Планер ш-10.

      Комментарии к записи Планер ш-10. отключены

Разработчик: Б.Н.Шереметев
Страна: СССР
Первый полет: 1936 г.

Вместо устаревшего планера Ш-5 Планерный завод с 1937 года изготовляет новые планеры того же назначения, именующиеся Ш-10. Планер Ш-10 не есть переделкой строящихся на заводе планеров и имеет мало неспециализированных с ними подробностей. В этом случае завод отправился по пути создания конструкции на базе новой техники с учетом требований новой методики обучения полетам, опыта эксплуатации и открывшихся возможностей применения двухместных планеров.

Назначение планера — подготовка парителей-и планеристов буксировщиков, приведение контрольных и экзаменационных полетов, и тренировка пилотов, уже летающих на самолете. Обучение производится вывозным способом с исполнением фигур высшего пилотажа. Планер рекомендован для парения, в основном, на термических восходящих потоках в любой метеорологической обстановке. Планер буксируется самолетом У-2 и допускает буксировку самолетом Р-5.

Во второй половине 30-ых годов XX века было выпущено 40 планеров Ш-10.

Крыло в плане имеет стреловидность вперед подобно крыльям планеров ЦАГИ-2 и КИМ-2. Эта особенность крыла позволяет поместить обоих пилотов в первых рядах крыла, снабжает хороший обзор во все стороны и облегчает посадку в каждую кабину. В средней части крыло с постоянной хордой, финиши трапециевидные. Конструкция крыла — однолонжеронная с коротким косым и дополнительным лонжероном для подвески элерона.

Лобовая часть вместе с косым лонжероном обшита переклейкой толщиной от 2,5 до 1,5 мм, образуя твёрдую D-образную трубу, трудящуюся на кручение. Место соединения косого лонжерона с главным, и места соединения страниц обшивки усилены накладками из 1-мм переклепки.

В лобовой части проложены четыре стрингера сечением 8 х 12 мм. Главный лонжерон — коробчатый. До половины собственной длины он имеет постоянное сечение 70 х 215 мм.

Толщины полок в месте крепления подкоса: 50 х 66 мм верхней и 23 х 66 мм нижней полки. Стены из переклейки от 2 до 1 мм.

Нервюры складываются из двух частей — носков и хвостиков. Такое деление позволяет расширить высоту лонжерона и снабжает хорошую склейку полок лонжерона с обшивкой лобовой части крыла.

Все железные части крыла монтируются заблаговременно на лонжеронах до сборки крыла. Сборка производится в вертикальном положении в такой последовательности: сперва к главному лонжерону крепятся носки через каждые 150 мм и соединяются врезанными в них стрингерами, а после этого обшивается лобовая часть. К получающейся так D-образной трубе крепятся кницами хвостовые части нервюр (через 300 мм), дополнительный лонжероны и косой и остальные древесные подробности.

Крыло имеет два подкоса каплевидного сечения из металлических труб 74 х 32 х 1,5.

Элероны подвешены на трех шарнирных болтах любой. Форма элерона в плане прямоугольная, все нервюры однообразны.

Фюзеляж шестигранный с пилоном для крыла. Преимуществами таковой формы фюзеляжа являются: управления размещения и удобство пилотов (особенно ножного), лёгкость ремонта и простота конструкции. Этими преимуществами искупаются кое-какие недочёты, мало значительные для планера данной назначения и схемы, в частности — маленькое некоторое увеличение и ухудшение аэродинамики веса.

Фюзеляж соединяется с крылом четырьмя болтами на пилоне, Двумя подкосами и двумя лобовыми ленточными расчалками, идущими от носовой части фюзеляжа к верхним креплениям подкосов. Назначение расчалок — принимать боковые упрочнения, появляющиеся от рывков троса при буксировке, к предохранять носовую часть фюзеляжа при
посадке со сносом.

Комплект фюзеляжа складывается из шпангоутов и лыжного 18 бруса, связанных шестью стрингерами сечением: боковые 15 х 20 мм, верхние и нижние 15 х 25 мм.

Лыжный брус передней части фюзеляжа несет на себе вал ручного управления и буксирное приспособление. К нему крепится полоз лыжи для зимних полетов. стабилизатор и Киль составляют с фюзеляжем одно целое. Шпангоуты набираются из реек сечением 10 х 10 мм с кницами; силовые шпангоуты — коробчатые из брусков сечением 15 х 20 мм.

Все железные подробности монтируются на шпангоуты и лыжный брус до сборки фюзеляжа на стапеле.

Фюзеляж обшивается 2- и 1,5-мм переклейкой и оклеивается полотном на аэролаке. Все части фюзеляжа легко доступны для осмотра, и ухода. Части пола и сидения снимаются.
Кабины снабжены громадными козырьками; задний из них складной для удобства посадки в кабину. Спинки сидений — из брезента со шнуровкой. Борта кабин имеют мягкую окантовку.

Размещение устройств стандартное. В передней кабине имеются: указатель скорости, указатель поворотов, вариометр и высотомер. На доске задней кабины те же устройства, за исключением вариометра.

Управление — тросовое на роликах. Ручки управления съемные, педали обширно расставлены.

Планер имеет съемное шасси из металлических труб с баллонами 125 х 300 мм низкого давления. Зимний период при снятом шасси посадка и взлёт производятся на лыжу. Костыль снабжен шнуровой амортизацией.

Колея шасси равна 940 мм; это снабжает посадки и возможность взлёта при минимальном сопровождении планера.

руль высоты и Руль направления — простой конструкции, подвешены любой на трех шарнирных болтах к стабилизатору и килю.

ЛТХ:

Размах, м: 14,710
Протяженность, м: 6,643
Высота (на колесах), м: 1,760
Площадь крыльев, м2: 17,46
Удлинение: 12,38
Нагрузка на крыло, кг/м2: 23,8
Профиль крыла: Р-III
Масса, кг: 210
Макс. аэродинамическое уровень качества: 17
Мин. скорость понижения, м/с: 1,05.

Планер ш-10.

Ш-10. Схема.

.

.
Перечень источников:
В.В.Шушурин. Атлас конструкций планеров. 1938 г.
А.П.Красильщиков. Планеры СССР.

Как я веду ЕЖЕДНЕВНИК | My Dokibook | Monster Stickers

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:

  • Планер бро-12.

    Разработчик: Ошкинис Страна: СССР Первый полет: 1957 г. В летном пути спортсмена-планериста имеются два этапа: первый — процесс обучения, второй —…

  • Планер др-5.

    Разработчик: Коваленко Страна: СССР Первый полет: 1932 г. Рекордный двухместный планер ДР-5 конструкции инженера Коваленко является двухместный рекордный…

  • Планер бк-4 «каунас».

    Разработчик: Карвялис Страна: СССР Первый полет: 1957 г. Во второй половине 50-ых годов XX века в мастерских Каунасской планерной станции была закончена…

  • Планер ш-16.

    Разработчик: Шереметев Страна: СССР Первый полет: 1951 г. Двухместный планер Ш-16 конструкции Б.Н.Шереметева был спроектирован и выстроен в Столичном…

  • Планер ока-14 «дип».

    Разработчик: ОКБ Антонова Страна: СССР Первый полет: 1932 г. ОКА-14 «ДиП» — одноместный балочный одноподкосный моноплан — парасоль рекордно-…

  • Планер бро-11м «зилэ».

    Разработчик: Ошкинис Страна: СССР Первый полет: 1969 г. Долгая эксплуатация планеров начального обучения, созданных конструктором Б.Ошкинисом, разрешила…