«Полуфранцуз» и «чёрный воробей»

      Комментарии к записи «Полуфранцуз» и «чёрный воробей» отключены

История довольно часто разрушает каждые стереотипы. Что в большинстве случаев воображают при словах «пилот-истребитель Первой мировой»? Кожаный шлем, белый шёлковый шарф, такая же белая как снег ухмылка, бесстрашие, любовь красивых девушек… А при словах «негр в Соединенных Штатах»? Чистка ботинок, джазовый оркестр, забавные шутки в эпизодах кино… Имел возможность ли негр сто лет назад стать армейским лётчиком?

Выясняется, имел возможность.

Американец в Париже

Юджин Джеймс Буллард появился 9 октября 1894 года в городе Коламбус в Джорджии, став седьмым ребёнком в бедной семье высвобожденного индианки-и раба негра из племени криков. Ещё трое его сестёр и братьев погибло во младенчестве. Но, не обращая внимания на все тяготы детства, Юджин обучился просматривать, что потом ему очень понадобилось. В 1906 году мальчик стал свидетелем того, как его отца чуть не линчевали, исходя из этого решил бежать, причём как возможно дальше. Но куда?

Папа говорил мальчику, что Буллард (Бюллар) – французская фамилия, соответственно, хотя бы один из его предков имел отношение к Франции. Правильнее, предки Булларда прибыли в Соединенных Штатах как рабы – их обладатели бежали с острова Мартиника, спасаясь от восстания.

«Полуфранцуз» и «чёрный воробей»
Боксёр Юджин Буллард
(http://www.nationalmuseum.af.mil)

Папа сказал сыну, что во Франции к любому человеку относятся одинаково, независимо от того, какого именно цвета его кожа, исходя из этого Юджин решил попытать счастья в Европе. Получив мало денег жокеем на скачках, Буллард в возрасте всего 12 лет из Атланты на германском торговом судне переехал в Шотландию. В том месте ему приходилось трудиться то «дозорным» для игроков в запрещённые азартные игры, свистом подавая сигнал тревоги, то докером за шесть шиллингов в неделю.

В парке развлечений зрители кидали в Юджина мячи, пока тот уворачивался. На вырученные деньги мальчик занимался в гимнастическом зале. В том месте Буллард познакомился с боксёрами и неспешно начал выступать на ринге сам.

в первых рядах лежал Париж. Для негра жить в столице Франции выяснилось куда приятнее, чем в южной части США. Сейчас его кликали Эжен Бюллар.

Он стал призовым бойцом на ринге, и участником бродячей комик-труппы. Эжен полюбил собственную новую отчизну, исходя из этого в то время, когда началась война, записался в Зарубежный легион.

Юджин Буллард в форме Зарубежного легиона (http://www.af.mil)

Бюллар стал пулемётчиком и сражался в Пикардии, Артуа и Шампани. Лишь в битве за его часть и гряду утратила больше половины начального состава. Сперва в роте Бюллара из 250 человек в строю осталось 54, в другом бою – только 31 из 500.

Но Эжен сохранился, не смотря на то, что и был ранен в голову, и был переведён в 170-й стрелковый полк Марокканской дивизии, известный как «Поглотители смерти».

Французской армии предстояла мясорубка Вердена. Возможно, к счастью для Бюллара, осколки германского боеприпаса послали его в больницу в начале 10-месячной битвы. Доктора опасались, что Эжен больше не сможет ходить, но он справился.

раны и Отвага принесли ему Армейский крест (Croix de guerre) и Воинскую медаль (Medaille Militaire).

Потому, что в пехоту Бюллар уже не годился, ему внесли предложение пойти в лётную школу – в то время требования по здоровью к лётчикам были ниже, чем к пехотинцам! Один из друзей поспорил с Бюлларом на 2000 американских долларов, что тот не сможет стать лётчиком, но 5 мая 1917 года Бюллар взял на грудь «крылышки» и честно побеждённые деньги.

В небе

Двухмоторный «Кодрон» G.4, сложный в управлении, чуть не окончил лётную карьеру Бюллара, а вот более лёгкий G.3 пришёлся ему по сердцу. По окончании окончания учебы Бюллар попал в известную эскадрилью «Лафайет», где на «Ньюпорах» и «Спадах» сражались уроженцы США. Все, кроме того американцы, относились к Бюллару с равным уважением. Среди сотрудников Бюллар скоро заслужил прозвище «Тёмный Воробей».

Тогда он осознал, что «имеется хорошие и нехорошие белые люди, совершенно верно так же как имеется хорошие и нехорошие тёмные люди».

На истребителе Бюллара было нарисовано красное сердце, пронзённое кинжалом, с девизом «Tout Le Sang Qui Coule Est Rouge» – «Во всех течёт красная кровь». В каждом вылете Бюллара сопровождал живой талисман – мартышка Джимми.

В одном из битв Бюллар встретил многочисленную группу германских самолётов и разрядил пулемёты в «большой трёхмоторный «Фоккер» тёмного цвета». Соперник утратил управление и скрылся в тучах. Истребители прикрытия ринулись на лётчика.

Бюллар увернулся, как в боксе, сделал петлю и был сзади одного из соперников. Маленькие очереди, дым – и ещё один неприятель вышел из боя. Одну победу, но, не зачли.

По окончании боя в истребителе Бюллара насчитали 78 пробоин.

Буллард с любимой мартышкой у «Ньюпора-24» 93-известный эскадрильи, август-сентябрь 1917 года (http://www.nationalmuseum.af.mil)

11 ноября Бюллара перевели обратно в пехоту, во запасного роту его ветхого полка – возможно, благодаря драки с лейтенантом французской армии из-за конфликта на расовой земле (как писал позднее сам Бюллар) либо места в грузовике (как говорили его приятели). До конца войны Эжен больше не принимал участия в битвах.

В 1919 году Бюллара выгнали с работы из последовательностей французской армии. Он женился на графине и стал отцом троих детей. Брак вышел не через чур успешным, помимо этого, скоро от пневмонии погиб сын, но Эжен заботился о двух дочках.

Бюллару принадлежала часть парижского ночного клуба «Le Grand Duc», куда заходило множество знаменитостей — от Хэмингуэя до принца Уэльского. Но новая мировая война опять внесла коррективы в судьбу бывшего военного. В то время, когда германские армии вошли в Париж, Бюллар бежал, примкнув к защитникам Орлеана, и уже в который раз был ранен.

К счастью, приятели не бросили его и через Испанию вывезли в Соединенных Штатах.

В первой половине 50-ых годов XX века Бюллар принимал участие в церемонии зажжения Вечного огня перед могилой малоизвестного воина у Триумфальной арки в Париже. Ветеран двух войн скончался 12 октября 1961 года. В первой половине 90-ых годов двадцатого века ВВС Соеденненых Штатов посмертно присвоили ему звание лейтенанта.

Марсель в Российской Федерации

Тем временем в далёкой России сражался второй экзотический персонаж. Весной 1915 года Эскадра воздушных судов «Илья Муромец» приобретала новые автомобили с английскими моторами «Санбим» увеличенной мощности. Капитаном корабля «Илья Муромец-X» прописали умелого пилота поручика Авенира Констенчика, а старшим мотористом стал Марсель Пля, «полуфранцуз, полунегр», родом из Французской Полинезии. Его мать была нянькой в богатой семье, а сам он прежде являлся шофёром.

Марсель скоро постиг науку обращения с моторами «Сальмсон» и «Санбим», прекрасно стрелял из бортовых пулемётов и по большому счету «отличался особенной повиновением».

Не обращая внимания на всю мощь «Муромцев», пламя германской артиллерии и истребителей становился всё более действенным. 13 апреля 1916 года поручик Констенчик, не обращая внимания на пламя с почвы, делал заход за заходом на ЖД станцию Даудзевас в Латвии. По окончании третьего захода корабль накрыло разрывами шрапнели, Констенчика ранило в грудь навылет.

Один из моторов перестал работать, его винт разнесло в щепки. Но ассистент капитана корабля поручик Виктор Янковиус успел выровнять падающую практически вертикально машину, а позже по окончании часа полёта смог привести корабль на собственный аэропорт. Наряду с этим полноценно трудился всего один мотор, остальные из-за пробитых радиаторов еле тянули.

В покалеченном «Муромце» с отвалившейся при посадке правой части коробки крыльев насчитали до 70 пробоин.

Пля, в полёте по расписанию пребывавший за верхним пулемётом, объявил, что «больше так падать не хочет». По скромности Марсель не упомянул, что он сам вылез на крыло еле летящего самолёта и, как отмечено в приказе, «в течение 20 мин. создавал исправление подбитых трёх моторов и помогал ассистенту капитана корабля благополучно довести корабль до аэропорта». Не обращая внимания на нежелание падать, он продолжил летать позднее.

Марсель Пля. Фото из издания «Огонёк» (wikimedia.org)

А летать становилось всё страшнее. Германские истребители с синхронными пулемётами стали атаковать «Муромцев» позади. Сперва «немец» набирал высоту 200 м выше сурового корабля, а после этого пикировал на него, открывая пламя. Проскочив ниже, пилот задирал шнобель самолёта и расстреливал бомбардировщик «в пузо».

По окончании нескольких воздушных битв с ранениями экипажей по эскадре воздушных судов отдали приказ о запрете боевых вылетов одиночных «Муромцев» на расстояние более тридцати километров в тыл соперника.

Но конструктор Сикорский не покинул собственное детище в беде и поставил в хвосте учебного самолёта сиденье для стрелка. Скоро корабль под руководством лейтенанта Лаврова встретили три германских истребителя, привычно нападавшие сверху-сзади. Но они не ожидали, что русский самолёт сможет «огрызнуться» и с хвоста. Марсель Пля начал стрелять из хвостового пулемёта Виккерса и сбил вражеский самолёт.

Второй кроме этого попал под очередь, и «не выходя из пикирования, скрылся из виду». Третий, оставшись в одиночестве, прекратил бой.

Скоро лейтенант Лавров, один из лучших пилотов «Муромцев», погиб со всем экипажем – но Пля в том вылете не принимал участие. Марсель за работу на воздушных судах взял два Георгиевских креста.

Увы, на этом подтверждённая воспоминаниями и документами очевидцев необычная история русского солдата, француза-полинезийца заканчивается. Но он, как и Бюллар – живые примеры того, чего может добиться человек, если не сдастся и несмотря ни на что не опустит руки.

Литература:

  1. http://www.blackpast.org
  2. Eugene Jacques Bullard. National museum of US Air force (www.nationalmuseum.af.mil)
  3. Chivalette Corporal William I. Eugene Jacques Bullard. First Black American Fighter pilot – Air Space Power Journal, 2005
  4. Harris, Henry Scott. All Blood также : Life and Legends of Eugene Jacques Bullard: First Black American Military Aviator, 2012
  5. Катышев Г. И., Михеев В. Р. Крылья Сикорского – М.: Воениздат, 1992
  6. Никольской С. Н., Никольской М. Н. Бомбардировщики «Илья Муромец» в сражении. Воздушные линейные корабли России – М.: Яуза, Эксмо, 2008
  7. Хайрулин М. А. «Илья Муромец». Гордость русской авиации – М.: Яуза, ЭКСМО, 2010
  8. Соловьёв Александр. Марсель Пля – смелый авиун Императорского Военного Воздушного Флота (http://www.airforce.ru)

Саша Черный Воробей

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: