Призраки в голубом и чистом небе

      Комментарии к записи Призраки в голубом и чистом небе отключены

Сражения в воздушном пространстве Северного Вьетнама по количеству задействованной авиатехники и по напряженности самих военных действий уступают только Второй мировой. Для ВВС Соеденненых Штатов Вьетнам стал красивым полигоном для проверки боевых качеств истребителя-бомбардировщика McDonnell Douglas F-4 Phantom II.

Призраки в голубом и чистом небе
Фугасные подарки от F-4 (https://lh6.googleusercontent.com)

На начальной стадии войны самолеты типа F-4C употреблялись как бомбардировщики, на их счету более 30% вылетов во время с октября 1965 по февраль 1966 гг. Палубные F-4B были задействованы как самолеты сопровождения для штурмовиков Douglas A-4 «Skyhawk» и к тому моменту уже морально устаревших Douglas A-1 «Skyraider». Кроме этого их деятельно применяли для потребностей ПВО авианосных соединений.

В случае если учитывать, что силы ПВО и ВВС Демократической Республики Вьетнам насчитывали всего 25 МиГ-17Ф китайского производства (J-5) и очень незначительное количество совсем устаревших МиГ-15бис, немудрено, что американцы ощущали себя в небе ДРВ как дома и вели себя достаточно легкомысленно. Но по окончании того, как на помощь вьетнамцам пришли «эксперты» из КНР и СССР, американским летчикам было нужно отыскать в памяти, что они на войне.

Вьетнамские летчики охраняли местность, опускаясь на сверхнизкую высоту, тем самым становясь незаметными для радиолокационных совокупностей соперника, и имели возможность осуществлять стремительные атаки из «засады» на груженные бомбами самолеты соперника. Благодаря таковой тактике, кроме того в условиях сильного числового перевеса, вьетнамцам получалось наносить очень ощутимые удары американцам.

J-5 (МиГ-17 китайской сборки) (http://vndefence.info)

Что касается «Фантомов», то первое рандеву с «МиГом» у них произошло 2 апреля 1965 года, но закончилось оно напрасно, и стороны разошлись с нулевым счетом. Уже спустя семь дней (9 апреля) они снова встретились, и в данный сутки F-4B почувствовал «легкое недомогание». Как и во многих обстановках для того чтобы рода, существуют две версии случившегося. По заявлениям Америки, истребитель F-4B поднялся в воздух в 08:40 с палубы авианосца USS «Ranger» и подвергся атаке четырех вьетнамских Миг-17 над морем.

Один из них был сбит ракетой типа «Sparrow». Китайская версия, конечно же, отличается от американской. В соответствии с ей, злобные янки решили преподать урок великой державе Мао, и восемь (а несколько, как утверждают соперники) F-4B вторглись в воздушное пространство, но не Вьетнама, а Китая.

Они обосновали это тем, что США желали «намекнуть» КНР на приостановку военной помощи ДРВ. Но китайцы народ важный и намеков не знают, исходя из этого выслали навстречу «МиГи». Кроме этого они подтвердили, что американцам удалось попасть в один из «МиГов», но сбит он не был и благополучно возвратился на базу.

Кроме этого один из «Фантомов», по неосторожности, выпустил ракеты по «собственному». Но какая бы из предположений ни была правдивой, факт остается фактом – в первой встрече с МиГ-17 американский F-4B был сбит, а члены экипажа в составе летчика Т. Мерфи и оператора Р. Фэгана не выжили.

Американцам удалось забрать реванш только 12 августа. 12 палубных «Фантомов» сбили один МиГ-17Ф китайского производства. Китайцы снова выразили протест, объявив, что все происходило в воздушном пространстве КНР, а сбит был самолет, делавший учебный полет.

США же ответили, что все происходило на территории ДРВ и, значит, в зоне военных действий, а с какой целью в том месте был самолет – им безразлично.

«Фантомы» в атаке (http://www.yoyowall.com)

4 июня на тройку F-4B над городом Ву-Бан напало звено из J-5. Один «Фантом» успел своевременно выйти из боя и, включив форсаж, ушел в восточном направлении. Два вторых, ввязавшись в бой с «МиГами», допустили неточность, начав закладывать виражи, поскольку в этом стиле боя советским истребителям не было равных.

Развернувшись на 180 градусов, вьетнамский ведущий открыл огонь по F-4 с дистанции в 1200 м. После этого он сократил расстояние до 700 м и дал еще один залп из пушек. «Фантом» маневрировал по курсу и высоте, отчаянно стараясь уйти из-под огня соперника, но второй американский истребитель, стараясь оказать помощь собственному напарнику, оказал ему медвежью услугу. Он постарался атаковать «МиГ» ракетами на расстоянии в 500 м, что, по сути, по большому счету нереально, поскольку их минимальная разрешенная дальность многократно больше.

Один из вьетнамцев открыл заградительный пламя, что заставило второй борт уклоняться. Его примеру последовал и первый самолет, но, прихватив в путь несколько снарядов, потерпел крушение где-то на территории Лаоса. От верной смерти оставшегося американца спасли только пришедшие на помощь перехватчики F-101 «Voodoo».

Не обращая внимания на то, что на них сразу же напали «МиГи», они не стали ввязываться в бой, воспользовавшись преимуществом в скорости, и вместе с оставшимся F-4B ушли на запад.

Пуск ракеты Sparrow (http://upload.wikimedia.org)

То, что случилось 17 июня над городом Нинь-Бинь, по большому счету не поддается какому-либо цензурному описанию. На протяжении этого столкновения четырем самолетам МиГ-17Ф удалось зайти с задней полусферы и с расстояния в 600 метров послать два F-4 на землю. Американцы же, вместо того, дабы сражаться, начали непоследовательно метаться, пробуя выйти из боя.

Кое-какой эффект это произвело: вьетнамский строй был нарушен, и звено утратило управление. На обратном пути ВВС ДРВ утратили два самолета (их пилотам было нужно катапультироваться, поскольку закончилось горючее), а третий был должен сесть на аэропорте Хайфон.

10 июля 1965 года собственный боевой счет отрыли уже вести войну-4C. Им удалось сбить два J-5, и наряду с этим не понести утрат. В будущем «Фантомы» и «Миги» стали частенько видеться в небе Северного Вьетнама.

Не обращая внимания на вышеперечисленные факты «сотрудничества» истребителей американского и производства СССР, авиация США имела большое численное преимущество и имела возможность диктовать собственные условия. К тому же F-4 обучились «видеть» МиГи. Сейчас группы прикрытия шли на высоте вьетнамских самолетов, а иногда и ниже. Тут они, применяя преимущество в скорости, скоро уменьшали расстояние с соперником, пускали ракеты и быстро выходили из боя.

Но в случае если бой переходил в череду виражей, то тут инициативу брали вьетнамские летчики, сближаясь с соперником приблизительно до 1000 м. Так как «Фантомы» вооружались только ракетами, в ближнем бою они были беззащитны. Со временем и на данный «лом» у американцев все же нашелся прием – пара F-4 затягивали соперника в виражи, тогда как второе звено, собрав достаточную высоту, атаковало «МиГи» ракетами. Утратив так приблизительно шесть автомобилей, вьетнамцы возвратились к собственной тактике атак «из быстрого» выхода и засады из боя.

МиГ-21ВВС Вьетнама (http://topwar.ru)

С февраля 1966 года главным соперником «Фантома» стал МиГ-21 (МиГ-21Ф-13 и МиГ-21ПФ-В). Не обращая внимания на то, что Вьетнам сейчас имел сверхзвуковые самолеты с ракетным оружием, руководство США все еще считало F-4 лучшим. Согласно их точке зрения, в сочетании с новыми тактическими приемами у соперника не должно было остаться шансов.

Но на практике оказалось, что все не совсем так, и с мая по декабрь 1966 г. американцы утратили в воздушных битвах 47 F-4.

С 1967 года в строевые части начал поступать новый F-4D, имевший, а также, пушечное оружие, благодаря чему случились кое-какие трансформации в балансе сил. Но «Фантомы» все еще падали .

В то время, когда в мае 1968 года под прикрытием мирных переговоров обе стороны решили забрать передышку, дабы накопить силы, на вооружение ВВС Соеденненых Штатов поступил новый самолет «Фантом» F-4E, а ВМС взяли F-4J. Но уже тогда американское руководство осознало, что кроме того это не спасет их от новых модификаций «МиГов», каковые в то же самое время поступали во Вьетнам. Исходя из этого было решено переобучить пилотов.

Так для летчиков ВВС были открыты направления «Рэд Флэг», а для пилотов ВМС – школа «Топ Ган».

С июня 1971 года все началось сперва, но с совершенно верно таким же «успехом» для американских летчиков. 16 апреля дюжине F-4 удалось повалить двух «двадцать первых». 27 апреля, при очередной встрече звена «Фантомов» с парой «МиГов», американцы не досчитались одного истребителя. Но кульминационным моментом стал сутки 10 мая, в то время, когда в небе Вьетнама случилось 15 боев.

В следствии было сбито семь F-4, и 2 МиГ-21, 2 МиГ-17 и один J-6 (китайский МиГ-19).

Операция «Linebacker» (http://www.afhso.af.mil)

Не видя другого выхода, весной 1972 года Америка увеличивает численность авиации на театре боевых действий до 1000 самолетов, по окончании чего проводится операция «Linebacker», на протяжении которой было нанесено более 40 бомбовых ударов по средствам и аэродромам связи ДРВ. Это достаточно очень сильно подорвало боеготовность авиации Вьетнама. Эффект от «Linebacker» продолжался все лето – битвы были эпизодическими, было утрачено всего три F-4.

Благодаря массированному авианаступлению сил США в ВВС ДРВ осталось всего 187 самолетов, и лишь 71 из них был в боеготовом состоянии. К тому же, направляться не забывать, что любой сбитый «Фантом» стоил дороже, чем «МиГ», а экипаж каждого сбитого F-4 или погибал, или попадал в плен. Осознавая это, США решили предпринять в декабре последнюю попытку сохранить лицо перед грядущими мирными переговорами.

Таковой попыткой стала последняя крупная операцию «Linebacker 2». Но о подготавливающемся замечательном ударе стало известно вьетнамцам, исходя из этого для американских пилотов был подготовлен сюрприз в виде стартующих при помощи пороховых ускорителей МиГ-21 с замаскированных площадок подскока. Результатом двенадцати дней операции стало 7 сбитых самолетов США, из которых четыре были «Фантомами».

ВВС ДРВ утратили тройку МиГ-21.

Бессмысленно отрицать, что «Фантом» проиграл противостояние МиГ-21. За целый период войны удалось сбить только 54 такие автомобили, тогда как в битвах F-4 не досчитались 103 самолетов. «Фантомы», но, превосходно зарекомендовали себя в нанесении ударов по особо важным пунктам соперника. С весны 1965 года эти самолеты прочесывали коммуникации соперника, занимаясь «свободной охотой».

Иногда результатом становился полный паралич перемещения в ДРВ. Кроме этого F-4 показали себя как хорошее средство борьбы с ПВО соперника, но только , пока на вооружении Вьетнама находились пулеметы калибра 12,7 и 14,5 мм, и орудия калибра 37 мм, 57 мм, 76 мм и 100 мм. По окончании принятия на вооружение зенитных управляемых ракет (ЗУР) американцы начали нести утраты и тут. Для борьбы с вьетнамскими зенитными ракетными комплексами была создана особая тактика, где кроме этого понадобился F-4.

Значительно чаще эти самолеты выступали в роли приманок, каковые оттягивали пламя на себя, разрешая тем самым выяснить, где находится пункт управления ЗРК. К слову сообщить, из 2059 ракет, выпущенных вьетнамцами, только 421 достигла собственной цели (подавляющей частью которых стали «Фантомы»).

«Фантом» пускает ракеты по цели (http://cdn.history.com)

27 января 1973 года США заявили, что выводят войска из Вьетнама. Американцы уходили побежденными, покинув по окончании себя на территории ДРВ обломки 895 разных типов McDonnell Douglas F-4 Phantom II. Быть может, эти самолеты и не оправдали возложенных на них надежд, но, без сомнений, как раз они стали «рабочей лошадкой» для ВМС и ВВС Соеденненых Штатов.

Довольно глупо было бы предполагать, что окончание войны во Вьетнаме остановит противостояние «МиГов» с «Фантомами» – они еще неоднократно сходились в небе Ближнего Востока и при любом эргономичном случае пробовали доказать собственный превосходство. Подобный опыт не прошел бесследно для конструкторов в Соединенных Штатах. Высокоманевренные истребители четвертого поколения McDonnell Douglas F-15 «Eagle» и General Dynamics F-16 «Fighting Falcon» создавались специально для противодействия советскому МиГ-21.

При их разработке действительно обсуждалась возможность отказа от ракет типа «Sparrow» и РЛС в пользу повышения маневренности.

McDonnell Douglas F-15 «Eagle» – работа над неточностями Вьетнамской войны (http://wallpaperswide.com)

ПРИЗРАК VS КЛЫК [КТО КРУЧЕ?]

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: