска была очень неудобной в обслуживании, скорость удовлетворяла лишь на полигонной полосе препятствий (где танки любого типа двигались сугубо «шагом»), а оружие изначально считалось неудовлетворительным (клиент потребовал 76,2-мм пушку), по их итогам Павлов упорно пробовал «пробить» выпуск умелой партии Т-111 во второй половине 30-ых годов двадцатого века для всесторонних войсковых опробований, в чём ему было отказано. Т. е. тема Т-111 была закрыта ДО принятия КВ на вооружение.

Более того! В то время, когда Т-111 уже похоронили, ещё никто не имел возможности сообщить, окажутся ли у отечественных разработчиков те самые тяжёлые танки и будут ли они по большому счету приняты на вооружение! А вдруг и будут приняты, то ещё неизвестно, кто их будет производить – так как для того времени это был привычно эксклюзивный и штучный товар. Павлов на их судьбу, как и на судьбу Т-111, никак воздействовать не имел возможности – не тот уровень!

Всё, что Имел возможность, он для Т-111 УЖЕ сделал, а на судьбу какого-либо в том месте, ещё лишь разрабатываемого (одного из трёх соперничающих проектов!) КВ, он ЕЩЁ в принципе никак воздействовать не имел возможности.

Да и по большому счету, на мой взор, Павлову в выпуске умелой партии Т-111 отказали верно. Кто будет эту партию создавать? ЛКЗ для выпуска перспективных тяжёлых танков с толстой бронёй ещё необходимо было реконструировать.

Да и какой уже на фиг Т-111 в 1939-ом году?! Его «поезд» ушёл окончательно ещё в 37-ом, в то время, когда Тухачевский с Халепским не смогли по преимуществу оценить «вундервафлю-замануху» «выпавшего из доверия» Гинзбурга в виде ещё дико не технологичного толстобронного корпуса, взгромождённого на лишённое колёсного хода шасси 17-тонного Т-46-2! По сути – исходя из имеющихся в то время разработок, это был «фальстарт», что ни к чему хорошему привести не имел возможности.

Львиная часть корпусов бы в брак.

Но кроме того если бы ту партию с грехом пополам выпустили. Что дальше-то? Как массовый пехотный танк (а с его большой скоростью в 31 км/ч и ср. уд. давлением на грунт в 0,9 кг/см.кв. он в маневренные категорически не годился), Т-111 был не состоятелен – через чур не сильный оружие при большом весе (а усиление оружия утяжелит танк ещё больше) и неприемлемой для массовой пехотной автомобили цены.

Плюс отсутствие серийного двигателя, не сильный трансмиссия, негодная подвеска и проч. недочёты.

Само собой разумеется, возможно впадать в демагогию, рассуждая, что из Т-111 ТЕОРЕТИЧЕСКИ Имел возможность бы оказаться хороший танк (А ведь имел возможность бы и не оказаться! И что тогда?!) – но для этого нужно (лишь чур не ржать, ситуёвина-то в действительности грустная!): второй мотор, другую подвеску, другую башню, другую трансмиссию, второе оружие и броню не толще 45 мм.

И в случае если всем этим всерьёз заняться, то армия, гденить через год-два, возьмёт вовсе не массовый танк помощи пехоты и тем более не ОБТ (как наивно думает В. П.) а ещё один А-34/Т-34. С таким же ворохом «детских заболеваний», каковые ещё лечить и лечить. Но эта ниша уже была прочно занята.

И, кстати сообщить, Т-34 тогда никто не рассматривал ни как танк помощи пехоты, ни как ОБТ – при собственных 26 тоннах он был для данной роли через чур тяжёлым, сложным и дорогим! Это был скорее танк качественного усиления – как Т-28. ОБТ его сделала лишь ВОВ, начавшаяся раньше, чем промышленность успела освоить массовый выпуск танка, что по стоимости и массе больше доходил на роль ОБТ – я имею в виду, конечно же, Т-50 (и слава Всевышнему, что так случилось, поскольку Т-50 имел очень ограниченный модернизационный ресурс – в отличие от того же Т-3

Танец шамана

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: