Почти взлетевший otrag

      Комментарии к записи Почти взлетевший otrag отключены

Лутц Кайзер мог быть известен уже более тридцати лет как первый личный ракетостроитель. Ученик Зенгера, Лутц основал компанию OTRAG («ракеты и Орбитальный транспорт») и убедил Вернера Курта и фон Брауна Дебуса войти в команду по окончании их выхода в отставку из NASA. Мысль новой ракеты-носителя пребывала в применении несложных блоков, каковые должны были производиться массово и исходя из этого быть весьма недорогими.
Geektimes / Сны о громадном глупом носителе

Почти взлетевший otrag

Один CRPU (Common Rocket Propulsion Unit — «обычный ракетный блок») воображал собой трубу длиной 16 м и диаметром 23 см. В блоке размещались баки горючего (керосин), окислителя (тетраоксид азота и азотная кислота в равных пропорциях), наддува (сжатый воздушное пространство). Баки разделялись плоскими переборками.

Внизу был установлен несложный двигатель с абляционной тягой и теплозащитой сопла 2,5 тонны, клапаны, батареи и электроника.

Изюминкой конструкции ракеты была пакетная установка ступеней. Сперва трудились блоки с наружной части пакета, после этого внутренние. Согласно расчетам, для вывода одной тонны на орбиту необходимы были три ступени, из 4, 12 и 48 блоков.

Пакетная компоновка приводила к тому, что ракета получалась довольно маленькой и широкой, и, в теории, имела возможность запускать громадные и широкие спутники. Для запуска более тяжелых грузов нужно было легко взять больше блоков.

С позиций привычного нам критерия соотношения нужной стартовой массы и нагрузки ракета получалась неэффективной — чтобы вывести на орбиту 8 тысячь киллограм (чуть больше современного «Альянса») требовалась ракета начальной массой 800 тысячь киллограм (в два с лишним раза тяжелее «Альянса»). Чтобы вывести 128 тысячь киллограм, требовался монстр начальной массой 12 800 тысячь киллограм (в четыре раза тяжелее «Сатурна V», выводившего приблизительно столько же). OTRAG должна была победить за счет экономической эффективности.

Массовое производство конструктивно несложных блоков, десятками тысяч в год, должно было сделать их весьма недорогими.

Шесть двигателей на испытательном стенде

Автоматизированная линия производства CRPU

Рисунок старта сверхтяжелой версии OTRAG

В 1975 году компания OTRAG подписала договор с Заиром о постройке космодрома в провинции Катанга (на данный момент территория Конго). С позиций физики всё было логично — космодром был около экватора, в эргономичном для космонавтики месте. Первые полёты испытательных четырехблоковых ракет начались во второй половине 70-ых годов XX века.

Ракета на стартовой площадке.

Испытательный пуск. Не включился один двигатель.

Неповторимое видео визита какого-либо большого заирского руководства и того самого неудачного пуска:

Le programme spatial de Mobutu, une video de Nzwamba fusee, mobutu, zaire, rdc, espace2 — YouTube.com/watch?v=_5pJpd9Vi_U

Неприятности начались, в то время, когда в дело вмешалась политика. Во-первых, развитые государства опасались, что ракеты OTRAG будут употребляться для армейских целей. Да, они были бы очень неэффективны в таковой роли, но слаборазвитым государствам Африки каждая ракета лучше, чем ничего. Во-вторых, развитые государства не желали экономического соперника своим ракетам-носителям. СССР, США и Франция совместно начали кампанию по дискредитации OTRAG в массмедиа и стали оказывать политическое давление на Заир.

Во второй половине 70-ых годов двадцатого века OTRAG была вынуждена покинуть страну. Опробования в Западной Германии были очень затруднены по политическим обстоятельствам, и в первой половине 80-ых годов XX века компания выстроила испытательный полигон в ещё нехорошем месте — Ливии. В первой половине 80-ых годов XX века Западная Германия присоединилась к соглашению о нераспространении ракетных разработок, и перевозка произведенных в ФРГ блоков в Ливию стала неосуществимой.

Не обращая внимания на обещания, Муаммар Каддафи тут же конфисковал испытательный полигон, и ливийские инженеры постарались продолжить проект. К счастью (по причине того, что это уже очевидно была программа разработки баллистических ракет, взглянуть на пусковую), ничего у них не вышло, и проект был остановлен совсем. За время опробований было совершено порядка шести тысяч опробований на стенде и приблизительно полтора десятка суборбитальных полётов в одноступенчатой четырехблочной конфигурации.

За 1975-1987 годы проект OTRAG обошёлся приблизительно в $200 миллионов.

Лутц Кайзер жив и достаточно деятельно общается с частниками «новой волны» — Armadillo Aerospace Джона Кармака и другими. Компания Interorbital Systems разрабатывает ракету Neptune такой же компоновки:

А Armadillo Aerospace желала сделать очень похожую ракету Stig и применять её как геофизическую:

Stiga Flight 2 to 95km by Armadillo Aerospace — YouTube.com/watch?v=Aw11NFz14sA

Драматическая авария:

Stig-B flight 3 — YouTube.com/watch?v=skzwuvYxZRw

Источник: 2 марта 2015 Сны о громадном глупом носителе / Geektimes hub/space

АВТОЗВУК и ПОЧТИ КУВЫРОК на КОРОТКОЙ ВОСЬМЕРКЕ

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:

  • Не взлетел. легкий самолет britten sa-1 sheriff. великобритания

    Выкладываю статьи из ЖЖ отечественного глубокоуважаемого коллеги p_d_m. Маленький рассказ о маленьком самолете, созданным Джоном Бриттеном, чье имя…

  • Почти с комфортом

    В 1930-х гг. рациональное применение моторесурса бронированных автомобилей при проведении широкомасштабных армейских операций воображало собой непростую…

  • Сделано в ссср. почти как настоящий

    « 21 октября 1944 года патрульная корабельная несколько СФ была атакована двумя эскадрильями Ю-288, подошедшими с зюйд-оста на высоте порядка 100-150 м….

  • Вопрос о глубокой модернизации ми-14 почти решен

    При тех недочётах, каковые останутся у Ми-14 и по окончании модернизаций, было бы логичным начать проект с «0». 1. Бывший помощник председателя совета…

  • Почти что танк

    Выкладываю на сайт занимательные статьи из жж одного из ведущих русских историков авиации глубокоуважаемого Вячеслава Кондратьева. Необычно, что никто из…

  • Два лучше, чем четыре?ил-476-2.0, ил-86-96-2.0, ил-96-2.0

    Это китайская копия ИЛ-76. Летает, но низэнько и скорость большая всего 666 км в час. Ну китайцы могут копировать, нам это не нужно. Отечественный ИЛ-476…