Разработчик: ОКБ завода № 29
Страна: СССР
Год постройки: 1939 г.
В первых числах Ноября 1939 года, практически за пара дней до отъезда Н.Н.Поликарпова в Германию, в его конструкторское бюро поступили главные характеристики авиадвигателей, каковые в скором времени имела возможность предложить отечественная индустрия.
Двухрядный 18-цилиндровый двигатель воздушного охлаждения М-90 (что кроме этого обозначался как 2М) был многообещающим и представлялся с первоначально заявленной мощностью 1600 л.с.
Разработка двигателя М-90 была начата еще А.С.Назаровым и выполнялась группой конструкторов под управлением А.М.Анашкина, Г.П.Водолажского и А.В.Выгодина. После этого к ним подключился В.Г.Федичев, что стал ведущим конструктором по М-90.
В отношении этого мотора отмечалось, что спроектирован он был за рекордно маленький срок — во время с 15 мая по 15 августа 1939 года. Уже 29 ноября 1939 года первый М-90 поставили на испытательный стенд.
Не обращая внимания на подобные оптимистические настроения, вывод Николая Поликарпова в отношении отечественных авиамоторов было неоднозначным. Он осознавал, что эти двигатели смогут и не показаться в срок, исходя из этого имел некую надежду на другие варианты получения замечательных силовых установок. В частности, конструктор много раз обращался к управлению авиапромышленности прося закупить лицензию на американский «Pratt Whitney» либо германский BMW-801.
По одной из версий поездка Поликарпова в Германию была во многом связана с надеждой взять как раз упомянутый BMW-801. В январе 1940 года конструктор совсем осознал, что шансы на приобретение импортного авиадвигателя очень призрачны, исходя из этого он все надежды связал с М-90 и как раз под него начал разработку нового истребителя.
В ОКБ Н.Н.Поликарпова 25 апреля 1940 года поступил только некондиционный мотор с увеличенным весом для приобретения опыта работы с ним на земле и отработки капота. В мае помощник наркома В.П.Кузнецов дал обещание, что М-90 поступит во второй половине июня, но и данный срок кроме этого не был выдержан. Оставалось сохранять надежду, что ОКБ завода № 29 сможет как возможно стремительнее преодолеть встретившиеся затруднения.
Спустя пара месяцев проектные и доводочные работы на двигателе шли по замыслу, исходя из этого в мае 1940 года планировалось приступить к его национальным опробованиям.
М-90 открывал дорогу новому поколению авиадвигателей, но, как любое принципиально новое изделие, потребовал долгой экспериментальной отработки. Работа шла планомерно до 22 июня 1941 года. В это ужасное утро страна вступила в войну с Германией.
В июле М-90 был поставлен на Госиспытания, но в то время г. Запорожье уже подвергался бомбардировкам, и его доводка была затруднена.
В августе 1941 года, в связи с приближением фронта к Запорожью, завод № 29 был эвакуирован в Омск. Тут под управлением Е.В.Урмина длились работы по двигателям М-88, М-89 и М-90. Но двигатель М-90, имевший хорошие заявочные характеристики удельного веса и мощности, не был отработан и доведен до кондиции.
Его стендовые опробования завершились в эвакуации. Лишь в первой половине 40-ых годов двадцатого века была неспешно доведена до максимума взлетная мощность этого мотора до 1750 л.с. У более поздней модификации этого мотора М-90Ф взлетная мощность достигала 2080 л.с. Но было еще далеко до установки М-90 на самолеты, потому, что приемлемой надежности от двигателя добиться не удалось. К тому же А.Д.Швецов взял эти же характеристики на двигателе М-71.
Работы по доводке М-90 были прекращены.
ТТХ:
Тип: М-90 (двухрядный, 18 цилиндров)
Производитель: завод № 29 ( г. Запорожье)
Диаметр, мм: 1298
Сухой вес, кг: 850
Мощность, л.с.
-большая: 1600
-взлетная: 1700
-на высоте 6000 м: 1500
Удельный вес кг/л.с.: 0,56
.
.
Перечень источников:
В.Р.Котельников. Отечественные авиационные поршневые моторы.
Лев Берне. Цель судьбе — строить моторы.
Запуск реактивного двигателя GeneralElectric 90-115b
Увлекательные записи:
Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:
-
Дизельный авиационный двигатель ан-1 (н-1, нефтяной-1).
Разработчик: А.Д.Чаромский Страна: СССР Год постройки: 1933 г. С целью рационального распределения упрочнений, в конце 1931 года, был создан замысел…
-
Поршневой авиационный двигатель ам-42.
Разработчик: ОКБ А.А.Микулина Страна: СССР Год постройки: 1942 г. АМ-42 — коммунистический поршневой летный двигатель, являлся переработанной…
-
Поршневой авиационный двигатель «дека» м-100.
Разработчик: инж. Воробьев Страна: Россия Год постройки: 1916 В августе 1916 года на пребывавшем в Александровске (с 1921 года — г. Запорожье) заводе…
-
Поршневой авиационный двигатель м-5 (liberty-12).
Разработчик: А.А.Бессонов и М.П.Макарук Страна: СССР Год создания: 1923 г. Завод «Икар» внес предложение организовать производство замечательных моторов…
-
Поршневой авиационный двигатель «гипоцикл нестерова».
Разработчик: А.В.Нестеров Страна: Россия Год постройки: 1914 Дабы избавиться от постоянной моторной «головной боли», на авиазаводе «Дукс» предпринимали…
-
Поршневые авиационные двигатели «калеп».
Разработчик: Т.Г.Калеп Страна: Россия Год разработки: 1911 Теодор-Фердинанд (Георгиевич) Калеп, совладелец и директор завода «Мотор», был одним из первых…