По следам «сома»

      Комментарии к записи По следам «сома» отключены

Несколько дайверов нашла в акватории Швеции ветхую затонувшую субмарину с кириллическими надписями на корпусе.

Шедская организация дайверов-любителей Ocean X Team распространила сообщение о том, что у восточной части прибрежной полосы Швеции в акватории найдена маленькая малоизвестная субмарина, на корпусе которой четко видны кириллические буквы. Это тут же привело к приступу паранойи у неосведомленной публики, связавшей находку с осенними скандалами 2014 года, в то время, когда шведский флот деятельно ловил в собственных водах гипотетический российский подводный аппарат.

Но изучение фотографий лодки, представленных дайверами, нежданно продемонстрировало, что с высокой степенью возможности на дне в шведских водах лежит подводная лодка Российского императорского флота называющиеся «Сом», пропавшая в мае 1916 года. На это показывают характерные подробности, обводы ограждения рубки и, фактически, та самая кириллическая надпись.

По следам «сома»

Нынешняя находка — не сенсация: шведские дайверы уже видели данный корпус в 2011 году и уже тогда высказали предположение, что речь заходит о российской субмарине «Сом». Но лишь полученные новые фотоснимки последней подводной экспедиции, на которых четко видны буквы кириллицы «…МЪ» на корпусе объекта, разрешают практически с полной уверенностью утверждать, что перед нами — как раз легендарный «Сом».

Что и кого нашли

«Сом» — лодка во многом необычная. Относившаяся к первому поколению строевых субмарин русского флота, она к моменту собственной смерти безнадежно устарела, кроме того не обращая внимания на хорошие хорошую мореходность и эксплуатационные характеристики.

Но «Сом» успел послужить сходу на трех русских флотах. Изначально это американская лодка «Фултон» (Fulton), выстроенная в 1901 году компанией Джона Голланда (John Holland). Промышленники желали показать лодку и обнаружить нее клиента.

С 1903 года к лодке присматривались русские моряки. Но лишь в 1904 году, сразу после начала Русско-японской солдаты, Невский завод, воображавший интересы Голланда в Российской Федерации, взял заказ на постройку пяти субмарин. Fulton перевезли в Россию, назвали «Сом», по окончании чего по его примеру в 1904-07 годах на отечественных верфях выстроили еще шесть лодок «рыбьей» серии.

«Сома» разобрали, доставили в Кронштадт пароходом в июне 1904 года (для соблюдения секретности груз именовался паровым котлом), и к началу осени собрали и опробовали. В ноябре лодку загрузили на намерено сконструированную ЖД платформу и послали на Дальний Восток, где шли боевые действия. Торпеды, но, задержались и попали во Владивосток лишь к апрелю 1905 года.

По окончании войны с Японией «Сом» вместе с другими малыми субмаринами, перевезенными на Дальний Восток, служил на Тихом океане. В декабре 1914 года в связи со спокойной обстановкой и наладившимися отношениями с Японией подводную лодку было решено послать на Черное море. «Сом» ходил в прибрежные дозоры у Балаклавы, позже его перевели в Одессу.

Летом 1915 года флот сделал вывод, что заслуженный аппарат (к тому времени уже очень сильно устаревший) нужен ему на Балтике. Субмарину снова перевезли на железной дороге — на третий флот, к месту ее последней работы.

Лодка базировалась в Мариенхамне (Maarianhamina) на Аландских островах и с осени 1915 года ходила в дозоры в южную часть Ботнического залива.

Последний поход

В мае 1916 года «Сом» был на простом дежурстве в окрестностях пролива Оландсгаф (Olandsgaf). С апреля 1916 года лодкой руководил лейтенант Хрисанф Бугураев — представитель донского казачества на подплаве. Совместно, с ним в тот раз в море вышли еще 17 человек.

В 4 часа утра 10 (23) мая «Сом» встретил в море маленькой пароход Angermanlana тоннажем 645 брутто-регистровых тысячь киллограм, принадлежавший шведской судоходной компании Stockholms Rederi АВ Svea.

Дальше предположения разнятся. В русских источниках принято показывать, что шведский пароход преднамеренно протаранил «Сома». На чем основано это достаточно эмоциональное утверждение, сообщить тяжело.

Вероятнее, это связано с подобным случаем, случившимся чуть позднее, 9 июня 1916 года, в то время, когда второй шведский пароход постарался таранить русского подводную лодку «Волк» и смял ей поднятые для наблюдения перископы. Очевидцы с борта шведского судна говорят, что лодка шла параллельно курсу парохода на дистанции около 150 метров, а позже отправилась наперерез.

Полагая, что подводники готовятся остановить и досмотреть судно на предмет контрабанды (другими словами грузов, транспортируемых в Германию), капитан отдал приказ остановиться. Лодка убрала перископ, поднырнула под судно, по окончании чего шведские моряки почувствовали удар о подводную часть корпуса.

Судьба

Сразу после Второй мировой лодки, бывало, поднимали, дабы перезахоронить экипаж, но на данный момент подводные лодки тех лет, найденные на морском дне, без особенных обстоятельств трогать не принято. Часто их объявляют братскими могилами, устанавливают на их корпусах памятные таблички. В осеннюю пору 2009 года шведы нашли около острова Готска-Санден (Gotska Sandon) на глубине 100 метров еще одну жертву Первой Мировой — русского субмарину типа «Барс».

Было заявлено, что лодку поднимать не станут, но в будущем поразмыслят о том, не снять ли с нее торпеды, воображающие потенциальную угрозу.

В том же году у Аландских островов несколько шведских и финских дайверов нашла советскую лодку С-2. Ранее шведы нашли С-7, торпедированную финскими подводниками в первой половине 40-ых годов XX века.

В любом случае подъем лодки считается компетенцией страны-собственника либо хотя бы требует его сотрудничества и одобрения. Исключения делались тогда, в то время, когда лодка затапливалась в узостях, на фарватерах и мешала судоходству, и при попытках заново ввести лодку в строй. Конечно, по возможности поднимались лодки, затонувшие в мирное время из-за инцидентов и аварий на море — с целью проведения соответствующего расследования.

Бывали и особенные случаи. Скажем, в июне 1919 года на Балтике эсминцы Красного флота «Азард» и «Гавриил» повредили английскую субмарину L55. Лодку снесло на минное поле, где она подорвалась и затонула.

Во второй половине 20-ых годов XX века ее полностью случайно нашли на протяжении траления и во второй половине 20-ых годов двадцатого века подняли.

Представителям Англии были переданы тела 34 (по иным источникам — 38) английских подводников и их индивидуальные вещи. Форин-офис заявил протест, но тот так и повис в воздухе. Лодку изучили, отремонтировали и ввели в состав Балтфлота.

Либо, к примеру, смерть советского дизельного ракетоносца К-129 у Гавайских островов в марте 1968 года. В 1974-м США предприняли неповторимую засекреченную операцию по подъему данной лодки (носителя стратегического атомного оружия) с глубины 5,6 километра, для чего было задействовано особое судно. Поднять субмарину полностью так и не удалось: она разломилась на части, и «в руках» американцев осталась лишь носовая часть, а другое легло обратно на грунт.

По окончании подъема части корпуса лодки оттуда были извлечены тела шестерых советских подводников, которых похоронили в море со всеми почестями, включая выполнение гимна СССР (соответствующая кинопленка пребывала в архивах ЦРУ и была официально продемонстрирована по телевидению в первой половине 90-ых годов двадцатого века). Советская дипломатия тогда заявила протест в связи с совершённой операцией. СССР указал на факт

«разорения братской могилы»

и возразил тем, что тела не были переданы на Родину. Ответ американцев был выдержан в традициях крючкотворных пикировок холодной войны:

«А вы по большому счету признавали факт смерти собственной лодки в море? Нет? Тогда вы тут ни при чем, лодка эта — ничейное имущество, а людей мы похоронили в соответствии с морской традиции».

На это Москве, не захотевшей признать факт трагедии, возразить было нечего.

Но это совсем особенные случаи. Вероятнее, в случае если «Сом» и рискнут поднять (не обращая внимания на внешнюю сохранность корпуса, сказать о состоянии металла преждевременно), останки членов экипажа передадут России. Не обращая внимания на все перипетии XX века у подводников Российского императорского флота точно остались родственники.

Сама же лодка — объект неповторимый, монумент истории техники, и, в случае если ее состояние разрешит, было бы верно поднять ее в сотрудничестве со шведскими властями, отреставрировать и выставить в одном из музеев флота. Средства, каковые на это потребуются, составят только малую часть неспециализированных трат русского правительства на необходимое «военно-патриотическое воспитание» и принесли бы в этом деле громадную и несомненную пользу.

источник: Константин Богданов «По следам «Сома»» «КОНТАКТ-ШАНС» 34/2015

По следам Хемингуэя / Сом. 21-я серия

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: