Почему запад проиграл вторую мировую войну?

      Комментарии к записи Почему запад проиграл вторую мировую войну? отключены

Почему запад проиграл вторую мировую войну?

Многим русским думается, что мы живём в эру западного успеха. Запад окружает нас везде. Он царит в моделях популярных автомашин и в ярлыках актуальной одежды, в фотографиях поп-кумиров и в политических брендах. Мы в прямом и переносном смысле танцуем под западную музыку.

Кто же может усомниться в торжестве цивилизации-победителя?

Многим русским думается, что мы живём в эру западного успеха. Запад окружает нас везде. Он царит в моделях популярных автомашин и в ярлыках актуальной одежды, в фотографиях поп-кумиров и в политических брендах.

Мы в прямом и переносном смысле танцуем под западную музыку. Кто же может усомниться в торжестве цивилизации-победителя?

Но это – взор из Химок либо из Одоева. Взор людей, переживших крушение «металлического занавеса» и практически сбитых с ног могучей лавиной запретных сокровищ, хлынувших из-за прорванной плотины. С перепугу мы кроме того очевидные рыночные отношения готовы заявить «западным достижением», не смотря на то, что рынок существовал в старом Шумере либо Сиане за тысячи лет до строительства Уолл-стрит.

А в то же самое время американский идеолог Патрик Бьюкенен пишет книгу «Смерть Запада». Эпатирующее наименование дано не для рекламной сенсации. В каждой строке – искренняя тревога патриота США не только за собственную страну, но за всю гибнущую евро-атлантическую цивилизацию.

Многим русским думается, что мы живём в эру западного успеха. Запад окружает нас везде. Он царит в моделях популярных автомашин и в ярлыках актуальной одежды, в фотографиях поп-кумиров и в политических брендах.

Мы в прямом и переносном смысле танцуем под западную музыку. Кто же может усомниться в торжестве цивилизации-победителя?

Многим русским думается, что мы живём в эру западного успеха. Запад окружает нас везде. Он царит в моделях популярных автомашин и в ярлыках актуальной одежды, в фотографиях поп-кумиров и в политических брендах. Мы в прямом и переносном смысле танцуем под западную музыку.

Кто же может усомниться в торжестве цивилизации-победителя?

Но это – взор из Химок либо из Одоева. Взор людей, переживших крушение «металлического занавеса» и практически сбитых с ног могучей лавиной запретных сокровищ, хлынувших из-за прорванной плотины. С перепугу мы кроме того очевидные рыночные отношения готовы заявить «западным достижением», не смотря на то, что рынок существовал в старом Шумере либо Сиане за тысячи лет до строительства Уолл-стрит.

А в то же самое время американский идеолог Патрик Бьюкенен пишет книгу «Смерть Запада». Эпатирующее наименование дано не для рекламной сенсации. В каждой строке – искренняя тревога патриота США не только за собственную страну, но за всю гибнущую евро-атлантическую цивилизацию.

Перебор, сообщите Вы? Да, пожалуй это также перебор. Но что же в действительности происходит с Западом?

Он наступает либо умирает? Либо наступает, умирая?

В то время, когда сидишь на берегу, наслаждаешься накатывающимися волнами, встречаешь отливы и приливы, тяжело осознать: наступает либо отступает море. Дабы дать верный ответ на вопрос, нужно раздвинуть горизонт времени. Необходимо отыскать точки отсчёта – причалы и маяки вековой давности.

В случае если же мы возвратимся с морского берега к истории цивилизаций и начнём искать необходимые маяки в прошлом человечества – полученный ответ будет не в пользу Запада.

Первым понятие «цивилизация» в научный оборот ввёл англичанин Арнольд Тойнби. В культурологии и истории он сыграл такую же роль, как Линней в ботанике, а Менделеев в химии. Современный ему мир Тойнби поделил на семь живых цивилизаций: западную, русского, ближневосточную (наследники Византии), исламскую, индусскую, дальневосточную (китайскую) и японскую. Английский гений был уверен, что «…шесть из семи обществ несут на себе следы уже случившегося перехода и надлома к стадии распада».

Более того, «Запад поставил собственных современников в безнадёжное положение, поймав в сети экономической и политической власти». Так писал Тойнби в тридцатые годы, незадолго до Второй мировой, и его оценки полностью совпадали с настроениями западного обывателя.

Но не прошло и двух десятилетий, как добрая самоуверенность западных людей сменилась панической фобией «Русские идут!» Через пять десятилетий русский вопрос удалось временно снять с повестки дня, но встали новые гиганты – Исламский мир и Китай, чьё современное положение нереально назвать «безнадёжным». В неспециализированном-то и сам Тойнби сразу после Второй мировой расстался с прошлой категоричностью и перевёл родную западную цивилизацию из разряда абсолютных фаворитов планеты в разряд условных.
Задумаемся, какое положение занимал Запад (другими словами протестантско-католическая Европа и родственные ей англосаксонские государства Нового Света) в годы творчества Тойнби и что происходит с Западом на данный момент, на отечественных глазах?

В начале двадцатого века шёл замечательный экспорт западной культуры во все, без исключения, страны мира. Чужие сокровища сам Запад собирал лишь в качестве музейных. Сейчас ни у кого не повернётся язык назвать африканский рэп, индийскую йогу, восточные единоборства либо китайский гороскоп музейными сокровищами.

Чужие корни глубоко вторглись в судьбу западного общества и всё больше воздействуют на его массовую культуру.

В начале двадцатого века западное население росло опережающим темпом и создавало собственные колонии в новых почвах (французы – в Северной Африке, британцы – в Южной, так же как в течении прошлых столетий – в Океании и Америке). Сейчас численность западных народов уменьшается, а люди вторых цивилизаций не только ведут «демографическую реконкисту» в Трансваале и Техасе, но деятельно колонизируют сердце Европы, куда ни при каких обстоятельствах прежде не ступала нога инопланетянина.

На заре двадцатого столетия западные государства создавали более 90% всемирный промышленной продукции и три четверти ВВП планеты. Сейчас на их долю приходится не более половины глобального производства, и экономическая динамика очевидно не сулит Западу реванша. Американские магазины уже затоплены китайскими товарами, так же как аптеки – индийскими лекарствами.

Наконец, самые очевидные перемены касаются раздела мира. Сто лет назад все незападные страны мира (не считая России) являлись или колониями, или полуколониями Западной цивилизации. Правильно известной одноимённой игры Сида Мейера («Civilization») доминирование на 66% территории планеты свидетельствует глобальную победу. А Запад осуществлял контроль более 80% всемирный суши!

Сейчас же все колониальные администрации убрались восвояси, и о прямом территориальном контроле сказать не приходится. Кроме того о контроле над оккупированными Афганистаном и Ираком, где натовские воины не рискуют покидать собственные опорные базы!

Итак, спору нет, Запад Сейчас – отступающая цивилизация. Ещё весьма могучая, весьма влиятельная – но вынужденная пятиться, как рак, под натиском скоро развивающихся соседей по планете. Причём такое всестороннее отступление происходит в первый раз в тысячелетней западной истории, в первый раз со времён Крестовых походов.

В то время, когда же случился данный эпохальный перелом? В то время, когда солнце Запада перевалило через собственный зенит? В датировке этого события также нет никаких сомнений. Восхождение Запада закончилось сразу после 1945 года.

Крушение колониальных империй случилось за падением Рейхстага (в исторических масштабах – практически мгновенно). Стоило красному знамени встать над германской столицей, и уже через два десятка лет множество национальных знамён украшали столицы бывших колоний: от Джакарты до Суринама, от Дакара до Ханоя.

Сообщение итогов Второй мировой с провалом колониальной совокупности тем более необычна, что распались империи, формально относящиеся к лагерю победителей: Французская, Бельгийская, Голландская а также Английская. В случае если в первой половине 20-ых годов XX века по результатам Версаля владения Британии и Франции расширились за счёт побеждённых, то последствия Потсдама были совсем иными.

Нелепо связывать послевоенный глобальный парад суверенитетов с гуманизмом западных народовластий – мы не забываем, что каждой уступке предшествовали ожесточённые колониальные экспедиции и освободительные войны. Но по окончании 1945-го года эти экспедиции ничего не могли сделать. Мир стал вторым.

И дело не только в появившейся двуполярности, не только и не столько в расчёте туземных партизан на советскую помощь. По окончании 1945-го года упал миф о заведомом превосходстве западного человека, о его врождённом праве на господство.

Поражение германского фашизма, провал концепции «высшей расы» означали провал всей глобальной стратегии Запада. Прославленное Редьярдом Киплингом «бремя белого человека» утратило собственные идейные основания. Без него «править тупою толпою ПОЛУ-ДЬЯВОЛОВ, ПОЛУ-ДЕТЕЙ» («Half-devil and half-child» R. Kipling. «The White Man’s Burden») выяснилось нереально.

Русские внесли предложение другую философию мироздания, основанную на равенстве всех людей, независимо от расового и культурного происхождения. И не смотря на то, что идеология настоящих победителей 1945 года была облечена в материалистические формулы коммунизма, практически она восходила к евангельской проповеди: «Нет ни эллина, ни иудея, ни скифа, но во всех Христос».

По окончании Русской победы любой человек колонизованного Западом «третьего мира» имел возможность ощутить приблизительно то же, что ощущал мелкий индиец Сами из стихотворения Николая Тихонова:

«Словно бы опять он появился в Амритсаре,
но в этом случае – ЧЕЛОВЕКОМ.
Ни при каких обстоятельствах его больше не ударит
Не добрый сагиб своим ожесточённым стеком».

Разгромив во Второй мировой германский фашизм, русские доказали всей планете, что люди иных культур и рас – не полу-сатаны и не полу-дети, а такие же ЛЮДИ, имеющие равное с другими право на самобытное развитие. В этом развитии их не смеет понукать стеком германский, английский либо американский сагиб, пускай кроме того весьма озабоченный своим мессианским «бременем белого человека». Концепция многополярного мира победила однополярную.

Это основной идейный результат Второй мировой. По сути дела, на её батальных полях решался экзистенциальный вопрос мирового бытия. Я бы сформулировал это вопрос так: являются ли все люди планеты – братьями, созданными одним Всевышним (как учит Христос)?

Либо человечество порождено неравными племенными тотемами (как учит язычество) и существует естественная иерархия «высших» и «низших» народов?

Не обращая внимания на внешнее принятие христианства, Западная цивилизация от рождения верила в неравенство народов и в собственное абсолютное превосходство над окружающими обществами. Гитлеризм был не аберрацией, как вычисляют многие, а квинтэссенцией западной политической практики. Поражение Гитлера от рук незападной, «безжалостной» цивилизации стало причиной глубочайшему надлому классического западного мировоззрения и к начавшемуся угасанию западной цивилизации в целом.

Инстинктивное осознание данной, удручающей отечественных и зарубежных западников истины, заставляет их с утроенной энергией обосновывать недоказуемое – умалять роль СССР в Победе 1945 года, в один момент возвеличивая роль Британии и США.
Но эта тема заслуживает отдельного беседы.

Владимир Тимаков

Мы проиграли Вторую Мировую — Секретные архивы КГБ 2

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: