Планер ш-16.

Разработчик: Шереметев
Страна: СССР
Первый полет: 1951 г.

Двухместный планер Ш-16 конструкции Б.Н.Шереметева был спроектирован и выстроен в Столичном авиационном университете в первой половине 50-ых годов XX века. Планер Ш-16 есть спортивным, предназначенным для парящих полетов в несложных метеоусловиях, как в двухместном, так и в одноместном вариантах.

Проект планера разрабатывался в один момент с проектом двухместного тренировочного планера Ш-18 и имеет с последним большое количество неспециализированного.

По схеме планер Ш-16 — свободнонесущий моноплан со средним размещением крыла громадного удлинения обратной стреловидности.

Широкая средняя часть крыла и обратная стреловидность позволили разместить второго пилота в носке крыла, практически в центре тяжести планера.

Крыло собрано из прекрасно зарекомендовавших себя планерных профилей Р-II и P-III, причем на основной части крыла поставлен более несущий профиль P-III, чтобы получить вероятно меньшую скорость понижения, соответствующую громадным значениям коэффициента подъемной силы. В корневой части поставлен менее несущий профиль Р-II. Между обоими профилями имеется маленькая переходная территория.

Финиши крыльев пара отогнуты назад и вниз, что в связи с громадным установочным углом предохраняет элерон от ударов о почву. Эти финиши принимают на себя концевые пики воздушной нагрузки и тем самым уменьшают нагрузки на внешних финишах элеронов, ликвидируя опасность их поломки и вибрации.

Продувка модели планера в аэродинамической трубе продемонстрировала, что срыв потока, наступающий на громадных углах атаки, начинается в центре крыла. Наряду с этим концевые части крыла не теряют еще подъемной силы и элероны сохраняют эффективность. Это свойство снабжает планер от сваливания на крыло на громадных углах атаки.

Фонарь всецело входит в обвод фюзеляжа, образуя в целом фюзеляж обтекаемой формы. Но при опробовании выстроенного планера был распознан нехороший обзор вперед из-за громадного наклона стекла козырька.

Горизонтальное оперение поставлено на фюзеляже впереди вертикального для уменьшения затенения его горизонтальным оперением при штопоре.

Колесо помещено в обтекателе пара сзади центра тяжести планера. Посадка происходит на лыжу и колесо. На хвосте имеется предохранительная опора.

Фюзеляж в поперечном сечении, включая фонарь, имеет форму верного эллипса с отношением осей 1:2. В плановой проекции передняя часть фюзеляжа кроме этого очерчена эллиптической кривой. Такая форма была не совсем удобной для размещения двух пилотов, поскольку носовая часть фюзеляжа в месте размещения передних педалей и ширина в плечах у второго пилота оказались очень узкими, не обращая внимания на то, что большая ширина фюзеляжа равнялась 650 мм.

Высота фюзеляжа громадна для планера рекордного типа. Это разъясняется тем, что планер был оборудован парашютами, помещенными на сиденьях.

Конструкция фюзеляжа простая, лонжеронно-стрингерного типа. Комплект складывается из 31 шпангоута, четырех лонжеронов и шести стрингеров. Фюзеляж обшит 1,5-лш фанерой.

Стены кабины обшиты в 1-мм фанерой и оклеены дерматином.

Стыковые узлы фюзеляжа с крылом выполнены из хромансилевой стали. В местах стенки борта шпангоутов и стыковки фюзеляжа усилены наклейкой пластинок из хромансиля толщиной 0,5 мм. Металл с деревом склеивали следующим образом.

Сначала к металлическим пластинам приклеивали клеем БФ-4 страницы узкой фанеры.- сушка и Склеивание производилась при большой температуре. Затем пластины приклеивали казеиновым клеем фанерованной стороной к частям планера. эксплуатация планёра и Статические испытания продемонстрировали надежность этого метода.

Фонарь, складывающийся из пяти частей, выполнен из 3-мм органического стекла на трубчатом сварном каркасе.

Сиденья пилотов с чашками для парашютов и спинками сделаны из фанеры и дерева с дуралюминовыми оковками.

Крыло складывается из двух консольных частей, стыкующихся в плоскости симметрии планера. Продольный комплект крыла складывается из главного лонжерона, лобового стрингера, развитого у корня крыла в дополнительный лонжерон, и заднего стрингера. Полки лонжерона, принимающие нагрузки от изгибающего момента, собраны из сосновых планок; фанерные стены лонжеронов толщиной от 2 до 1 мм вычислены на нагрузки от перерезывающих сил.

Нервюры ферменной конструкции, находятся в хвостовой части крыла через 260-200 мм; носки расставлены в два раза чаще. Лобовая часть крыла обшита фанерой толщиной от 2 до 1 мм с размещением рубахи под углом 45° к нервюрам и принимает крутящий момент. Конструкция нервюр и лонжеронов сходна с конструкцией таковых планера Ш-18.

Стыковые узлы, соединяющие обе консоли крыла и узлы, крепящие крыло к силовому шпангоуту фюзеляжа, смонтированы на корневых частях главного лонжерона, полки которого армированы пластинами из хромансиля, вклеенными обрисованным выше методом. Узлы складываются из закаленных хромансилевых башмаков. Передний стыковой узел складывается из башмаков, укрепленных на лобовом стрингере крыла.

Элероны щелевые, ферменной конструкции, подвешены на хвостиках усиленных нервюр. Благодаря громадного удлинения элероны выполнены из двух частей. Носок элерона зашит фанерой, другая часть — полотном.

Крыло снабжено интерцепторами на верхней и нижней поверхностях крыла.

Хвостовое оперение, среди них и киль, съемное. киль и Стабилизатор двухлонжеронной конструкции, с фанерной обшивкой. Щель между килем и стабилизатором закрыта съемным обтекателем.

Рули однолонжеронные, с фанерным носком, обшиты полотном. На руле высоты установлен управляемый триммер, выполненный из дуралюмина. Кабанчик руля направления не выступает из контура руля.

Шасси складывается из колеса и лыжи. Лыжа изготовлена из ясеня с оковкой из 2-мм стали, крепится к двум усиленным шпангоутам. Лыжа имеет шнуровую амортизацию, помещенную в фюзеляжа.

Колесо размером 300 х 125 мм крепится на кронштейне, сваренном из листовой стали, закрыто съемным дуралюминовым обтекателем.

Управление планером смешанного типа. Ручки управления сделаны ломающимися, дабы меньше стеснять пилотов при боковых отклонениях. При работе рулем отклоняется вся ручка, а при работе элеронами — лишь верхняя ее часть.

Все качалки управления сварены из листовой стали и имеют коробчатое сечение.

Ножное управление осуществляется подвесными качающимися педалями Г-образной формы, регулируемыми по росту пилота.

Управление интерцепторами складывается из двух ручек на левом борту тросовой проводки и фюзеляжа в боуденовской оболочке.

Управление буксировочным замком осуществляется двумя ручками, расположенными на приборных досках.

Управление триммером тросовое, с двумя ручками на левом борту. Триммер стопорится трением в совокупности проводки.

На приборной доске передней кабины размещены указатель скорости, компас, высотомер, вариометр, часы и указатель поворота. На второй приборной доске установлены высотомер, указатель скорости, вариометр и указатель поворота.

Планер оборудован для ночных полетов, для чего в носовой части фюзеляжа установлена посадочная фара. На финишах крыльев помещены аэронавигационные огни, в заднюю кромку руля направления вмонтирован хвостовой пламя. Для освещения приборных досок установлены кабинные лампы.

Источником питания есть аккумулятор типа 12А-10.

В первой половине 50-ых годов XX века на XIX Всесоюзных соревнованиях по планерному спорту на Ш-16 летали лучшие пилоты-планеристы.

ЛТХ:

Модификация: Ш-16
Размах крыла, м: 20,00
Протяженность, м: 7,77
Удлинение: 18,20
Высота, м: 2,52
Площадь крыла, м: 22,20
Масса, кг
-безлюдного: 391
-большая: 571
Большая скорость, км/ч:-
Макс. аэродинамическое уровень качества: 27
Скорость, соответствующая МАК, км/ч:-
Экипаж, чел: 2.

Планер ш-16.

Двухместный Ш-16. Схема 1.

Двухместный Ш-16. Схема 2.

.

.

Перечень источников:
Б.Н.Шереметьев. Планеры. 1959 г.
Сайт «Уголок неба». 2010 страница: «Шереметев Ш-16».

получила заказ, новый ежедневник , гуляю по магазинам

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:

  • Планер бк-4 «каунас».

    Разработчик: Карвялис Страна: СССР Первый полет: 1957 г. Во второй половине 50-ых годов XX века в мастерских Каунасской планерной станции была закончена…

  • Планер бро-12.

    Разработчик: Ошкинис Страна: СССР Первый полет: 1957 г. В летном пути спортсмена-планериста имеются два этапа: первый — процесс обучения, второй —…

  • Планер ока-14 «дип».

    Разработчик: ОКБ Антонова Страна: СССР Первый полет: 1932 г. ОКА-14 «ДиП» — одноместный балочный одноподкосный моноплан — парасоль рекордно-…

  • Планер др-5.

    Разработчик: Коваленко Страна: СССР Первый полет: 1932 г. Рекордный двухместный планер ДР-5 конструкции инженера Коваленко является двухместный рекордный…

  • Планер бро-11.

    Разработчик: Ошкинис Страна: СССР Первый полет: 1954 г. Прототип планера БРО-11 был выстроен в первой половине 50-ых годов XX века. Конструктор планера…

  • Планер паи-6.

    Разработчик: Пьецух Страна: СССР Первый полет: 1949 г. Планер ПАИ-6 конструкции А.И.Пьецуха был выстроен и прошел опробования во второй половине 40-ых…