Планер ш-3.

      Комментарии к записи Планер ш-3. отключены

Разработчик: Б.Н.Шереметев
Страна: СССР
Первый полет: 1931 г.

Ш-3 — планер конструкции Б.Н.Шереметева по схеме воображал из себя подкосный моноплан-парасоль с гондолой и пространственной хвостовой фермой из металлических труб с двойным вертикальным оперением. Кили были жестко связаны прямоугольным стабилизатором, к которому крепился руль с хордой постоянной ширины. Планер был выстроен в первой половине 30-ых годов двадцатого века в Москве в громадной спешке.

Крыло, разделяющееся на две части, имело промоугольную форму между подкосами и трапециевидные консоли с закругленными законцовками. Лонжеронов — два, несложной коробчатой конструкции. Носок был обшит фанерой до переднего лонжерона.

Между усиленными нервюрами и лонжеронами сверху и снизу были установленны диагональные рейки, трудящиеся на растяжение при кручении крыла. Крыло было подкреплено двумя парами подкосов, расширяющихся книзу и крепящихся к нижней балке гондолы.
Гондола планера Ш-3 представляла собой плоскую ферму с неработающей обтекаемой обшивкой. Нижняя балка рамы имела выступающий вперед финиш, на котором размешалась посадочная лыжа, амортизированная резиновыми кольцами, поставленными на ребро.

Планер был перетяжелен и имел избыток прочности. Совершённые в Крыму полеты указали на заднюю центровку. В первой половине 30-ых годов двадцатого века к VIII ВПС планер был капитально отремонтирован: крыло и оперение были изготовлены заново. Для исправления центровки переднее сидение было приспособлено для двух пассажиров и планер из двухместного превратился в трехместный.

Пилот размешался в задней кабине и для его посадки была сделана боковая створка.

ЛТХ:

Протяженность, м: 7,45
Размах крыла, м: 16,1
Площадь крыла, м2: 23,1
Удельная нагрузка, кг/м2: 18,4
Удлинение: 14,2
Профиль крыла: Г-533
Масса, кг: 265.

Планер ш-3.

Планер Ш-3.

Ш-3. Схема.

Вот как вспоминает об этом планере О.К.Антонов в собственной книге «На крыльях из полотна и дерева»:
«Борис Николаевич совсем приуныл: наступил ноябрь, работа школы доходила к концу, последние курсанты сдавали экзамены на звание инструктора, погода становилась всё хуже, моросящие дожди сменялись туманами, а его новое детище — учебный планёр Ш-3 — так и не побывал в воздухе. Действительно, «учебным» его возможно было назвать лишь условно. Задавшись целью создать предельно лёгкий двухместный планёр, Борис Николаевич перестарался.

Оказался таковой корабль, что передвинуть его с одного места на второе без помощи пары хороших коней воображало важную задачу. Лётчик Васянин, бесполезно пробовавший поднять это внушительное сооружение в атмосферу на маленькой складке горы, у подножья Коклюка, выжидал более сильного ветра. Но ветер то дул на протяжении склона, то стихал совсем, то была нехорошая видимость, и первый полёт всё откладывался и откладывался. Становилось ясным, что опробования нужно будет перенести на будущий год.

Васянин уехал, планировал в путь и Борис Николаевич. Лагерь пустел. Осталась лишь не-многочисленная несколько планеристов во главе с Жорой Журавлёвым, глава школы — душа всего коллектива, неутомимый А.А.Сеньков и я — глава техчасти школы.
Наконец, в то время, когда серое свинцовое небо, ветер с дождём и густая грязь, прилипавшая к обуви вместе с травой так, что ноги становились похожими на огромные грачиные гнёзда, довели нас до мрачного исступления, внезапно посветлело. Тоскливые, набухшие белёсою влагою облачные валы приподнялись, стали прозрачнее, и по окончании нескольких пробных порывов задул ровный северный ветер мет ров 6-7 в секунду. Мы с Журавлёвым находились около мокрого, насупившегося Ш-3.

Жора взглянуть на подобревшее небо, на планёр, скользнул взором вдоль северного склона и, наконец, радостно и хитро улыбнувшись, посмотрел мне в глаза. Как глава техчасти, путёвку планерам в атмосферу давал я. Действительно, не было конструктора — хозяина планёра, он только что покинул лагерь, — не было лётчика-испытателя Васянина, следовало бы и испросить разрешения и у начальника школы, но… Но истекали последние часы отечественного нахождения на Горе, ветер имел возможность к любую 60 секунд измениться, а Ш-3 оставался неиспытанным. М-да…
— Полетели? — задал вопрос меня Жора. Не ожидая команды и осознавая неё с полуслова, как стайка воробьев, налетели на планёр оставшиеся ещё на Горе планеристы. Тяжёлая машина в их руках на диво легко скользит по камням и грязи к краю северного склона.

Скоро разворачивается невесть откуда взявшийся амортизатор. Жора занимает место на втором сиденье под крылом, я — перед ним.
— Натягивай!
Под действием растянутого в четыре финиша амортизатора тяжёлый Ш-3 резво прыгает в атмосферу. Как же он летает? Какова его устойчивость, управляемость? Хватает ли рулей, элеронов? На десятки аналогичных вопросов в первые же секунды полёта планёр даёт ясный, недвусмысленный ответ.

Да, элеронов и рулей хватает. Да, планёр устойчив, послушен. Жора легко и с уверенностью вводит его в разворот, и мы летим на хорошей скорости на протяжении склона. Высота скоро растёт. Вот уже пятьдесят, вот уже примерно сто метров над склоном. На душе радостно и прекрасно.

Казавшийся на земле тяжёлым и неуклюжим, в воздухе Ш-3 тихо и с уверенностью мчится вперёд, мягко реагируя на мельчайшие перемещения умелого пилота. Внизу лагерь, выгиб потемневшего от сырости склона. Энергичный разворот, и опять вперёд…
Жора уже очевидно прочувствовал машину и летает всё храбрее и храбрее. Сверху прекрасно видна дорога на Феодосию, вьющаяся по хребту Горы. По дороге медлительно движется запряжённая лошадью телега. Вот она останавливается. Большой человек с медленными, осмотрительными перемещениями сходит на дорогу.

Лицо человека поднято кверху. Оно всё время обращено к планёру, как подсолнух к солнцу.
Ну, само собой разумеется, это Борис Николаевич, конструктор планёра! Вот так сюрприз приготовили мы ему в последнюю 60 секунд отъезда! Жора покачивает крыльями и лихо разворачивается, дабы порадовать конструкторское сердце. Сгущаются ранние сумерки. Пора идти на посадку.

Журавлёв даёт себя снести к ангарам. У ангаров планёр попадает в «мёртвую территорию» и, нежданно скоро утратив последние метры высоты и не завершив всецело разворота, грубовато, со сносом садится у громадной палатки лагеря. Сбегаются парни.

Шагает с агрессивным видом глава школы Сеньков, как. неизменно в обмотках и очках времен гражданской войны.
— По выговору бы вам обоим дать! Что за безобразие! Кто дал испытывать планёр?.. Лыжу-то не повредили?

Но в общем здорово! И как это вас угораздило? Также мне тихони…»

.

.

Источник:
А.П.Красильщиков. Планеры СССР.
О.К.Антонов. На крыльях из полотна и дерева.
Летный форум PropJet. Архивные фото.

Планер с моторчиком, AirHogs, салатовый

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:

  • Планер а-5.

    Разработчик: К.К.Арцеулов Страна: СССР Первый полет: 1923 г. Одноместный планер А-5 конструкции К.К.Арцеулова был задуман ещё в первой половине 20-ых…

  • Планер бич-8 «треугольник».

    Разработчик: Б.И.Черановский Страна: СССР первый полет: 1929 г. Одноместный экспериментальный планер конструкции Б.И.Черановского был испытан на…

  • Фридрих харт и его летательные аппараты. часть 1 планеры от s-1 к s-4

    Этот материал был переведен глубокоуважаемым сотрудником NF и мало доработан мной. Перевод был выполнен в марте 2016 года. Предисловие редакции: Полёты…

  • Планер «москвич».

    Разработчик: Н.Д.Лучинский, А.В.Чесалов Страна: СССР Первый полет: 1928 г. Николай Дмитриевич Лучинский обучался на инженерном факультете…

  • Планер ул-1.

    Разработчик: П.Цыбин Страна: СССР Первый полет: 1933 г. УЛ-1 — учебно-массовый планер конструкции П.Цыбина выстроенный в первой половине 30-ых годов XX…

  • Планер «стриж».

    Разработчик: В.С.Пышнов Страна: СССР Первый полет: 1923 г. Планер «Стриж» строился в мастерских Академии Воздушного Флота, а его обтяжка производилась на…