Польский улет

      Комментарии к записи Польский улет отключены

Перелет летчиков на сторону неприятеля кроме того в мирное время не есть чем то особым. Фактически все государства прошли через это. Особенно нередки были подобные случаи в годы Холодной войны в государствах Восточной Европы.

Среди них и Польше.

Польский улет
Польский МиГ-15 на острове Бронхольм

5 марта 1953 года в 09:40 на аэропорт Ронне на маленьком датском острове Борнхольм приземлился польский истребитель МиГ-15бис, в кабине которого был изменник – суб-лейтенант Францишек Ярецкий. Это первенствовал случай, в то время, когда в руки западных экспертов попал неповрежденный истребитель этого типа.

События этого дня развивались следующим образом: на протяжении учебного вылета четверки МиГов Ярецкий совместно со своим ведомым вышли выше второй пары. Скоро изменник спикировал, скинув подвесные баки, и начал разворачиваться в сторону датской территории. Приблизительно за 10 мин. он достиг Борнхольма.

Его ведомый сразу же связался с почвой и получил приказ на перехват нарушителя, но его не выполнил, поскольку Ярецкий был уже вне территории досягаемости.

Польский летчик думал, что на острове находится громадная американская база и неприятностей с посадкой не будет, но каково же было его удивление, в то время, когда он заметил полосу длиной всего 1200 метров, что было очевидно не хватает для посадки реактивного самолета. По словам местных обитателей МиГ сделал пара кругов, пока решился приземлиться. Однако, это ему удалось.

Францишек Ярецкий был одним из лучших польских летчиков. В первой половине 50-ых годов двадцатого века закончил летную школу №1 и в возрасте 21 года был направлен для прохождения предстоящей работы в 10-й эскадрильи, которая базировалась около Слупска. Так как это была приграничная часть, то отбор ко мне был очень строгий.

Ярецкий был очень подходящей кандидатурой – член компартии, политрук эскадрильи, управлял местную ячейку Общества советско-польской дружбы! На авиабазе его фотография красовалась на Доске почета.

Необычно, но в действительности он ненавидел коммунистический режим и частенько слушал передачи «Голоса Америки». Причем слушал он по приемнику, которым был награжден в училище как один из лучших летчиков курса!

Ярецкий сразу же попросил политического убежища и сдался местной полиции. Самолет в тот же час загнали в ангар, а вскорости на «Каталине» прибыла несколько экспертов во главе с шефом комитета по расследованию летных происшествий полковником Эриком Расмуссеном. Под его управлением самолет был разобран и изучен. Через два дня самолет загрузили на корабль и послали в Копенгаген.

На главной авиабазе Варлозе самолет разобрали, что именуется, «до винтика» и изучили. Конструкция самолета поразила датчан, а особенно то, что в конструкции радиооборудования были отысканы запчасти американского производства. Все результаты были срочно посланы союзникам по Североатлантическому альянсу.

20 марта самолет по частям был возвращен Польше.

Ярецкий взял политическое убежище в Дании, по окончании переобучения начал летать на гражданских самолётах. Трагически погиб в авиакатастрофе 22 октября 1965 года.

Помимо этого, в 50-е годы на Борнхольм приземлились еще два польских изменника. 20 мая 1952 года на полевую площадку около Альмегард Касерне приземлил собственный МиГ-15 суб-лейтенант Здислав Язвинский. А 25 сентября 1956 года при попытке посадить МиГ-15бис в аэропорту Ронне посадил «на брюхо» лейтенант и 2-свой самолёт Жигмонд Гёзнияк.

И в том и другом случае самолеты были разобраны («чтобы несложнее транспортировать») и посланы в Польшу.

Польские перелеты распознали и еще одну ответственную изюминку датской ПВО – тут не было целого радиолокационного поля, и МиГи проходили незамеченными. Исходя из этого в первой половине 50-ых годов XX века на острове начали монтировать РЛС, которую поставили в строй в первой половине 60-ых годов двадцатого века.

Улет

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: