Разработчик: ОКБ Миля
Страна: СССР
Первый полет: 1993 г.
Одним из направлений в конверсии вертолета-амфибии Ми-14 стало создание его противопожарных вариантов. Первый таковой вертолет, взявший обозначение Ми-14ПЖ «Элиминатор», создала в первой половине 90-ых годов двадцатого века российско-германская компания «Аэротек» при участии МВЗ. При переоборудовании применяли тральщик, на котором вместо военного оборудования установили бак емкостью 4000 л и совокупность забора воды, разрешавшую создавать заправку на висении из источника глубиной не меньше 0,3 м и заполнять бак за 1,5-2 мин.
Сброс воды предусмотрен в двух вариантах: в ударном (залповом) он происходит не более чем за 3 с, в управляемом — за 15 с. Вертолет может использоваться днем и ночью, в несложных и сложных метеоусловиях, с неподготовленных площадок, в т.ч. высокогорных (до высоты 2000 м над уровнем моря). В 1994-1996 годах из Ми-14БТ и ПЛ было переделано 9 вертолетов. Ми-14ПЖ использовали для противодействия пожарам в Португалии и Испании.
Собственный вариант Ми-14ПЖ создала украинская компания «Пассат» (основной конструктор — С.К.Ткачиборода). ее пожарного и Характеристики машины оборудования схожи с вышеописанным аналогом, к примеру, употребляется бак для воды такой же емкости, но вместо мотопомп для забора воды применены вакуумные электронасосы. В качестве базы употреблялся Ми-14БТ, что переделали на Севастопольском авиаремонтном заводе Минобороны Украины.
С вертолета сняли армейские совокупности, наряду с этим зашили место установки обтекателя антенны РЛС в носовой части лодки. На борту разместили метеорадар «Контур», и радиосвязное оборудование для полетов по интернациональным автострадам.
В декабре 1999 года на базе Национального авиационного научно-испытательного центра ВС Украины (преобразовано из 3-го управления ГК НИИ ВВС) прошли Госиспытания вертолета. Их проводила бригада испытателей, среди которых были ведущий инженер В.А.Дмитриев; летчики Ю.М.Тишков, С.М.Тишков, Ю.А.Ровный, А.В.Лихота; навигатор И.В.Плахотнйк и бортинженер Н.А.Второв. Машина взяла добро и рекомендацию для выпуска установочной серии.
Летом 2000 года вертолет в первый раз применили для тушения лесного пожара недалеко от ялты. Пилотировал его С.М.Тишков. В декабре того же года Департамент воздушного транспорта Украины выдал Ми-14ПЖ собственный сертификат.
Компания «Пассат» и Севастопольский АРЗ переоборудовали второй таковой вертолет, что прошел опробования в 2003 году.
Начиная с 2001 года, первый созданный «Пассатом» Ми-14ПЖ эксплуатируется украинской компанией «Велес». Летние сезоны 2001-го и 2002-го годов вертолет провел в Турции, а 2003 год — в Греции, где участвовал в тушении лесных пожаров. На нем трудились пара экипажей во главе с А.И.Цибульняком, В.на данный момент.Захаровым, В.А.Богомоловым, В.М.Крыловым.
Летать было нужно в жару, в то время, когда столбик термометра показывал в тени +40°С, что не разрешало поднимать более 3 т воды. Ее забор довольно часто создавали из соленых водоемов, наряду с этим висевший в трех метрах от поверхности вертолет пребывал в плотном облаке водяной пыли. Но, не обращая внимания на непростые условия эксплуатации, машина, в целом, зарекомендовала себя отлично и показала высокую эффективность тушения.
ЛТХ:
Модификация: Ми-14ПЖ
Диаметр несущего винта, м: 21.29
Диаметр рулевого винта, м: 3.91
Протяженность,м: 18.38
Высота ,м: 6.93
Масса, кг
-безлюдного: 8900
-большая взлетная: 13600
-большая взлетная: 14000
Внутренние горючее, л: 3795
Тип двигателя: 2 х ГТД ТВ3-117М
-мощность, л.с.: 2 х 1950
Большая скорость, км/ч: 230
Крейсерская скорость, км/ч: 210
Практическая дальность, км: 1200
Практический потолок, м: 4000
Статический потолок, м: 1600
Экипаж, чел: 4
Нужная нагрузка: до 24 пассажиров либо 3000 кг груза.
Пожарный вертолет Ми-14ПЖ «Элиминатор».
Пожарный вертолет Ми-14ПЖ . Сброс воды.
Ми-14ПЖ ВВС Ливии.
.
.
Перечень источников:
Время и Авиация. Александр Брндарев, Игорь Величко. «Четырнадцатая» Миля.
Крылья Отчизны. Вадим Михеев. Амфибия Ми-14.
Сайт «Уголок неба». 2004 страница: «Миль Ми-14ПЖ».
Ударная сила. 101 серия. Морские Мили. (Вертолет амфибия Ми-14)
Увлекательные записи:
Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:
-
Вертолёт rotorway scorpion. технические характеристики. фото.
RotorWay Scorpion – многоцелевой американский личный вертолёт, созданный во второй половине 60-ых годов двадцатого века авиастроительной компанией…
-
Вертолёт saunders-roe skeeter. технические характеристики. фото.
Saunders-Roe Skeeter – английский многоцелевой двухместный вертолёт, созданный авиастроительной компанией «Sauders-Roe» во второй половине 40-ых годов XX…
-
Опытные советские вертолеты глазами запада. ударный вертолет kamov ka-? hokum (ка-50)
Тип летательного аппарата: Kamov Ka-? Классификация НАТО: Hokum В современной войне вертолеты делают множество ответственных задач как над сушей, так и…
-
Вертолёт eurocopter as565 panther. технические характеристики. фото.
Eurocopter AS565 Panther является армейский вариант вертолёта модели Eurocopter AS365 Dauphin, с рядом дополнений и технических изменений, разрешающих…
-
Вертолёт eurocopter tiger. технические характеристики. фото.
Eurocopter Tiger – боевой французский вертолёт, созданный инженерами компании «Eurocopter Group, и производимый с 1991 года. Начало разработок армейского…
-
Вертолёт pzl kania. технические характеристики. фото
PZL Kania – польский многоцелевой вертолёт, созданный во второй половине 70-ых годов двадцатого века авиастроительной компанией «PZL-Swidnik». PZL Kania…