Под знаком льва

      Комментарии к записи Под знаком льва отключены

Второго января исполнилось 100 лет со дня смерти пионера европейского автомобилестроения Армана Пежо (Armand Peugeot).

Его, предки в пятнадцатом веке обосновались в графстве Монбельяр (Восточная Франция), в богатой лесом и водой сельской, местности. Пара поколений рода Пежо занимались сельским хозяйством. В восемнадцатом веке один из них, Жан-Пьер, купил водяную мельницу, а позднее -кожевенную мастерскую, и красильню. По окончании его смерти двум старшим сыновьям досталась мельница, а двум младшим -все другое.

Младшие занялись текстилем и заметного следа в истории не покинули, а вот старшие, Жан-Жан и Фредерик-Пьер-младший, рискнули отказаться от мукомольного, дела и освоить редкую в данной местности, металлообработку. Сырье, было привозным, но залогом успеха Стали бесплатный природный источник энергии — водный привод мельницы, буковые леса, дающие отменный материал для древесных ручек инструментов, отсутствие в Монбельяре важных соперников и, как отмечают историки, религиозная и трудовая этика лютеранского рода Пежо, выраженная двумя словами: «Молись, и трудись!»

зубья и Кринолины пилы

В 1810 году братья Пежо строят на участке у мельницы литейную и слесарную мастерские и начинают производить предметы быта и всевозможные инструменты: пилы и полотна, для выпивал, оправы очков, каркасы для зонтов, железные прутья для актуальных юбок-кринолинов, различную кухонную утварь, утюги, мельницы и ручные кофемолки для пряностей. Текущий год вычисляют годом основания предприятия «Пежо».

Со временем братья возводят новые помещения и расширяют ассортимент продукции, изготавливая колеса со спицами, валы для тёплой прокатки металлических страниц и другую сложную технику.

Под знаком льва

Практически с самого основания предприятия «Пежо» клеймом на продукции делается изображение льва, чьи острые зубы напоминают о зубьях пилы. К тому же лев являйся частью герба округа Монбельяр. Но официальной датой рождения льва как логотипа компании «Пежо» считается год его регистрации — 1858-й.

Лев показался не на всех товарах в один момент: сначала на кухонной утвари и пилах, после этого на мотоциклах и велосипедах и в последнюю очередь — на машинах. Их лев украсил только в 1906 году, в то время, когда производство уже шло полным ходом. За историю компании лев менял собственный вид множество раз, пока в 2002 году не взял окончательный вид.

Кто изобрел Veloziped?

Отечественный юбиляр Арман Пежо, представитель четвертого поколения славной семействе, окончил респектабельную инженерную школу Ecole Centrale в Париже.

В первой половине 80-ых годов XIX века он путешествовал по Англии и присматривался к техническим новинкам — так как страна считалась самой передовой на континенте. На улицах Лондона ему иногда попадались люди верхом на необычных двухколейных повозках с огромным, практически двухметровым, передним колесом и маленьким задним. Арман сразу же оценил повозку как вероятный громадного спроса.

В следующем году он вместе с двоюродным братом Эженом, по привезенному из Англии примеру изготовил эту не известную во Франции техническую новинку и дал ей наименование Veloziped — вот так показалось вошедшее и в русский язык слово «велосипед»!

Уже через семь лет братья изготовили 19000 велосипедов, каковые стали популярны не только во Франции. Во второй половине 80-ых годов девятнадцатого века Пежо продемонстрировали собственный «чудо техники» на Глобальной выставке в Париже, и, как говорят современники, оно понравилось публике куда больше, чем Эйфелева башня. Парижская выставка дала новому средству передвижения настоящую путевку в судьбу.

На той же знаменательной выставке Пежо показали еще одно собственный чудо — трехколесный самоходный экипаж с паровым (!) двигателем. A yже через год появляется первый автомобиль марки «Пежо» с двухцилиндровым бензиновым двигателем Готтлиба Даймлера мощностью в 1 л. с. И вдобавок через год, в 1891-м, начинается серийное производство машин.

Кто первенствовал ?

До сих пор ведутся споры о том, какая компания первой в мире выпустила серийный автомобиль. Патриоты «Пежо» отдают первенство «собственной» компании, считая трехколесный самоходный экипаж с паровой машиной (1889) автомобилем.

Но нужно учесть, что братья Пежо изготовили всего четыре таких повозки, что никакие укладывается в понятие серийного производства. Исходя из этого за «первородство» спорит автомобиль марки Panhard Levassor ррф двух французов — Рене Панара и Эмиля Левассера, начавших серийный выпуск в 1890-году, годом раньше запуска в серию автомобиля с бензиновым мотором братьями Пежо

И лишь немцы не вступают в спор, они то на 100 % уверены, что первым серийным автомобилем в мире может именоваться лишь запатентованный Карлом Бенцем Motorwagen «Velo».

Машины превыше всего

Дела у Пежо идут удачно. В первой половине 90-ых годов XIX века собрано 29 машин, в 1899-м — 300. И не смотря на то, что автомобили снаружи до тех пор пока еще очень сильно смахивают на безлошадные кареты и управляются румпелем вместо рулевого колеса, они уже «обуты» в резиновые пневматические шины — революционное новшество в автомобилестроении!

Удачи разрешают братьям делишься прибылью с сотрудниками. Предприятия «Пежо» славятся добрым отношением к своим рабочим. Их снабжают недорогим жильем, лечат в военного госпиталь безвозмездно, состарившимся рабочим платят социальные пособия, молодежь безвозмездно обучают профессиям.

Рабочий сутки доставляет десять часов, что в то время было уникальностью.

Во второй половине 90-ых годов XIX века пути братьев временно расходятся. Арман одержим мыслями о постройке машин и уверен, что в будущем они станут самым массовым транспортным средствам. Он желает всецело перестроить предприятие на автомобилестроение. Эжен с ним не согласен: автомобиль видится ему только временной модой без будущего.

Главный и постоянный доход, считает он, приносят, бытовые товары, инструменты и особенно велосипеды.

1896 год — поворотный в истории рода Пежо, братья становятся свободны друг от друга. Взяв собственную долю собственности, Арман организует «АО по производству машин» и сооружает фабрики в городах Одинкур и Лилль. Эжену достается их неспециализированная компания, и он выпускает инструменты, велосипеды и другие товары: двух-, трех-, а также четырехколесные, тандемы, с моторами и без. Для защиты от воров придумали складные велосипеды — их возможно легко заносить в дом.

В первый раз показались велосипеды с переключением передач.

В то время, когда в 1905 году Эжен, незадолго до смерти, сообщает бразды правления сыновьям, то молодое поколение сразу же начинает строить машины.

Пара лет две марки «Пежо» мирно сосуществуют, а в 1910 году не имеющий наследника больной Арман предлагает сыновьям Эжена объединить две компании в одну. Так создается «АО по производству велосипедов и автомобилей Пежо». В то время, когда Арман, отошел от дел, «Пежо» был наибольшим производителем машин в Европе, производя 10000 штук в год.

В будущем компания знала времена падений и взлётов, главенствовала производителем скутеров, мотоциклов, велосипедов и мопедов в Европе. В первый раз в мире «Пежо» серийно производили электромобили (377 штук, 1942 год).

В 1975 году «Пежо» стала обладателем попавшей в тяжелое денежное положение компании «Ситроен», и с того времени объединенный концерн носит название PSA Peugeot-Gitroen. Примечательно, что семья Пежо (в восьмом поколении!) обладает 25% капитала концерна.

Нет ни одной второй большой автомобильной компании, в которой потомки основателя оставались бы собственниками сейчас.

«Кроха Пежо» в Российской Федерации

В наши дни имя одного из самых известных автомобильных дизайнеров итальянца Этторе Бугатти связывают с дорогими машинами концерна VW.

В это же время еще в начале XX века, в 1903 году, юный инженер из Эльзаса Бугатти прославился разработкой не шикарного лимузина,а весьма недорогого мелкого: автомобиля Peugeot Тур 69 по заказу Армана Пежо. Автомобиль сразу же стал неординарно популярен и купил у французов нежное прозвище Bebe-Peugeot («кроха Пежо»).

Не обращая внимания на малые вес и габариты, кроха был выстроен с учетом новых достижений техники. Инженеры в первый раз применили реечный рулевой механизм, двигатель имел совокупность смазки под давлением и принудительное водяное охлаждение. Крутящий момент от расположенного впереди двигателя передавался на ось задних колес посредством карданного вала, а не цепной передачи, что было полной новинкой.

Машина предназначалась для людей среднего достатка. Реклама обеспечивала клиентам маленькие затраты на бензин — «1 су за 1 км» (су — французская небольшая монета того времени).

В 1905-16 годах «Пежо» выпустил околей 4500 Bebe-Peugeot, пара штук попали в Россию. Один автомобиль предназначался для наследника престола Алексея (сохранились фотографии царевича за рулем).

По окончании революции «Пежо» царевича вместе с другими машинами царского двора хранился в правительственном гараже. Как раз хранился, фактически не покидая его: ни один уважающий себя государственный служащий не желал показываться городе на «детской» машине.

Ее списали и передали в Ленинградский дворец пионеров, где на ней обучали будущих автолюбителей. В первой половине 40-ых годов XX века дворец очень сильно пострадал при бомбежке, и следы «малыша» затерялись.

Но одна машина данной марки, выпуска 1913 года, в Российской Федерации все же сохранилась до отечественного времени. Она в собственности частному лицу и выставлена для публичного обозрения в Политехническом музее Москвы. Русский «кроха Пежо», как пишет русский пресса, время от времени покидает музей и отправляется на выставки антикварной техники либо на гастроли — на его счету около десятка съёмок в кино- и телефильмах.

источник: Евгений Байзер «Под знаком льва» Контакт-шанс №3 • 05.01-11.01.2015

КРАЙОН- КАРМИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ РОЖДЕННЫХ ПОД ЗНАКОМ ЛЬВА

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: