Попытка закупки советским союзом истребителей gloster meteor iv и de havilland vampire iii

      Комментарии к записи Попытка закупки советским союзом истребителей gloster meteor iv и de havilland vampire iii отключены

Общеизвестна история закупки СССР в Англии в 1946-1947 гг. партии реактивных двигателей «Нин» и «Дервент», постройка которых у нас под заглавиями РД-45 и РД-500 сыграла важную роль в становлении отечественной реактивной авиации. Менее известен тот факт, что тогда же с советской стороны были предприняты шаги с целью купить у британцев и образцы их реактивных истребителей.

Информация на данный счёт показалась в публикациях В.В.Котельникова и И.Е.Михелевича соответственно по истребителям «Вампир» и «Метеор». В данной статье делается попытка пара шире осветить эту тему на базе архивных документов МАП.

К моменту окончания Второй мировой СССР существенно отстал в деле разработки реактивной авиационной техники как от побеждённой Германии, так и от своих союзников — США и Англии. В обеих этих государствах первые образцы истребителей с ТРД были созданы ещё на протяжении войны, а к 1946 году такие самолёты уже были достаточно отработаны, строились серийно и пребывали на вооружении ВВС.

В частности, Королевские ВВС Англии располагали истребителями «Метеор-IV» с большой скоростью 940 км/ч и «Вампир-III», достигавшим скорости 855 км/ч. Из них первый воображал собой самолёт обычной схемы с двумя двигателями, размещёнными на консолях крыла, а второй был выстроен по двухбалочной схеме и оснащался одним двигателем. К 1946 году в Англии были созданы и запущены в серийное производство турбореактивные двигатели Де Хэвилленд «Гоблин» (Goblin I) с тягой 1043 кгс, Goblin II с тягой 1405 кгс, Роллс-Ройс «Дервент» (Derwent V) с тягой 1590 кгс и «Нин» (RB.41 Nene) с тягой 2230 кгс в варианте Nene I и 2270 кгс в варианте Nene II.

Попытка закупки советским союзом истребителей gloster meteor iv и de havilland vampire iii

У нас же лишь в апреле 1946 г. были подняты в атмосферу первые истребители с ТРД — Миг-15 и як-9, оснащённые трофейными двигателями Jumo 004 и BMW 003 и их советскими копиями — РД-10 и РД-20. Их тяга была уже очевидно недостаточна, а создание замечательных отечественных ТРД потребовало времени. На этом фоне появилась мысль постараться купить у отечественных союзников образцы современных ТРД и реактивных самолётов.

Как отмечает В.В.Котельников, 26 июня 1946 г. Совет Министров СССР принял распоряжение, в котором говорилось:

«Поручить Министру Внешней торговли т. Микояну, с целью новых достижений и изучения конструкции в области моторостроения за рубежом, закупить в Англии и Америке образцы лучших замечательных реактивных двигателей, и реактивных самолётов, отправив для данной цели в Англию и Америку закупочную рабочую группу из работников Министерства Авиационной индустрии».

В декабре того же года Англию посетила делегация в составе авиаконструктора А.И.Микояна, конструктора двигателей В.Я.металловеда и Климова С.Т.Кишкина. Они объехали много фабрик, конструкторских бюро, испытательных центров и институтов, взглянуть на британские реактивные самолёты и на земле, и в воздухе. Была достигнута договорённость о поставке в нашу страну партии ТРД «Нин» и «Дервент», каковые предполагалось скопировать и производить в массовом количестве (что и было сделано позднее).

Наровне с этим 14 января 1947 г. Совет Министров СССР принял распоряжение о покупке трёх истребителей типа «Метеор» и трёх — «Вампир». За этим советское торгпредство в Лондоне совершило переговоры и необходимый зондаж. Их перипетии нашли отражение в справке, направленной в МВТ работником торгпредства инженер-полковником Загудаевым, копию которой зам. министра внешней торговли СССР И.Семичастнов в феврале 1947 г. направил министру авиапрома М.В.Хруничеву (РГАЭ Ф. 8044 оп.1 д. 1630 лл.

86-89). Вот какую картину рисует данный документ.

В январе 1947 г. советские эксперты, находившиеся в Англии, совершили последовательность бесед с представителями английских компаний о возможностях поставки в СССР трёх экземпляров самолёта «Метеор» и трёх экземпляров самолёта «Вампир». 23 января состоялась беседа с экспортным директором компании Глостер Эриком Гринвудом. Он поведал, что в производстве находится модель Meteor-IV.

Потому, что завод не выполнил замысла поставок для RAF, он не сможет до середины 1948 г. дать для СССР эти три самолёта. Он, но, дал совет обратиться в Министерство снабжения (ведавшее закупками бронетехники для армии) — возможно, оно выделит эти три самолёта из собственного заказа. Тогда, уверял он, компания Глостер с радостью предоставит советской стороне информацию о стоимостях, спецификациях и ЛТХ самолёта.

Гринвуд особенно обратил внимание на то, что это самолёты первой линии и что правительство Великобитании ещё никому из чужестранцев их не реализовывало. Лишь на данный момент, сообщил он, правительство Нидерландов с разрешения британского правительства ведёт переговоры о покупке этих самолётов, но договорённости ещё нет. (Примечание автора: поставки истребителей Meteor-IV в Нидерланды начались в 1948 г, было поставлено 38 автомобилей).

Добавим ко мне кое-какие подробности по публикации В.В.Котельникова. Переговоры по «Метеору» потом развивались следующим образом. 14 февраля компания послала торгпредству письмо.

В нём говорилось о согласии реализовать три истребителя «Метеор» 4 с двигателями «Дервент» 5, и запчасти к ним. К письму была приложена подробная спецификация комплектовки истребителей устройствами, вооружением и оборудованием, и сводка лётных данных, обеспечиваемых заводом. Первый самолёт предполагалось сдать советским приёмщикам в Глостере в январе 1948 г., ещё один — в феврале и последний — в марте.

Устанавливалась цена в 33950 фунтов за любой самолёт (без транспортных услуг и упаковки). Но заключение договора увязывалось с согласием английского министерства авиации. Эти предложения поступили в советское министерство авиационной индустрии 4 марта и были через пара недель одобрены.

Но, по-видимому, британские власти так и не дали разрешения на экспорт боевых самолётов.

Обстановка с переговорами по «Вампиру», в соответствии с вышеупомянутой справке Загудаева, развивалась так. 21 января 1947 г. советские эксперты посетили директора по экспорту самолётов компании English Electric (являвшейся подрядчиком компании De Havilland) г-на Граам (так в документе, настоящий спеллинг неясен) с целью узнать возможности поставки в СССР трёх самолётов «Вампир» с двигателем «Нин». Граам показал интерес к предложению советской стороны, но стало известно, что компания предполагала начать производство истребителей «Вампир» с двигателем Роллс-Ройс «Нин» лишь с мая 1947 г. Данный вариант должен был взять обозначение Vampire IV. На момент же беседы компания производила Vampire III с двигателем Goblin 2.

Отвлечёмся от документа и приведём кое-какие справочные сведения. Первый серийный вариант «Вампира» F.Mk1, запущенный в производство в 1944 г., имел двигатель «Гоблин» 1 с тягой 2,300 фунтов (10,21 kN, 1043 кгс), скоро заменённый на «Гоблин» 2 с тягой 1405 кгс). Следующим вариантом «Вампира» стал Vampire F.2 с более замечательным двигателем Роллс-Ройс RB.41 «Нин» с тягой 2040 кгс (2230-2270 кгс в вариантах Нин-I и Нин-II).

Данный вариант был снабжён дополнительными воздухозаборниками на фюзеляже, каковые взяли у лётчиков прозвище «слоновьи уши». Королевские ВВС собирались заказать 60 автомобилей данной модификации, но по окончании постройки двух экземпляров заказ отменили. Но Vampire F.2 оказался по вкусу австралийцам, каковые организовали у себя производство 80 автомобилей для собственных ВВС на заводе компании САС (Commonwealth Aircraft Corporation) под маркой F.30 и после этого ещё 29 штук в варианте FB.31.

Что же касается Королевских ВВС, то они предпочли следующий вариант «Вампира» — Vampire F.3, что был создан на базе F.1, имел тот же двигатель «Гоблин» 2 и отличался увеличенным запасом горючего, и перепроектированным хвостовым оперением. Vampire F.3 совершил первый полёт 4 ноября 1946 г. и, так, к моменту обрисовываемых переговоров был ещё «свеженькой» машиной. Его серийное производство началось весной 1947 г. Что же касается «Вампира» с двигателем «Нин», то таковым должен был стать Vampire F.4 (в отечественном документе употреблено более раннее написание «Вампир» IV), но данный вариант так и остался на бумаге и в производство не запускался. Следующим серийным вариантом стал истребитель-бомбардировщик Vampire FB.5, снова с двигателем «Гоблин» 2.

Возвратимся, но, к беседе отечественных представителей с представителем компании English Electric. Граам объявил, что не видит препятствия к продаже этих самолётов, но смогут появиться затруднения со сроками поставки. Он давал слово выслать в скором будущем предложения собственной компании с указанием сроков и цен поставки самолётов Vampire III и IV.

25 января 1947 г. Граам сказал, что он взял принципиальное согласие Министерства снабжения на поставку в СССР этих самолётов.

Сославшись на то, что English Electric есть подрядчиком компании De Havilland, Граам дал совет обратиться к директору по экспорту данной компании господину Том (так в отечественном документе). Отечественные эксперты последовали этому совету и встретились с «господином Том» 29 января. На предложение о покупке трёх самолётов «Вампир» с двигателем «Нин» Том реагировал вопросом: Из-за чего лишь три?

Это, заявил он, невыгодно для обеих сторон. Англичанину растолковали, что покупаются до тех пор пока

«лишь образцы для опробования в отечественных условиях, для показа более широкой авиационной общественности»,

и для опробования на них уже купленных двигателей «Нин». Помимо этого, уверяли клиенты,

«отечественное МАП, испытав самолёты, примет, быть может, ответ о покупке более большого количества».

Господин Том объявил, что он не видит возможности поставить советскому клиенту самолёты раньше марта 1948 г., потому, что до этого срока заказы уже расписаны. Он сказал, что самолёты «Вампир» с двигателями «Нин» будут в массовом производстве не ранее ноября 1947 г., и в случае если советская сторона желает взять их пораньше, ей направляться обратиться в Министерство снабжения Англии.

В тот же сутки, 29 января 1947 г., несколько советских экспертов встретилась с ассистентом постоянного секретаря Министерства снабжения г-ном Холл (так в документе), что, как выяснилось, был в курсе всех переговоров отечественной группы с компаниями. Перед Холлом был поставлен вопрос о сокращении сроков поставок.

Холл поставил вопрос: хочет ли советская сторона взять до лета 1947 г. самолёты «Вампир» с двигателями «Гоблин», либо в таком варианте данный самолёт её не интересует. Вопрос остался без ответа.

Торгпредство поставило перед Москвой вопрос: нужно ли настаивать на приобретении самолётов «Вампир» с двигателем «Нин», либо возможно дать согласие на поставку «Вампиров» с двигателями «Гоблин» до конца 1947 г. (третья альтернатива — по большому счету отказаться от «Вампиров» из-за неприемлемых для нас сроков).

Хруничев в собственном ответе Семичастнову, датированном 18 февраля 1947 г., писал:

«По письму тов. Загудаева о покупке британских реактивных самолётов информирую, что ввиду отсутствия на данный момент серийных самолётов «Вампир» с двигателем Нин Министерство авиационной индустрии в соответствии с на приобретение этих самолётов с двигателем Гоблин.

Доставку самолётов из Англии считаю самый целесообразным произвести морским путём». (РГАЭ Ф. 8044 on. 1 д. 1630 лл. 86-89)

Пара позднее, в документе М-226/113 от 8 марта 1947 г., Хруничев писал министру внешней торговли А.И.Микояну:

«В связи с сообщением представителей торгпредства в Англии о необходимости иметь разрешение для компаний от британского Воздушного министерства на продажу нам реактивных самолётов «Метеор» и «Вампир» прошу Вас дать указание Торгпредству обратиться по этому вопросу в соответствующие британские министерства и к чиновникам, от которых зависит ответ этого вопроса.

Прошу кроме этого ваших указаний о принятии мер по вопросу сокращения сроков поставки этих самолётов, воображающих для шнобель громадной интерес». (РГАЭ Ф. 8044 on. 1 д. 1630 л. 104)

Дело, но, стало приобретать нежелательный поворот, о чём свидетельствует письмо помощника министра авиационной индустрии Б.Бойцова на имя зам. министра внешней торговли СССР И.Семичастнова (№ М-26/367с от 28 июня 1947 г.). Бойцов писал:

«По весточке т. Кленцова от 23.VI. с.г. о предложении компании Де-Ховилленд на продажу нам самолётов «Вампир-III» с двигателем «Гоблин-II» информирую, что данный самолёт должен быть закуплен в соответствии с распоряжению Совета Министров Альянса ССР 268рс от 14 января 1947 г. Но компания всячески оттягивало срок заключения контракта и по сей день предлагает данный самолёт со сроком постовки через 15 месяцев по окончании выдачи заказа. Данный срок есть для нас совсем неприемлемым. Самолёт «Вампир-III» с двигателем «Гоблин» может представить некий интерес только в том случае, если компания сократит срок поставки самолётов до 3-4 месяцев.

Нас больше интересует самолёт «Вампир-IV» с двигателем «НИН», ток кок данный двигатель у шнобель осваивается и под него строятся умелые самолёты.

Исходя из этого прошу поручить отечественным представителям в Англии выяснить возможность закупки самолёта «Вомпир-IV» с двигателем НИН с поставкой его в вероятно маленькие сроки». (РГАЭФ. 8044 on. 1 д. 1630 л. 229). (Увидим, что попытки добиться согласия на поставку самолёта «Вампир-IV» длились, не смотря на то, что данный вариант к тому времени, по всей видимости, уже был отброшен разработчиком).

Соответствующие демарши с отечественной стороны (сведения о них отсутствуют) были, по всей видимости, бесплодными. Минвнешторг в лице Семичастнова сказал МАПу (Хруничеву) письмом № 53-1/232 от 8 октября 1947 г., что компании «Глостер» и «Де Хавилленд» предлагают советской стороне поставить соответственно «Метеоры» и «Вампиры» через 15 месяцев по окончании оформления заказа. Отмечая, что

«министерство торговли Англии до сих пор не дают лицензии на эту продажу».

Семичастнов просил сказать, устраивают ли нас предлагаемые британцами сроки.

Ответ Хруничева был таков:

«Предложения британских компаний «Глостер» и «Де Ховилленд» на продажу нам самолётов «Вампир» и «Метеор» со сроком поставок через 15 месяцев по окончании подписания договоро для Министерства авиационной индустрии неприемлемы».

По всей видимости, тут и возможно поставить точку в данной истории. Как мы знаем, никаких поставок британских реактивных истребителей в СССР не произошло. Думается, что таковой финал был предрешён прогрессирующим охлаждением взаимоотношений между СССР и его бывшими союзниками по антигитлеровской коалиции.

В свете известного нам предстоящего развития советской реактивной авиации возможно задаться вопросом — большое количество ли утратили советские авиаконструкторы, коммунистический авиапром и ВВС от того, что попытка заполучить образцы британских истребителей закончилась неудачей. Само собой разумеется, изучение этих прекрасно отработанных автомобилей в любом случае имело возможность что-то дать в смысле освоения новых для нас силовых установок, элементов разработки, приборного оснащения и т.п.

Но появление в конце 1947 г. истребителя МиГ-15 со стреловидным крылом означало, что советские конструкторы сделали большой ход вперёд если сравнивать с их британскими сотрудниками — так как и «Метеоры», и «Вампиры», сохраняя классическое прямое крыло, были обречены на отставание, не обращая внимания на всё совершенствование их конструкции в поздних вариантах. Необходимо подчеркнуть, что британские самолётостроители с запозданием если сравнивать с США и СССР перешли к внедрению стреловидного крыла на реактивных истребителях. Первые британские серийные истребители со стреловидным крылом — Супермарин «Свифт» и Хоукер «Хантер» — вышли на опробования в 1951 г. и поступили на вооружение Королевских ВВС в 1954 г., тогда как МиГ-15 был запущен в серию в 1948 г. и прошёл войсковые опробования в 1949 г.

источники:

  • Сергей Комиссаров ««Вампир» и «Метеор» в СССР так и не попали» «Крылья Отчизны» 7-8.2013
  • фотография для тизера забрана с http://www.strizhi.ru/cgi-bin/yabb/YaBB.pl?num=1188479278/all

Gloster Meteor and Dehavilland Vampire display at Farnborough International Airshow 2014

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: