Последний вылет дважды героя советского союза григория кравченко

      Комментарии к записи Последний вылет дважды героя советского союза григория кравченко отключены

Последний вылет дважды героя советского союза григория кравченко

Утро 23 февраля 1943 года выдалось пасмурным. По окончании завтрака Кравченко отправился на аэропорт 263-го авиаполка, в Троицкое. Путь лежал через размещение 2-го Гвардейского авиаполка. Увидев у КП Гвардии полковника Кондрата, Кравченко попросил остановить машину.

Вышел, поздоровались. Кондрат только что возвратился с боевого задания, ожидал, пока заправят самолёт. Выслушав его доклад, командир дивизии сообщил:

— В 12 часов 45 мин. вылетает группа из полка Кузнецова. Полечу с ними.

— Не нужно бы вам, Григорий Пантелеевич, лететь, — попытался отговорить командира дивизии Кондрат, — в том месте на данный момент страшно.

— Страшно, тяжело… Вот в том месте начальник и должен быть. Запрещено же руководить лишь с КП. Ничего, всё будет нормально.

…Прибыв на аэропорт 263-го авиаполка, Кравченко приказал начальнику полка майору Кузнецову собрать лётчиков, проработал с ними задание, принял доклад о готовности самолётов к вылету. Подойдя к собственному истребителю, Кравченко скинул меховую куртку и остался в свитере и летнем светло синий костюме, дабы легче было руководить самолётом на протяжении боя.

Взлетели. Собрали высоту 3000 метров. Видимость была пара затруднена из-за дымки.

Летели парами: Кравченко — Смирнов, Кузнецов — Питолкин, Ракитин — Сапегин, Алифанов — Сенин.

Восьмёрка Ла-5 забрала курс на Синявинские высоты, что в 10 — 12 километрах от Шлиссельбурга. На командных пунктах полков, дивизии, корпуса пристально смотрели за радиообменом с самолётами. Вот слышен голос командира дивизии:

— Я — «01». Наблюдать пристально.

После этого он попросил Полковника Трояна, пребывавшего на главном пункте наведения, сказать воздушную обстановку.

— В районе Синявино на высоте 1500 метров находится один Ме-109 и пара Ме-110, — передал Троян.

— Вижу. Атакуем !

Несколько советских самолётов вступила в бой.

Вот Лейтенант Сенин с 50 метров прошил Ме-110 пушечной очередью. Вражеский самолёт отправился со понижением, Сенин преследовал его, пока тот не врезался в почву. Два вторых «Мессера» стали уходить пикированием в сторону ЖД станции Мга.

Несколько Ла-5 устремилась за ними. Небо прошивали огненные автострады, кругом вспыхивали белые, голубые, тёмные разрывы зенитных снарядов. Мало южнее станции Мга немцы подняли в атмосферу с близлежащих аэропортов более 30 истребителей.

Они шли в два яруса: сверху Ме-109 и Ме-110, внизу FW-190.

В 13 часов 20 мин. разгорелся ожесточённый воздушный бой с соперником, имеющим 4-кратный перевес. Отечественные истребители отважно отбивались от вражеских атак и сами атаковали неприятеля. Майор Николай Алифанов с близкой дистанции всадил 4 очереди в хвост Ме-110 и сбил его. Но тут же на него ринулись 4 FW-190. На помощь Алифанову пробился его ведомый Лейтенант Сенин. Вот один «Фоккер» на громадной скорости входит в хвост Сенину.

Тот чуть убавил скорость, и вражеский самолёт, делая горку, проскочил вперёд. Алифанов был в эргономичной позиции, в то время, когда «Фоккер» как бы замер, завис в мёртвой точке, надавил гашетки. Второй германский самолёт, вспыхнув, камнем отправился к почва.

Бой продолжался уже 40 мин., его центр сместился практически к самой линии фронта. В круговерти боя Алифанов утратил из вида товарищей.

По окончании нескольких атак была пробита лопасть винта его самолёта. Сам он ранен, но сумел дотянуть машину до размещения собственного полка. Был ранен в голову и лейтенант Питолкин. Его повреждённый Ла-5 приземлился на полувыпущенные шасси на своём аэропорте.

Перед выходом из боя он был свидетелем, как Кравченко сбил один Ме-109 и один FW-190. Смирнов и Кузнецов закрывали командира дивизии.

В 14 часов 45 мин. начальник штаба 263-го авиаполка майор Холод направил донесение в штаб корпуса, в котором сказал, что не возвратился из боя генерал Кравченко, майор Кузнецов и лейтенант Смирнов.

К 15 часам было получено сообщение начальника одной из стрелковых дивизий о том, что в 3 километрах от передовой, недалеко от расположения артполка, покинув неуправляемый самолёт, погиб генерал Г. П. Кравченко…

***

Свидетелями последнего боя Григория Пантелеевича были артиллеристы 2-й батареи 1-го дивизиона 430-го гаубичного полка громадной мощности, действовавшего в составе 2-й ударной армии. В тот сутки батарея вела пламя по Синявинским высотам. В небе с самого утра барражировали отечественные самолёты.

То тут, то в том месте появлялись воздушные битвы.

лейтенант лейтенант и Матвеев Шанава пребывали на огневой позиции, расположенной в балке, окружённой лесом. Они замечали бой четвёрки советских истребителей с превосходящими силами соперника на высоте приблизительно 1000 метров. Среди отечественной четвёрки очень выделялся стремительностью собственных атак один истребитель.

Павел Матвеевич Матвеев, сейчас полковник в отставке, свидетель того воздушного боя, говорил, как они, артиллеристы, изумились отваге лётчика, смелости и виртуозности его пилотажных приёмов. Для того чтобы лихого пилота они видели в первый раз.

Вот он идёт в лобовую атаку. Немец не выдержал, рванулся вверх. Отечественный лётчик дал по неприятелю маленькую очередь, и тот сильно отправился вниз, оставляя за собой тёмный шлейф дыма.

В это мгновение два Ме-109 ринулись сверху на истребитель храбреца. Тот уклонился от атаки крутым пикированием и без того низко вышел из пике, что преследующий его «Мессер», не успев сманеврировать на малой высоте, врезался в почву.

Отечественный пилот быстро бросал самолёт то в одну, то в другую сторону с одновременным понижением, уходя из — под удара соперника в этот самый момент же занимая удачную позицию для очередной атаки. Лётчик взмывал вверх, делал крутые виражи, и тяжело было уследить, как он выяснялся в хвосте «Фоккера». И что особенно страно, он переворачивал машину и снизу расстреливал вражеские самолёты.

Так им был сбит ещё один германский истребитель.

Казалось, бой продолжался очень долго. Самолёты поочерёдно выходили из схватки: быть может, кончалось горючее. Наконец, отважный лётчик остался один против пары германских истребителей, каковые нападали на него сверху. Вот он умелым маневром уходит из — под удара и по окончании резкого разворота входит в хвост вражеской машине, очередь с маленькой дистанции — и дымит падая ещё один сбитый им самолёт, уже четвёртый !

И внезапно отечественный Ла-5 отправился со понижением к почва. От него отделилась чёрная фигура лётчика. Артиллеристы ожидали с замиранием сердца, в то время, когда же раскроется парашют.

Но парашют не раскрылся… Лётчик упал практически рядом, на бруствер, около орудия.

Матвеев и Шанава подбежали к пилоту, расстегнули ворот тёмно-светло синий костюма. Сердце лётчика ещё билось, он шевелил губами, пробовал что — то сообщить, но тут же утратил сознание.

По отысканному в кармане документу установили, что это был два раза Герой Советского Союза генерал авиации Григорий Пантелеевич Кравченко. Артиллеристы знали его по газетам ещё с 1939 года. Они с опаской положили генерала на плащ-палатку и перенесли его в землянку, где размещался санитарный пункт.

Фельдшер сделал укол, наложил повязки на пулевые раны. Они были не тяжёлые: сквозное ранение левой левого и руки бедра. Лётчику делали неестественное дыхание. Он был жив часа полтора, но в сознание так и не пришёл…

Артиллеристы сказали о произошедшем в штаб дивизии, скоро оттуда пришла санитарная машина.

Полковник авиации в отставке Михаил Абрамович Уфимцев, бывший инженер — капитан 215-й авиадивизии, вспоминает, что он вместе с политработником Павлом Андреевичем небольшой группой и Виноградовым техников в 16 часов выехали к месту смерти собственного командира дивизии. Сгущались сумерки зимнего дня, начался снегопад. С большим трудом нашли землянку санитарного пункта стрелковой дивизии. Майор медицинской работы сказал о причине смерти Генерала Кравченко. Вошли в землянку. Командир дивизии лежал на столе.

В правой руке намертво зажато вытяжное кольцо парашюта с обрывком перебитого тросика. Разумеется, огненная автострада вражеского истребителя пришлась по кабине, нарушив управление самолётом, ранив пилота и перебив вытяжной тросик парашюта.

Очевидцы смерти лётчика говорили, что самолёт генерала над местом трагедии пролетел на высоте не более 300 метров. По окончании того, как лётчик покинул кабину, самолёт понижался тем же курсом и упал в 1,5 — 2 километрах, в мелколесье.

Части 215-й истребительной авиационной дивизии генерала Г. П. Кравченко 23 Февраля 1943 года выполнили приказ руководства по прикрытию и сопровождению действий отечественных бомбардировщиков и штурмовиков, и наземных армий над полем боя. Всего за сутки было совершено 67 боевых вылетов, в 7 воздушных битвах, в соответствии с официальным донесениям, сбито 5 германских самолётов. В донесения не были включены самолёты, сбитые лично Кравченко и другими не возвратившимися лётчиками — Кузнецовым, Горюновым и Смирновым…

* * *

С смертью Кравченко связана ещё одна увлекательная история. В годы войны один из ленинградских инженеров — Николай Иванович Баранов — сконструировал наземную зенитно — ракетную установку, в которой употреблялись авиационные реактивные боеприпасы РС-82 и РС-132.

23 февраля 1943 года боевая будущее не только свела Н. И. Баранова с генерал-лейтенантом авиации Г. П. Кравченко, но и сама вручила ему оружие мести за прославленного лётчика, сбитого в воздушном бою вражеским истребителем. Данный бой Николай Баранов замечал в стереотрубу. Вот что пишет он в своих мемуарах:

«Сбивший Кравченко Ме-109 отправился на местечко Никольское, где находились отечественные наземные зенитно — ракетные установки, сконструированные мной, защищавшие сейчас аэропорт Никольское, подход к станции Жихарево и подходы к Дороге Судьбы — ледовой автостраде с отечественной стороны. И вот, видя, что самолёт данный идёт прямо на нас, я подал команду «К бою !», сам поднялся за установку и дал залп из половины установки — 12 снарядов ( самолёт был на небольшой высоте ), «Мессер» сперва задымил, а после этого, объятый пламенем, отправился над лесом, быстро падая.

Это был Ме-109, сбивший Генерала Кравченко. Мы, целый расчёт, были горды, что отомстили за смерть Храбреца».

Пара слов о самом авторе этих строчков. Баранов коренной Ленинградец. Появился 27 июня 1916 года в Новой Деревне, бывшем пригороде ветхого Петрограда, в рабочей семье. Он совершил всю собственную жизнь в этом городе, защищая его в годы ВОВ. Гениальный инженер, он сконструировал наземную зенитно — ракетную установку, первые образцы которой вошли в состав «дивизиона РС», как тогда было названо подразделение Баранова.

Лишь в битвах за Тихвин его установками было стёрто с лица земли пара бомбардировщиков соперника. За успешные боевые действия с применением зенитных реактивных установок Лейтенант Н. И. Баранов 3 мая 1942 года был награждён орденом Красного Знамени.

С конца апреля 1942 года Н. И. Баранов служил на Волховском фронте начальником зенитного взвода 844-го батальона аэродромного обслуживания. Позднее, до конца войны, служил в должности начальника 896-й отдельной зенитно — пулемётной роты 13-й Воздушной армии 3-го Белорусского фронта.

Кремениш Николай Герой Советского Союза.

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: