Планер «оптимист».

Разработчик: Е.Грунин, С.Маклаков
Страна: СССР (ГСВГ, город Ютербог)
Первый полет: 1969 г.Планер «оптимист».

Планер «Оптимист» был выстроен в любительском инициативном порядке Евгением Груниным (будующим авиаконструктором) и Святославом Маклаковым на протяжении срочной работы в рядах Советской Армии в 1967-1969 годах в Группе Войск СССР в Германии (ГСВГ), в городе Ютербог, Альтес-Лагерь, в воинской части п/п 42030А. Полный цикл постройки занял 11 месяцев силами 2 человек.

Планер строился в полной тайне от руководства части и явился достаточно неприятным сюрпризом для управления, включая представителей контрразведки. Все раскрылось, в то время, когда в октябре 1969 года готовый планер выкатили из ангара и С.Маклаков совершил на нем более десятка полётов и подлётов на высотах 10-20 метров. Тайное стало явным.

Краткое следствие продемонстрировало на отсутствие каких или «преступных планов» — бегство из части и перелёт в Западный Берлин, все успокоились и авторов «Оптимиста» ко общему облегчению демобилизовали прежде всего. Планер в назидание «потомкам» подвесили под крышей в ангаре.

Воинская часть п/п 42030А в ГСВГ — это армейский ремонтный завод, где самолеты МиГ-21ПФ и других серий, проходили плановый ремонт с продлением ресурса и полной разборкой на 300 летных часов. Работа была напряженная, с костюмами, постоянными ночными работами и простой нервотрепкой, сопровождающей труд механиков, мотористов и техников. Срыв сроков, устранение дефектов и отказов на технике.

Главную работу на заводе делали воины срочной работы в должности мастер-рядовой, механик моторист. «Золотым фондом» являлись «сверхсрочники» — около 200 человек. Офицерский состав отличался высокой технической человеческими качествами и культурой.

Целый 1968 год, ушел на обдумывание конструкции планера, разработку документации, заготовку материалов, оборудование в казарме на чердаке помещения для того чтобы. Все работы выполнись по окончании отбоя и в личное время. На сон оставалось не более 4-5 часов. Время от времени не дремали вовсе, из-за ночных работ.

Громадной проблемой был подбор и поиск материалов, приходилось использовать все, что было под рукой.

Крыло планера двухподкосное, двухлонжеронное, всецело древесной конструкции. При сборке крыла использовался германский столярный клей и эпоксидная смола типа К-153. Обтянуто крыло тканью из солдатских простыней.

Ткань крыла и хвостового оперения пропитана в три слоя «самодельным эмалитом» — растворенными в ацетоне целлулоидными футлярами от зубных щёток и мыльниц. Снаружи целый планер покрасили в малярном цеху краской для МиГ-21 в три слоя плюс лак. На консолях крыла были установлены дюралевые опоры.

Отсутствие 1-мм фанеры вынудило использовать ферменные лонжероны крыла и элеронов. Как раз из за отсутствия фанеры передняя кромка крыла смотрелась ребристой, как на планерах 20-х годов прошлого века.

Фюзеляж ферменной конструкции из дюралевых уголков 25 х 25 мм. Практически все уголки имели другие повреждения и отверстия, поскольку были сняты с верстаков в ангарах. Кабина летчика выполнена из мебельного шпона, красного дерева.

Управление смешанное, рулём и элеронами высоты — твёрдое, рулем направления- тросовое.

Две пары тросов диаметром 3,5 мм удерживали оперение и хвостовую балку от кручения.

Базой конструкции нижней части фюзеляжа есть лыжа, выполненная из 2-х половин фанеры толщиной 12 мм и поперечных книц, образующих коробку. На стоянке планер опирался на колесо размером 240 х 90 мм, и подрессоренную резиновыми кольцами металлическую рессору.

Все полёты и подлёты планера проводились на рулежных полосах между ангарами. Пилотировал планер Святослав Маклаков что до армии летал на Blanik-ах во 2-м Московском аэроклубе. В качестве буксировщика употреблялся автомобиль ГАЗ-69 — персональный автомобиль начальника части — полковника Гусева.

Собирались построить мотопланер, применяя двигатель мощностью 14 л.с. от германской мотоколяски. По понятным обстоятельствам руководство запретило продолжать работы. Правда пара позднее, по окончании демобилизации Евгений Грунин, все таки выстроил мотопланер.

ЛТХ:

Размах, м: 9,5435
Протяженность, м: 5,810
Высота, м: 2,4
Площадь крыла, м2: 12,3
Профиль крыла: РII-14
Хорда крыла, м: 1,3
Угол установки крыла, грд: 1,5
Масса конструкции, кг: 67
Масса пилота (нужная нагрузка), кг: 65
Макс. взлетный вес, кг: 132
К max: 10
Удлинение: 7,4
Центровка, % САХ: 26
Нагрузка на крыло, кг/м2: 10,7
Посадочная скорость, км/ч: 35
Крейсерская скорость, км/ч: 45.

Планер «Оптимист».

Планер «Оптимист».

У планера «Оптимист», слева направо: Святослав Маклаков, Евгений Грунин, Владимир Куриленко.

Один из подлетов С.Маклакова на рулежке между ангарами.

Планер «Оптимист» на протяжении постройки.

Цех ремзавода. На фото рядом с МиГ-21 видно крыло «Оптимиста».

Планер «Оптимист». Схема.

.

.

Источник:
Материалы сайта «Ассоциация Экспериментальной Авиации». Самолёты КБ Е.Грунина.

Trailer — Perween Rahman: The Rebel Optimist

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:

  • Планер ш-10.

    Разработчик: Б.Н.Шереметев Страна: СССР Первый полет: 1936 г. Вместо устаревшего планера Ш-5 Планерный завод с 1937 года изготовляет новые планеры того…

  • Планер ока-14 «дип».

    Разработчик: ОКБ Антонова Страна: СССР Первый полет: 1932 г. ОКА-14 «ДиП» — одноместный балочный одноподкосный моноплан — парасоль рекордно-…

  • Десантно-грузовой планер ил-32.

    Разработчик: ОКБ Ильюшина Страна: СССР Первый полет: 1948 г. Десантно-грузовые планеры у нас создавались еще до ВОВ. В первой половине 40-ых годов XX…

  • Экспериментальный планер kugisho mxy6. япония

    Разработка истребителя Kyushu J7W Shinden была достаточно амбициозным проектом. Трудившийся над Shinden-ом капитан (капитан 1-го ранга) Масаоки Цуруно…

  • Планер «п.головин».

    Разработчик: Б.Н.Шереметев, Ю.И.Колтунов, Б.Л.Сиркен, А.И.Пьецух Страна: СССР Первый полет: 1937 г. Одноместный, скоростной, тренировочный…

  • Планер бро-12.

    Разработчик: Ошкинис Страна: СССР Первый полет: 1957 г. В летном пути спортсмена-планериста имеются два этапа: первый — процесс обучения, второй —…