Подготовка военно-морского флота японии к войне. 1896 — 1904 гг.

      Комментарии к записи Подготовка военно-морского флота японии к войне. 1896 — 1904 гг. отключены

По окончании «Обновления» императора Мейдзи 1868 г. (кроме этого именуемого «революцией» либо «реформами») Япония поднялась на путь европеизированного развития. Создание индустриальной экономической модели, установление и принятие конституции парламентской монархии помогли островной империи стать единственной державой на Дальнем Востоке, сохранившей независимость. Япония начала претендовать, наровне с европейскими державами, на участие в колониальном разделе мира.

Промышленность нуждалась в рынках и привозном сырье сбыта, каковые могли быть куплены лишь силовым методом.

Удачно совершённые операции по установлению контроля над островами Рюкю и Формоза (Тайвань) разрешали рассчитывать на предстоящие удачи. Война с Китаем 1894-1895 гг. дала половинчатый итог. Военная победа не взяла дипломатического закрепления в следствии демонстративного противодействия Франции, Германии и России. Вооруженные силы Японии (особенно флот), конечно, не могли сражаться с силами трех замечательнейших европейских держав.

Правящие круги, согласившись с предложенными условиями, начали подготовку к новому этапу борьбы. Необходимость обеспечить помощь собственных действий какой-либо из европейских держав стала причиной сближению с Англией. Альянс 1902 г. был обоюдовыгоден, поскольку, пользуясь военно-технической помощью, Япония снабжала соблюдение главного принципа английской политики – баланса сил, в регионе, где он был нарушен в пользу одного из соперников Англии – России.

главнокомандующим и Верховным руководителем ВМФ, в соответствии с принятой во второй половине 80-ых годов девятнадцатого века Конституции, являлся император Мейдзи. Ему напрямую подчинялись морской министр, бывший кроме этого министром и Главного тайного совета, глава Морского генштаба, которому во время боевых действий подчинялся в своевременном отношении флот, и командующий флотом, имевший широкие права, впредь до доклада конкретно императору.

В мирное время существовал Постоянный флот, включавший все боеготовые суда. Перед военными действиями он переформировывался в Объединенный флот, разделявшийся на три эскадры. Затраты на боевую подготовку и строительство ВМФ утверждались парламентом в соответствии с представлением премьера.

Главным родом сил флота были надводные суда. Ядро флота составляли эскадренные броненосцы. По окончании окончания войны 1894-1895 гг. японский флот располагал всего двумя такими судами.

Еще один, но устаревшей конструкции, был взят как трофей. Разрабатывая перспективный замысел строительства флота, начальник секретариата Морского министерства, а с 1898 г. морской министр, адмирал Ямамото Гомбей, исходил из последовательности предпосылок. Ведущие европейские державы собственные эскадренные броненосцы на Дальний Восток направляли лишь для исполнения конкретных задач на ограниченный период.

самые крупные и прекрасно вооруженные английские суда типа «Маджестик» (по британской классификации броненосцы 1 класса) при водоизмещении 15.000 тысячь киллограм и оружии 4 – 305 мм и 12 – 152 мм имели через чур громадную осадку для прохода Суэцким каналом. Следовательно, они должны были идти около Африки. Ни одна страна, не считая Англии, не обладала соответствующей совокупностью базирования и снабжения для обеспечения эскадры, боевое ядро которой составят такие суда.

Так, японский флот должен был иметь превосходство над стандартным соединением судов этого класса из четырех единиц.

Подготовка военно-морского флота японии к войне. 1896 - 1904 гг.

Технический прогресс, в особенности в бронировании, артиллерии и торпедном оружии, разрешал создать сбалансированный по классам судов флот в пределах выделяемого финансирования. Для помощи действий шести эскадренных броненосцев предполагалось выстроить соединение броненосных крейсеров (шесть единиц, по британской классификации броненосцы 2 класса), вооруженных скорострельной артиллерией и талантливых принимать участие в сражении основных сил.

Соединения громадных миноносцев (по британской классификации истребители миноносцев) должны были атаковать корабли соперника в базах. Предусматривалось создание соответствующего материально-структуры базирования и технического обеспечения.

Так были организованы главные положения перспективного замысла развития флота, финансирование которого началось в 1896/97 денежном году. Неспециализированные затраты за десятилетие составили 212.218.429 йен либо 246.222.900 кредитных рублей. В 1896-1902 гг. на постройку крейсеров и броненосцев израсходовано 26.796.720 йен; миноносцев 13.728.065 йен, судов и вспомогательных кораблей 2.376.496 йен; на закупку артиллерийских орудий 2.177.633 йен.

Бюджет русского Морского министерства в начале этого периода превышал японский в полтора раза, а в 1903/04 денежном году более чем втрое (59 миллионов золотых рублей против 38 и 108 миллионов против 30 соответственно).

Увлекательная подробность: Российская Федерация опосредованно оплатила подготовку Японии к войне! Это оказалось вследствие того что для выплаты контрибуции (350 млн. йен, с учетом компенсации за Порт-Артур) в 1895 г. Китай получил кредит у Российской Федерации 150 млн. рублей. Затраты Японии на флот за десятилетие 1896-1905 гг. составили 212 млн. йен либо 246 млн. рублей.

Замысел разделялся на два этапа: 1896-1902 и 1897-1905 гг. Всего планировалось строительство 4 эскадренных броненосцев, 4 броненосных, 4 бронепалубных крейсеров, 23 громадных и 63 малых миноносцев. Позднее вместо строительства всех бронепалубных были добавлены 2 броненосных крейсера.

В течение десяти лет требовалось выстроить суда неспециализированным водоизмещением 234.000 тысячь киллограм. 90 % из них было выстроено зарубежными (в подавляющем большинстве британскими) верфями.

К 1 января 1904 года в составе флота пребывали: 6 эскадренных броненосцев не старше 10 лет, 1 трофейный китайский, 2 броненосца береговой обороны, 7 броненосных крейсеров (1 устаревший), 13 бронепалубных крейсеров (6 устаревших), 13 малых крейсеров (10 устаревших), 6 канонерских лодок (4 устаревших), 20 громадных миноносцев, 90 малых миноносцев. В постройке пребывали 2 броненосных крейсера, 3 легких, 1 канонерская лодка, 3 громадных и 3 малых миноносца. Дополнительно, в конце 1903 г, удалось купить в Италии еще 2 броненосных крейсера, от которых отказался клиент – Аргентина.

Программа усиления российского Балтфлота, из состава которого формировалась эскадра Тихого океана, утвержденная в 1895 году, предусматривала строительство 7 эскадренных броненосцев, 6 броненосцев береговой обороны, 2 броненосных, 11 бронепалубных крейсеров, 70 миноносцев. Принятая в 1898 г программа «Для потребностей Дальнего Востока» предполагала дополнительное строительство 5 эскадренных броненосцев, 6 бронепалубных и 10 малых крейсеров, 30 минных заградителей и 2 больших миноносцев. Срок ее окончания – 1905 год.

На собственных верфях Японии осуществлялось строительство судов до бронепалубного крейсера включительно. Значительно усовершенствовалось производство котлов, автомобилей, запасных механизмов. Японские фабрики к 1901 году освоили производство узких броневых плит. В ограниченных количествах имели возможность производиться все виды артиллерийских снарядов, мины и торпеды. Импортные закупки приходилось на корабельную броню и артиллерию громадной толщины.

Предметом особенных забот был уголь, поскольку личные месторождения быстро истощались, и уровень качества было через чур низким. Накопленного к началу войны запаса в 650.000 тысячь киллограм, согласно точки зрения японского управления, имело возможность хватить лишь на первые месяцы. Своевременная помощь английского союзника, поставившего 500.000 тысячь киллограм, помогла избежать топливного кризиса.

Комплектование судов личным составом производилось на базе закона о общей воинской повинности. Особого предварительного отбора не делалось. Желающие имели возможность поступить на флот юнгами, и потом, по достижении призывного возраста продолжать работу в качестве экспертов. Офицеров обучали в военно-морском училище в Этадзима 4 года.

Обычно окончившие училище отправлялись за границу для приемки строящихся судов, что разрешало пройти стажировку в зарубежных флотах. Комплектование корабельных команд осуществлялось по потребности из имеемого в наличии контингента офицеров, старшин и матросов.

Примером при разработке совокупности подготовки личного состава, как и во многом втором, послужил Королевский флот Англии. Обучение в школах экспертов носило практический темперамент, что особенно облегчалось наличием на подавляющем большинстве судов однотипной матчасти механизмов и оружия. При сдаче судов заводской командой матросы следили за ее работой во время ходовых опробований, а по окончании приемки корабля действовали самостоятельно.

Тренировки артиллерийских расчетов производились посредством особых устройств. Отрабатывалась согласованность действий номеров расчета при условии развития максимального темпа стрельбы. Стрельбы из малокалиберных вкладных стволов проводились по усмотрению капитанов судов в эргономичное время. Раз в три месяца организовывались зачетные стрельбы практическими боеприпасами по щиту либо местному предмету, соответствующему размерам корабля.

Малокалиберные боеприпасы отпускались в неограниченном количестве, практические – не более 6 снарядов на ствол.

На сверхсрочную работу самые способных стремились привлечь высоким жалованием, заметно превосходившим вероятное на гражданской работе. Существовал корпус резерва флота, чины которого сохраняли звания, полученные во время работы, и иногда привлекались для принятие участия в маневрах. Им кроме этого выплачивалось дополнительное вознаграждение. Эта совокупность удачно показывала себя на ежегодных летних маневрах.

В 1900 году в дополнение к 2.734 человекам, служившим на флоте, было призвано из резерва 2.130 и 1.870 человек. Прибывший в это время с перегонной командой (28% штатной) из Англии новейший броненосец «Сикисима» в течении 48 часов был укомплектован и присоединился к маневрам в качестве полноценной боевой единицы, что подтверждает его безаварийное успешное выполнение и плавание поставленных учебных задач.

Пребывающий на режиме твёрдой экономии российский флот имел возможность пребывать в кампании (т.е. иметь на судах полный набор команды и готовые к действию орудия и механизмы) лишь четыре месяца в году да и то не всем составом. Практические плавания, манёвры и артиллерийские учения осуществлялись редко, нерегулярно, и не всегда в полном составе соединений. Ощущалась громадная дефицит в офицерском, старшинском и матросском составе, в особенности в экспертах.

Запасные чины современной техники не знали, и к каким-либо сборам не привлекались.

Действия флота, в рамках «Своевременного замысла войны с Россией», созданного в декабре 1903 года, должны были снабжать захват экспедиционными силами армии Кореи, чему отдавался абсолютный приоритет. Только что назначенный командующим Объединенным флотом адмирал Того Хейхатиро и его штаб вычисляли таковой подход не совсем успешным, поскольку инициатива предоставлялась сопернику.

Они считали основной целью кампании на море разгром соперника в главном сражении, навязать которое русским, при их ожидаемой пассивной тактике большого накопления сил, было достаточно сложно. Того выбирал между предложениями закупорить проход в Порт-Артуре брандерами и тем самым заблокировать русскую эскадру на внутреннем рейде, либо нападать ее громадными миноносцами на внешнем рейде. В любом случае неожиданный удар по Тихоокеанской эскадре разрешал надежно обеспечить высадку экспедиционных сил армии в Корее.

За чемь дней до начала военных действий был выбран второй вариант и направлен на утверждение главы Морского генштаба адмирала Ито Юуко. Замысел был утвержден. Поступившее предложение: нападать русские суда главными силами флота на следующее утро по окончании ночной атаки миноносцев, первоначально было отклонено Того, справедливо опасавшимся огня батарей береговой обороны.

Позднее МГШ принял компромиссное ответ: атаку выполняют миноносцы, а основные силы снабжают их действия.

Главное сражение японцы воображали себе следующим образом. Ночные атаки миноносцев по соединению соперника, днем в бой вступают основные силы, а завершат сражение (уничтожая остатки сил соперника либо закрывая отход собственных основных сил) опять-таки миноносцы. Был создан последовательность тактических построений, как фактически японского происхождения («тактика окружности»), британского («палочка над Т»), так и гибридного («тактика L»).

Неспециализированная мысль – поставить соперника в невыгодные для ведения боя условия, при концентрации огня собственных соединений на выбранных целях. Использования на практике эти идеи так и не взяли, не смотря на то, что и употреблялись при составлении инструкции перед сражениями основных сил.

Подготовка японского ВМФ к войне носила целенаправленный и систематический темперамент. Выработав требования к численному составу и тактико-техническим элементам судов флота, рационально применяв имеющиеся средства для материально-подготовки и технической базы личного состава, Япония в желаемый срок взяла требовавшуюся высокоэффективную военную силу, обеспечившую достижение поставленной цели – победы в войне.

Литература

  • • Белов А.А. Броненосцы Японии. С-Пб., 1998.
  • • Быков П.Д. Русско-японская война 1904-1905 гг. Действия на море. М., 1942.
  • • Золотарев В.А. Козлов И.А. Русско-японская война 1904 — 1905 гг. Борьба на море. М., 1990.
  • • Окамото С. Японская олигархия в русско-японской войне. М., 2003. Полутов А.В. Десантная операция японской армии и флота в феврале 1904 г. в Инчхоне. Владивосток, 2009.
  • • Evans D. Peatti М. Kaigun: strategy, tactics and technology in the Imperial Japanese navy, 1887- 941. Annapolis., 1997.
  • • Jentschura Y. Jung D. Mikel P. Warships of the Imperial Japanese navy, 1869 — 1945. Annapolis., 1996.
  • • Russo-Japanese war. Reports from naval attaches. Nashville., 2003.

источник: Константин Кулагин «Подготовка ВМФ Японии к войне. 1896-1904 гг.» // «Арсенал-Коллекция» № 10 2015

Японский ВМФ.

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: