Прибор для измерения скорости дельтаплана

Прибор для измерения скорости дельтаплана

Дельтапланеристам не требуется растолковывать, как серьёзен для обеспечения безопасности полетов указатель скорости. Таковой прибор особенно ценен для начинающих: его подсказка вовремя оградит пилота-новичка от непоправимой неточности в управлении летательным аппаратом. В дельтапланеризме используются звуковые индикаторы скорости.

Но из-за трудности приобретения и сложности сборки прибора УС-250 массового применения она пока не взяла. Предлагаем вниманию читателей описание сигнализатора пороговых скоростей дельтаплана, отличающегося надёжностью и простотой. Его в полной мере возможно изготовить из подручных материалов дома.

В головные телефоны пилота с прибора поступают звуковые сигналы двух тонов — большого и низкого, информирующие о превышении максимально допустимой скорости либо о понижении ее ниже минимально допустимой величины. Прибор складывается из датчика пневмометрического типа с контактной группой (рис. 1) и звукового генератора с головными телефонами (рис.

3).

Питается устройство от батареи «Крона ВЦ». Скоростной напор, принимаемый чувствительным элементом датчика, — параметр, от которого конкретно зависят моменты и аэродинамические силы, действующие на крыло дельтаплана. Данный параметр, отмечаемый прибором, конкретно определяет положение ручки и угол планирования управления независимо от плотности воздуха (его давления и температуры).

Значения предельных скоростей зависят от соответствия жесткости рабочих пружин штока (контактно-размыкательной группы) и площади диафрагмы чувствительного элемента прибора. Эти значения, равные 28 ±2,5 и 70±2,5 км/ч, подбирают регулировкой степени сжатия пружин, изменяя положение контактов датчика. Корпус датчика (рис.

1) складывается из плоских крышек — глухой и дренированной — и цилиндрической боковой стены, разрезанной по высоте на две части.

К первой крышке посредством заклепок прикреплена трубка приемника воздушного давления, ко второй — контактная несколько с подводящими проводами для подключения к звуковому генератору. Между частями боковой стены зажата резиновая диафрагма с приклеенным узким дюралюминиевым диском. Конструкция скреплена посредством винтов, шайб и гаек.

В центре диска зафиксирован посредством гаек М4 шток с внутренней пружиной.

Ровный хвостовик штока вольно перемещается в отверстии направляющей скобы, приклепанной к нижней крышке. Верхняя его часть с резьбой и законтренной контактной шайбой выходит из корпуса датчика через центральное отверстие дренированной крышки. Вместе с крепежной гайкой диска оно фиксирует внутреннюю пружину, торцы которой упираются в диск и центрирующую пластину.

Дабы уменьшить трение, перемещающийся в центральном отверстии крышки участок штока должен иметь ровную поверхность.

Предназначенную для штока шпильку обтачивают и шлифуют, зажав в патрон электродрели. Появляющийся при этом люфт штока в отверстии центрирующей пластины, как продемонстрировала практика, не ухудшает работоспособности прибора. Электрические цепи сигналов, соответствующих минимальной и большой скорости, коммутируют верхний торец и контактная шайба штока.

Первая — простая латунная шайба, припаянная к гайке.

Неподвижная контактная совокупность складывается из железной скобы с регулируемым винтом и гетинаксовой втулкой. Данный узел крепят к верхней крышке гайками и винтами с применением электроизоляционных втулок и шайб. С контактной шайбой соприкасается фольгированная поверхность гетинаксовой пластины, к которой припаян провод сигнала минимальной скорости.

Клемма провода сигнала большой скорости крепится гайкой регулировочного винта.

Между ним и верхним финишем штока находится наружная пружина, центрируемая электроизоляционной втулкой и контактной шайбой винта. При установке датчика на боковой трубе трапеции дельтаплана нужно, дабы ось штока пребывала параллельно плоскости почвы — тогда влияние веса подвижных подробностей штока на точность работы датчика станет минимальным.

Появляющееся вследствие этого несоответствие сигнала датчика заданным значениям минимальной и большой скорости дельтаплана не превышает величины ±2,5 км/ч. В то время, когда контактная шайба касается фольгированной поверхности пластины, наружная пружина всецело разжата, а внутренняя так сжата, что при отсутствии избыточного перепада давления на диафрагме (нулевая скорость) на диск и шток действует упрочнение, равное произведению действенной площади диафрагмы на минимальный скоростной напор, соответствующий возможно малому значению скорости дельтаплана.

С возрастанием скорости упрочнение диска от избыточного перепада давления превышает силу сжатой внутренней пружины и шток, перемещаясь, размыкает цепь сигнала минимальной скорости. Предстоящее повышение этого параметра и перемещение штока приводит к сжатию наружной пружины. В то время, когда дельтаплан летит с максимально допустимой скоростью, упрочнение на диске от избыточного перепада давления уравновешивается упрочнениями обеих сжатых пружин, пока шток не коснется торца регулировочного винта.

Полный рабочий движение штока образовывает 6,5 мм. Задавать правильные размеры всех подробностей датчика не имеет смысла, потому, что большая часть из них возможно выполнить произвольно с учетом имеющихся подручных материалов. Приводим лишь эти тех подробностей, от которых зависит работоспособность прибора.

Диск изготовлен из листового материала Д16Т толщиной 0,5 мм.

Диафрагма выполнена из листовой резины толщиной 0,5 мм, к примеру из манжеты хирургической перчатки. Гарантией работоспособности датчика помогает наличие гофра на диафрагме (рис. 2), не мешающего перемещению диска в корпусе. Отформовать таковой гофр, применяя обе части боковой цилиндрической стены, возможно следующим образом.

Заготовку, вырезанную по наружному диаметру боковой стены (диаметром 136 мм), прочно прикрепляют клеем 88Н к торцу одной из половин цилиндрической стены.

В диафрагме вырезают центральное круглое отверстие диаметром 40 мм. После этого на склеиваемые поверхности диска и диафрагмы наносят слой клея 88Н и легко подсушивают (пока не начнёт прилипать к пальцам). Потом на диск, по окончании того как клей совсем затвердеет, помещают груз массой 2 кг для растяжения диафрагмы.

Наряду с этим кромка центрального отверстия сдвигается к периферии диска.

Приобретаемый таким методом гофр в полной мере пригоден для работы диафрагмы в датчике. Части цилиндрической боковой стены возможно выпилить лобзиком из многослойной фанеры, а обе крышки корпуса вырезать из страницы Д16Т толщиной 2 мм. Для датчика подойдут пружины от щеток электродвигателей пылесосов, их возможно изготовить самостоятельно из металлической проволоки диаметром 4 мм.

Диаметр витка внутренней пружины — 8 мм, ход витка — 2 мм, протяженность в разжатом состоянии — 27 мм, упрочнение сжатия 110 г до размера 16,5 мм. Наружная пружина имеет такие же шаг и диаметр витка, что и внутренняя. Но протяженность ее в разжатом состоянии равна 22,5 мм, а упрочнение сжатия до размера 16 мм образовывает 70 г. Трубка приемника воздушного давления изготовлена из трубы (Д16Т) размером 12X1 мм.

регулировочный винт и Шток выполнены из латунной либо металлической шпильки диаметром 4 и диаметром 6 мм соответственно.

Дабы предохранить от механических повреждений и загрязнения контактную группу, ее закрывают защитным кожухом, к примеру пластмассовым колпачком от баллона аэрозоли (продемонстрирован па рисунке L пунктиром). В приборе возможно применить генератор звукового сигнала, выполненный по любой из двух принципиальных схем (рис. 3).

Тон звукового сигнала подбирают посредством переменных резисторов R2, R3 (вариант А) и R1, R2 (вариант Б).

Звуковой генератор вместе с источником питания — батареей «Крона» (вариант А) уместился в корпусе размером 30X60X80 мм и имеет массу 100 г. Моменты срабатывания контактов в зависимости от заданной величины воздушной скорости подбирают изменением положений и регулировочным винтом контактной диска и шайбы на штоке. Перед установкой на дельтаплане датчик продувают во встречном воздушном потоке на движущемся автомобиле (мотоцикле), осуществляя контроль его работу по сигналам в головных телефонах в соответствии с показаниями спидометра.

(Создатель: В. МОРЗОБАЕВ, кандидат технических наук, г. Г о р ьк и й)

Скорость и высота самолёта, засечено датчиком GPS

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: