Про индейцев. часть 3

      Комментарии к записи Про индейцев. часть 3 отключены

Еще одна занимательная статья из жж коллеги Харитонова.

В дни собственного расцвета – незадолго до конкисты – империя Инков была самым большим страной, созданным коренными обитателями в западном полушарии. Население ее по разным подсчетам достигало от 6 до 12 млн человек. Согласно точки зрения испанцев, 200-тысячный Куско имел возможность соперничать величием с тогдашними наибольшими городами Европы.

Завоевателей поразили храмы и грандиозные дворцы, мощеные улицы, выстроенные в соответствии с замыслом, канализация и водопровод (которыми европейские столицы XVI века похвастать не могли). Город слепил золотым блеском – кое-какие строения были покрыты золотыми пластинами, имитировшими каменную кладку. Крытые соломой крыши храмов имели золотые вкрапления, имитировавшие соломинки; лучи закатного солнца зажигали их блеском, создавая чувство, словно бы вся крыша сделана из золота

Про индейцев. часть 3
Жилищами большей части населения помогали хижины, сделанные из недолговечных материалов. Последовательности однообразных каменных руин на снимках Мачу-Пикчу – остатки домов знати, а для визитов Инки строились во всех центральных городах провинций прекрасные дворцы.

Сами инки именовали собственный государство Тауантисуйу, что свидетельствует почва четырех соединенных частей. Части эти были соединены между собой красивыми дорогами, не уступавшими римским и на большом растоянии превосходившими те, каковые были в тогдашней Испании. Они шли по плотинам через болота, вырубались в горах, пересекали пропасти при помощи каменных либо висячих мостов.

Четко организованная работа скороходов снабжала сообщение столицы со всей страной. В окрестностях столицы, вторых городов и на протяжении дорог были расположены национальные склады, наполненные продовольствием, одеждой, военным и утварью снаряжением (в то время, когда позже испанцы грабили эти хранилища, они обнаружили в том месте запасы на десять лет вперед).

Колесных повозок индейцы так и не изобрели (да и сложновато было бы их применять в горной местности с висячими мостами), а верхом ездить им было не на ком, исходя из этого дороги предназначались для караванов и пешеходов вьючных лам. Через каждые 7,2 км находились указатели расстояний, а через 19-29 км – станции для отдыха путешественников. Помимо этого, через каждые 2,5 км размешались курьерские станции.

Курьеры-часки передавали известия и распоряжения по эстафете, и так информация передавалась на 2000 км за 5 дней.

Наряду с этим железа, как я уже сказал, инки не знали, да и латунь с медью без особенной необходимости в хозяйстве не употребляли – оружия и большинство орудий были древесными либо каменными. Плуг либо соха также были им малоизвестны, и это, по всей видимости, разъясняется не столько отсутствием тягловых животных – пахать при жажде и на ламе возможно – какое количество изюминками агрокультуры: ну где вы видели крестьянина, распахивающего на лошадёнке поле для посадки картошки? Да и поля в горной местности такие, что несложнее мотыгой

Это не ступени, а огороды – террасы для выращивания овощей.

Письменности как такой инки не знали, не смотря на то, что имели возможность передавать солидную часть информации при помощи кипу – сложной совокупности шнурков с узелками. Существовала легенда, что раньше письмо у них всё-таки существовало, но не разрещалось одним из первых инкских правителей, в противном случае больно грамотные все стали. Это подтверждает наличие в кечуа доиспанского периода корня келька, означающего письмо, письменность.

Имеется кроме этого данные, свидетельствующие о том, что узоры на тканях инков и на их керамике (токапу) могли быть разновидностью идеографической письменности, и указания хронистов о ведении инками некой летописи на золотых табличках.

Токапу.

Низкий уровень техники компенсировался идеальной организацией жестко структурированного общества. Жизнь каждого инки кстати, сами они именовали Инкой только императора, а собственный народ обозначали словом капак-куна (великие, прославленные), но раз уж все, начиная с испанцев, привыкли именовать инками то целый народ, то аристократию этого народа, то и мы также будем. Думаю, не запутаемся.

О чем бишь я? Да, жизнь каждого инки была жестко связана с его местом в обществе и индивидуальные интересы – по крайней мере, в совершенстве – в значительной степени подчинялись национальным. Кое-какие авторы XIX и первых десятилетий ХХ в. кроме того именовали империю Тауантинсуйю социалистической. Ну-у как данный термин применим в условиях сословно-монархического общества да, у инков был социализм.

В нехорошем смысле этого слова.

Сперва разберемся со структурой инкского общества, а оно было поделено на три слоя:

1. Инки – господствующее сословие, в основном потомки соплеменников Манко Капака, положившие некогда начало империи в окрестностях озера Титикака. К этому слою принадлежали госслужащие, офицеры, инженеры, жрецы, сам император и учёные – фактически Инка. Кроме этого в эту касту принимали вождей покоренных племен, становившихся в качестве наместников частью имперской администрации.

2. Главная часть населения — крестьяне, пастухи, ремесленники… В большинстве случаев данный слой составляют свободные граждане, но не в этом случае – в Тауантисуйу де-факто все они были крепостными. Денег у инков не водилось, так что представители этого слоя были обременены натуральными повинностями – военной и трудовой, и могли быть использованы для других потребностей: к примеру, для заселения снова завоеванных территорий либо как материал для жертвоприношений.

3. Национальные рабы – янакуна. По преданию, они происходили от племени, которое некогда подняло восстание против господства инков, было побеждено и приговорено Инкой к истреблению, но пощажено по просьбе его жены для того, чтобы их потомки навеки заняли самое низшее положение в стране. Они обрабатывали национальные почвы, пасли казенные стада лам, были слугами в зданиях инков.

О том, как им жилось, говорит тот факт, что на протяжении конкисты они стали натуральной пятой колонной, массово переходя на сторону испанцев и сражаясь на их стороне.

Вся почва в империи принадлежала Инке и от него давалась в пользование как аристократам, так и крестьянским общинам-айлью. Наряду с этим главной единицей был тупу – участок, нужный для прокормления одного человека. Женясь, индеец приобретал от администрации один тупу, на каждого появившегося сына – еще один, и половину – на дочь. По окончании смерти пользователя почва возвращалась в госфонд.

Вторая часть земель не делилась на тупу, а считалась принадлежащей всевышнему солнца и служила потребностям храмов и жрецов. Еще одна часть почвы принадлежала инкам либо конкретно стране. Все эти земли в определенном порядке обязаны были обрабатывать крестьяне.

Контроль над сельскохозяйственными работами осуществлялся государственный служащими, кроме другого они каждый день подавали сигнал, по которому крестьяне приступали к работе; для этого были выстроены особые башни, с которых намерено обученные люди трубили в раковину. Храмовые почвы возделывали под звуки музыки.

Кроме барщины почетными обязанностями крестьян были военный работа по призыву, строительство храмов и дворцов, строительство и ремонт мостов и дорог, ремесленные и шахтерские работы – чего прикажут. Высококвалифицированные ремесленники земледелием не занимались, а пребывали на национальном довольствии. Сырьё кроме этого поставляло государство, ему же сдавались изделия.

К примеру, ламы стриглись национальными рабами, после этого госслужащие раздавали шерсть крестьянам, каковые должны были ее прясть и сдавать пряжу вторым госслужащим.

Закон разделял жизнь мужчины-крестьянина на 10 периодов и предписывал каждому возрасту его повинность: от 9 до 16 лет надеялось быть пастухом, от 16 до 20 – вестником либо слугой в доме одного из инков и т.д. Кроме того пенсионерам – старше 60 лет – предписывались свои работы: плести веревки, кормить уток и т.д. Особенную группу составляли калеки, но и им назначались определенные работы. Подобные предписания существовали и для дам. Закон потребовал от крестьян постоянной занятости.

Дама, идя в соседний дом, должна была забирать шерсть и прясть ее по дороге. В соответствии с хронике Сиеза де Леон и Акосты, крестьян имели возможность занимать и совсем тщетной работой, только бы не бездельничали: к примеру, заставляли передвигать земляной бугор на второе место. Всецело нетрудоспособные и старики пребывали на попечении страны либо сельской общины.

Административно крестьяне обьединялись в группы по 10 семей; 5 таких групп в многочисленную группу и т.д. впредь до 10.000 семей. Во главе каждой группы стоял снова государственный служащий. Низшие члены данной иерархии назначались из крестьян, высшие были инками.

Не только работа, но и вся жизнь жителей страны инков пребывала под надзором государственныхы служащих. Для удобства надзора крестьяне, к примеру, были обязаны держать дверь открытой на протяжении еды (закон предписывал время еды и ограничивал меню). Другие стороны судьбы также строго регламентированы.

Госслужащие выдавали каждому индейцу из национальных складов два плаща — один рабочий и один торжественный. В пределах одной провинции плащи отличались лишь в зависимости от пола обладателя, в остальном они были однообразного фасона и цвета, но обитатели различных провинций отличались по цвету собственных плащей. Плащи надеялось носить, пока они не истлеют.

Изменять покрой либо цвет одежды запрещалось. В каждой провинции была собственная, необходимая для ее обитателей прическа. Делалось это для контроля перемещения крестьян: покидать собственную деревню без особенного разрешения они не имели права.

За проходящими через заставы и мосты надзирали снова же особые госслужащие.

Были законы и против вторых излишеств: запрещалось иметь в доме стулья (разрешалось лишь скамейки), строить дома большего, чем положено размера и т.д. Предписания распространялись не только на крестьян: к примеру, размеры и количество золотой и серебрянной посуды, которую мог иметь государственный служащий низшего разряда, было строго ограничено в зависимости от его положения.

Под особенным строгим контролем пребывали обитатели снова завоеванных областей. В том направлении принудительно переселялись обитатели центральных провинций, причем им предоставлялось право входить в дома туземцев в ночи и любое время дня, они обязаны были информировать обо всех показателях недовольства. Нелояльная часть завоеванного племени, напротив, расселялась по вторым областям империи.

Оставшимся местным обитателям не возбранялось беречь собственные обычаи, носить классические одежды и сказать на родном языке (ко времени испанского завоевания на побережье и в горных районах было распространено 15 либо 20 языков), но претендующим на руководящие посты вменялось в обязанность знание кечуа. Время от времени переселения вызывались экономическими мыслями: работники перебрасывались в провинцию, опустевшую по окончании эпидемии, либо для надзора за дорогой, пролегающей по пустынным почвам – таким переселенцам надеялись кое-какие послабления в других обязанностях перед страной.

Интеграция покоренных народов в единое культурное пространство была успешной – до сих пор 7 млн. человек говорят на кечуа, среди индейцев сохраняется традиция айлью, и на огромной территории поныне ощутимо влияние инкской культуры в фольклоре, менталитете и хозяйстве.

Под контролем страны пребывала и супружеская жизнь. Все мужчины, достигшие определенного возраста, обязаны были вступить в брак. Все незамужние дамы считались собственностью инков, но не личной, а раздавались им национальной администрацией в качестве жён либо служанок.

Раз в год каждую деревню для этого посещал особенный государственный служащий, проводивший публичную церемонию заключения брака, в которой обязаны были принимать участие все, достигшие в текущем году брачного возраста, наряду с этим мужчина имел возможность отказаться от неудачной партии, сославшись на то, что уже пообещал второй девушке. Мнением дам, по-видимому, не интересовались.

Инки – в смысле аристократы – были в праве на пара жен либо, вернее, сожительниц (первая супруга занимала особенное положение, а остальные пребывали на роли наложниц). Брак с первой женой был нерасторжим, сожительница же могла быть прогнана и затем не имела права вступать в брак. Закон регулировал число жен в зависимости от социального положения мужа – двадцать, тридцать, пятьдесят и т.д.

Для Инки и его ближайших родственников никаких ограничений не существовало. Прямым следствием, очевидно, было то, что чем более большой статус занимал инка, тем более бессчётным – в среднем – было его потомство, а члены императорской фамилии по большому счету плодились как зайцы. Удельный вес инков в населении всегда возрастал, и всем этим добропорядочным отпрыскам следовало обеспечить по мере взросления хоть какое количество-нибудь хорошее занятие – не в крестьяне же их сдавать, в действительности!

Из этого, по всей видимости, и рекордное число разных государственныхы служащих, контролирующих, контролеров и других царёвых людей на одного человека, очевидно избыточное для большинства обычных стран: в среднем по одному госслужащему (с семейством) приходилось на каждые 7,5 семей простолюдинов. Тут же, быть может, кроется обстоятельство и стремительного, взрывного расширения империи – для обеспечения экспоненциально возраставшей оравы аристократов требовалось всё больше рабочих рук.

Не считая обрисованных выше контролеров на местах, существовала еще совокупность тикуй-рикуков – разъездных ревизоров, наблюдающх за поведением государственныхы служащих в качестве глаз и ушей Инки. Они были облечены полномочиями для расследования жалоб, лишения чиновниковов их постов, наложения санкций, принятия ответов и т.п. – известный гоголевский сюжет возможно было бы практически без утрат переложить на реалии Тауантисуйу.

Жен добропорядочным господам также необходимо было откуда-то набирать, исходя из этого для дам кроме того несложного происхожденрия в империи существовал необычный социальный лифт (для незнатного мужчины существовала единственная возможность заделаться инкой – быть солдатом, совершить подвиг и остаться в живых). Ежегодно во все области страны посылались госслужащие, отбиравшие девочек 8-9 лет.

Эти девочки становились избранными и воспитывались в особых зданиях ( в некоторых испанских хрониках они назывались монастырями). Ежегодно на протяжении определенного праздника тех из них, которым исполнилось 13 лет, отправляли в столицу, где сам Инка разделял их на три категории. Одни возращались в монастырь, они назывались солнечными девами, их деятельность была связана с культом всевышних солнца, звёзд и луны.

Они должны были выполнять целомудрие, но Инка имел возможность дать их своим приближенным и брать себе — в качестве наложниц. Вторая несколько распределялась Инкой между инками — в качестве жен либо наложниц. Таковой презент Инки считался высоким отличием. Наконец, третья несколько предназначалась для людских жертвоприношений, каковые происходили систематично, в особенно же громадных размерах при праздновании инаугурации другими словами коронации нового Инки.

Закон предусматривал наказание своих родителей, позволявших заметить собственную скорбь, в то время, когда их дочерей отбирали в избранные.

Вертикаль власти была выстроена предельно четко: государственный служащий имел сообщение только со своим руководством и подчиненными, госслужащие одного ранга имели возможность сноситься между собой только через посредство их неспециализированного ближайшего руководства. Базой функционирования данной бюрократии был контроль и учёт, осуществляемый при помощи кипу.

Мысль кипу (справа) была интересным отражением в мире вещей иерархического строения национального аппарата. Иерархия вводилась и в материальную область: к примеру, все виды оружия были находятся в порядке старшинства – копье считалось старше всех других, за ним шли стрелы, дальше лук и т.д. Соответственно старшинству эти предметы отмечались завязками выше либо ниже на шнурке.

Обучение мастерству пользоваться кипу начиналось как раз с заучивания правил старшинства.

В виде кипу информация передавалась вверх по бюрократической лестнице в столицу, где она анализировалась и после этого хранилась по типам: военное дело, население, продуктовые припасы и т.д. В испанских хрониках утверждается, что учтено было кроме того число камней для пращей, число животных, убитых на охотах и т.д. Получалось хорошо: видятся сообшения о таких достижениях административного мастерства, как создание рабочих армий в 20 тысяч людей либо операции распределения 3,5 тыс. кубов маиса (взвешивать продукты инки как-то не додумались) среди населения громадной области по строго определенным нормам.

Работники имперской администрации подготовились в школах, куда был открыт доступ только детям инков; закон запрещал образование низшим слоям населения. Обучение вели ученые-амаутас. Их же обязанностью было писать историю, причем в двух вариантах: одна, обьективная, в форме кипу хранилась в столице и была предназначена только для намерено допущенных государственныхы служащих, вторая в форме гимнов повествовалась народу на праздневствах.

В случае если сановник признавался недостойным, его имя устранялось из данной торжественной истории.

В то время, когда вся жизнь регулируется страной, всякое нарушение законов выливается в национальное правонарушение, а, со своей стороны, любое правонарушение против страны затрагивает самую базу публичного строя. Законы, регулирующие жизнь в стране инков, опирались на изощренную совокупность наказаний. Кара закона была жёсткой: практически в любое время смерть либо тяжелые пытки.

Так, смерть надеялась за поваленное в лесу дерево либо за кражу плода с национальной плантации (но, сорвавший плод в частном владении имел возможность по большому счету избегнуть наказания, в случае если обосновывал, что сделал это под влиянием голода). Аборт карался смертью как самой дамы, так и всех, кто ей помогал. При самые серьёзных правонарушений предусматривалась и казнь всех родственников виновного.

Другие виды наказаний пребывали в принудительных работах на национальных золотых и серебрянных копях либо на плантациях коки, в тяжелом тропическом климате.

Равенства перед законом не существовало – за одно да и то же правонарушение крестьянин карался смертью, а принадлежащий к сословию инков — публичным выговором. Наряду с этим исходили из убеждения, что для инки царской крови (теоретически все инки были родственниками) публичный выговор был значительно громадным наказанием, чем смерть для плебея.

Продолжение направляться

источник: http://haritonoff.livejournal.com/143084.html

Видео прикол Кино про индейцев Городок

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:

  • Про индейцев. часть 4

    Еще одна увлекательная статья из жж коллеги Харитонова. Многие читатели прошлой части, если судить по комментариям, были возмущены мрачной тоталитарной…

  • Про индейцев. часть 2

    Еще одна увлекательная статья из жж коллеги Харитонова. Основание семейства Инков приписывается некоему Манко Капаку, что в начале XII века не то пришел…

  • Немецкий индеец. проекты ударных вертолетов mbb bbh-1/mbb bbh-2. германия

    Этот материал выкладывается на сайт из жж коллеги youroker-а. По окончании успешного дебюта Кобр во Вьетнаме многие государства заинтересовались вопросом…

  • Занимательная англия. путь к истине: эразм дарвин

    «Я, Галилео Галилей, сын Винченцо Галилея, флорентинец, на семидесятом году моей жизни лично предстоя перед судом, преклонив колена перед вами, высокие и…

  • К вопросу о главном преимуществе

    В моих прошлых статьях развернулась дискуссия о преимуществах призывной и контрактной армии. Но, критически проанализировав приведенные доводы (как…

  • Мир грандиозной византийской империи

    Прекрасная альтернатива сотрудника Серафима (его АИ с картами я уже выкладывал ранее). Сущность развилки возможно прочесть в предисловии к статье. И…