Поршневые авиационные двигатели «калеп».

      Комментарии к записи Поршневые авиационные двигатели «калеп». отключены

Разработчик: Т.Г.Калеп
Страна: Россия
Год разработки: 1911

Теодор-Фердинанд (Георгиевич) Калеп, совладелец и директор завода «Мотор», был одним из первых в Российской Федерации конструкторов авиационных двигателей, изготовил первый летный мотор в Российской Федерации.

Т.Г.Калеп в начале 1911 года сперва решил приступить к производству на своем заводе двигателей «Gnome», но попытка договориться с компанией «Societe des Moteurs Gnome» окончилась неудачей, т.к. эта французская компания поставила условие отдавать ей 2/3 чистого дохода. Тогда Калеп решил спроектировать на своем заводе новый двигатель.

Проект двигателя Калеп разрабатывал совместно с молодым инженером Шухгальтером. Конструкторам удалось существенно усовершенствовать конструкцию двигателя «Gnome» и создать двигатель, более надежный чем «Gnome». В первую очередь был поменян метод крепления цилиндров на картере. У двигателя «Gnome» картер складывался из нескольких частей, соединенных болтами — это очень увеличивало массу двигателя.

Калеп сделал картер всего из двух частей, причем плоскость разъема не совпадала с плоскостью, в которой лежали геометрические оси цилиндров, а была отнесена пара в сторону. Это значительно упрощало сборку двигателя, т.к. возможно было крепить цилиндры, защемляя их между двумя частями картера, причем цилиндры вставлялись в отверстия большей части картера.

Калеп усовершенствовал двигатель «Gnome», увеличив его прочность и в также время снизив на 7 кг его массу и уменьшив на 85 шт. число подробностей. Наряду с этим размеры двигателя Калепа не превышали размеров двигателя «Gnome».

22 ноября 1911 года Т.Г.Калеп подал заявку за № 50497 на получение патента на летный двигатель «…внутреннего горения с радиально укрепленными на кривошипной камере вращающимися цилиндрами», которая была удовлетворена и создатель взял патент на данный двигатель за № 25057.

Материалы переписки конструктора первого русского мотора Ф.Г. Калепа с ведомствами и различными управлениями, в которых он обосновывал необходимость отказаться от заграничных заказов на мотор и просил обратить внимание на нарождавшееся отечественное авиамоторостроение и на его двигатель «Калеп», стали известны и Общероссийскому аэроклубу, орган которого, издание «Воздухоплаватель», в № 3 за 1912 год в широкой статье «О постройке моторов для аэропланов в Российской Федерации.» дал обзор деятельности в этом направлении завода «Мотор» в Риге, уделив особенное внимание тем необыкновенным качествам производимых в том месте моторов «Калеп», каковые делают неоспоримым преимущество этого мотора перед французским «гномом».

Громадное внимание привлек мотор «Калеп» и на второй интернациональной выставке воздухоплавания в Москве 10 марта (25 февраля) 1912 года. «Из воздухоплавательных двигателей, — писал основной инженер-механик воздушного флота Н.Яцук,- увлекательными являются мотор типа «гном» рижского завода «Мотор» — «Калеп», биротативный мотор, выстроенный по идее Уфимцева инженерами Брянского завода и замечательный мотор «NAC».»

Появление на выставке мотора «Калеп» содействовало тому, что он испытывался летчиком В.В.Дыбовским не только на аэроплане «Nieuport.IV», но был поставлен на самолет «ЛЯМ», на котором летчик-авиаконструктор и рекордсмен Георгий Викторович Янковский в мае того же года произвел последовательность успешных полетов. Разочаровавшись в «Gnome», неоднократно ломавшемся при опробованиях, Янковский не захотел ставить его на собственный самолет. Его поддержали и другие создатели «ЛЯМа». Их выбор пал на мотор «Калеп».

Конструкторы «ЛЯМа» еще до окончания выставки купили 60-сильный двигатель «Калеп» и установили его на собственный самолет. Пилот-конструктор Г.В.Янковский в тренировочных полетах удостоверился в надежной работе мотора «Калеп», прославил себя и мотор на всю землю в публичных полетах 13 мая на столичном аэропорте.

В феврале 1912 года на заводе «Мотор» была выпущена маленькая серия (семь штук) авиационных моторов «Калеп» мощностью в 60 л.с. Завод обеспечивал работу двигателя без переборки в течении 50 часов и постоянную работу в течении 10 часов.

Совершённые на заводе опробования двигателей «Калеп» и «Gnome» продемонстрировали преимущества первых над вторыми: у «Gnome» при частоте вращения 1250 об/мин поломались кое-какие подробности, а у двигателя «Калеп» при 1450 об/мин никаких повреждений не было.

Весной 1912 года Основное инженерное управление отправило на завод «Мотор» в Ригу аэроплан «Nieuport-IV» последней модели, купленный Отделом воздушного флота во Франции для измерения действующих на аэроплан на протяжении полета сил и для съемки чертежей, то Калеп по окончании исполнения предписанных измерений решил установить на данный самолет собственный мотор. Первые сравнительные опробования двигателя «Калеп» в полете создавал инструктор Севастопольской офицерской школы, лейтенант Виктор Владимирович Дыбовский. Летчик с целью проведения опробования мотора «Калеп» в полете был выбран как запрещено более удачно и результаты, полученные В.В.Дыбовским, превзошли всякие похвалы.

Об одном из испытательных полетов Дыбовского на самолете «Nieuport» с мотором, выстроенным на заводе «Мотор», было помещено сообщение в газете:

«Успешный полет аэроплана имели день назад по окончании 8 часов вечера возможность замечать обитатели Зассенгофа. Лейтенант Дыбовский, армейский летчик-инструктор из Севастополя, опробовал уникальный моноплан Ньюпора Общества воздушного флота с мотором «гном» завода «Мотор». Лейтенант Дыбовский летал на высоте 80 метров при ветре в 5-6 баллов, что выше дул еще посильнее, над почвой и медлено приземлился на поле завода.

Аппарат развил в воздухе против ветра скорость более чем 100 километров и с попутным ветром более чем 125 км/ч. Лейтенант Дыбовский высказался очень одобрительно о работе выстроенного тут мотора, что, согласно его точке зрения, давал на 50-80 оборотов больше, чем моторы, с которыми он познакомился во Франции и в Севастополе.»

Собственную высокую оценку мотору Дыбовский сообщил в письме Калепу:

«Директору машиностроительного завода «Мотор» господину Ф.Калепу, В Риге, — писал он 17 апреля 1912 года — Я, нижеподписавшийся, сим удостоверяю, что мною испытан 16-го этого месяца в двух полетах на двухместном моноплане совокупности «Ньюпор» выстроенный вами 50-сильный ротативный мотор типа «гном». Ваш мотор трудился спокойнее и лучше, чем испытанные мною на 12 таких же аппаратах французские моторы, не дававшие ни при каких обстоятельствах полного числа оборотов.

Мотор ваш владеет большей мощностью, чем французский, поскольку число его оборотов достигает в полете 1100 в 60 секунд вместо 1050 при тех же измерениях мотора. масла и Расход бензина тот же, как у французских моторов. Вес мотора уменьшен если сравнивать с французским благодаря разным целесообразным трансформациям, в особенности картера, на 10 килограммов.
Я имел кроме этого возможность убедиться в правильной и чистой выработке частей вашего мотора, производящихся практически только из русских материалов. Я видел у вас 4 готовых мотора и серию моторов в работе.
Я надеюсь, что находящиеся в работе моторы ваши еще превзойдут своим качеством испытанный мною, поскольку я имел возможность убедиться в настойчивой и плодотворной конструктивной работе, а также в том, что все части французских моторов, появлявшиеся на практике не соответствующими собственному назначению, заменяются у вас усиленными частями либо же частями из лучших материалов.

Армейский летчик лейтенант Дыбовский.

При полетах лейтенанта Дыбовского находился и в правильности всего, что было сказано убедился член и секретарь Балтийского автомобильного и аэроклуба инженер-технолог Евг.Тельберг.»

Предстоящие полеты на этом аэроплане с мотором «Калеп» продемонстрировали его надежную постоянную работу в течение полутора-двух часов. Самолет «Nieuport.IV» с этим мотором налетал около 30 часов, что практически вдвое превышало работу двигателей «Gnome» на вторых таких же аппаратах. Все испытательные, а после этого и тренировочные полеты на аэроплане с мотором «Калеп» дали хорошие летные и эксплуатационные результаты работы мотора и подтвердили его абсолютное превосходство над мотором «Gnome».

Данный успех, и сведения о проходивших сравнительных опробованиях двигателей «Калеп» и «Gnome» в Офицерской воздухоплавательной школе в Гатчине и в лаборатории двигателей Петербургского политехнического университета становились известными громадному кругу не только авиаторов, но и других лиц, вызывая у всех громадный интерес.

Калеп применял нахождение аппарата «Nieuport.IV» на заводе для подготовки производства завода «Мотор» к постройке совершенно верно таких же аэропланов. 18 апреля 1912 года он сообщил в военное министерство о том, что готов выпустить шесть таких аэропланов через два с половиной месяца, а следующие 18 — еще через два месяца. В год Калеп обязывался производить 300 аэропланов, на которых смогут быть установлены моторы совокупности «Калеп» каких угодно мощностей — в 50, 60, 70 и 100 л.с.

В том же донесении Калеп сказал, что на заводе «Мотор» строится армейский аэроплан совокупности лейтенанта Дыбовского «Дельфин» с мотором «Калеп».

Но заказов на производство как двигателей, так и самолетов Теодор Калеп не получал еще долго. Такова была неприятная русская реальность.

Двигатели «Калеп» устанавливались на разные самолёты. Потом Т.Калеп создал ещё более замечательные двигатели мощностью 80 л.с. и 100 л.с., каковые устанавливались на на аппараты типа «Nieuport» и разведчики Русского и другие истребители Императорского Военно-Воздушного Флота.
Увы, хоть слава и досталась Ф.Г.Калепу, моторы для русского Воздушного флота делались во Франции: непросто было маленькому заводу соревноваться в рекламе с надёжной зарубежной компанией.
В 1913 году, будучи больным, Теодор Калеп отправился на опробования собственного мотора, проводимые в Риге армейским ведомством. Мотор сочли хорошим, а 47-летний Калеп через пара дней погиб. Возможно сообщить, сгорел на работе…

Характеристики:

Модель: «Калеп-60»
Мощность, л.с.: 60
Громаднейший диаметр, мм: 835
Протяженность, мм: около 1000
Движение поршня, мм: 122
Диаметр цилиндра, мм: 110
Масса, кг: 68
Расход бензина, кг/л.с.час: 0,315
Расход масла(касторового), кг/л.с.час: 0,1
Частота вращения, об/мин: 1200.

Поршневые авиационные двигатели «калеп».

Двигатель «Калеп-60».

Двигатель «Калеп-60».

Двигатель «Gnome». Чертеж.

Двигатель «Калеп-80». Музей.

Двигатель «Калеп-80» в музее ВВС Монино.

Рапорт о опробованиях мотора «Калеп-60».

Рекламный лист Товарищества «Мотор».

.

.

Перечень источников:
П.Д.Дузь. авиации и История воздухоплавания в Российской Федерации (период до 1914 г.).
Д.Я.Зильманович. Теодор Калеп. 1866-1913.
Издание «Вестник воздухоплавания» № 7 за 1910 г.
Издание «Воздухоплаватель» № 3 за 1912 г.
Андрей Бондаренко. Моторы пламенных сердец.
Р.И.Виноградов, В.З.Шестаков. История развития авиационной науки в Латвии. РКИИГА 1989 г.

Аркадий Швецов. Поршневые двигатели

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: