Планер ока-13 «шесть условий сталина».

Разработчик: О.К.Антонов
Страна: СССР
Первый полет: 1932 г.

Экспериментальный планер конструкции О.К.Антонова воображал собой одноместный балочный моноплан-парасоль рекордного типа с V-образными подкосами.
Крылья планера, трапецеидальной формы с прямоугольным пролётом и закруглёнными финишами, крепятся шарнирно к верхней части фюзеляжа 14-мм валиками по два на каждое крыло. Крыло имеет один основной лонжерон и один маленький — вспомогательный, обрывающийся за местом крепления заднего подкоса и расположенный параллельно главному на 400 мм позади последнего.

В узлах крепления к подкосу и фюзеляжу задний лонжерон жёстко связан с главным лонжероном косыми обшивкой и усиленными нервюрами из 2-мм фанеры. Оба лонжерона — обычного коробчатого типа с фанерными стенками. Волокна рубахи стенок направлены под углом 450 к полкам. Полки главного лонжерона в месте присоединения подкоса имеют сечение 70 х 30 и 70 х 16 мм.

Носок крыла обшит переклейкой в один и два слоя от 1,0 до 2,5 мм суммарной толщины. Крылья имеют большое поперечное V и отогнутые вниз финиши длиной 1,8 м.

На каждом крыле — два элерона; оба они отклоняются на однообразные углы. Но управление ими устроено так, что отклонения на громадные углы вероятны лишь для элеронов того крыла, в сторону которого дана нога. Основной элерон прямоугольной формы в плане подвешен к лёгкому запасному лонжерону, усиленному около шарниров дополнительной фанерной обшивкой и нервюрой крыла на этом месте.

Элероны имеют косо расположенные нервюры и владеют именно поэтому хорошей жёсткостью на кручение. Проводка к элеронам в крыла — тросовая; конкретно к элерону идут маленькие твёрдые тяги. Рычаг управления элеронами у корня крыла вращается на шариковых подшипниках. Вес крыла — 130 кг.

Произведённые в ходе постройки планера статические опробования отрезков лонжерона продемонстрировали, что крыло выдерживает перегрузку n=11,0 на случай Ак и n=10,0 на кручение на случай Вк потому, что в расчёт на изгиб не была введена в первом случае работа фанерного лба со стрингерами, а во втором – не учтена жёсткость лонжерона. Крепление шарниров элеронов к запасному лонжерону выяснилось ненадёжным благодаря отставания по склейке фанерной обшивки, так что при сильном нажатии на шарнир снизу вверх заметно было, как лонжерон «дышит». Данный недостаток был устранён на слёте.

Фюзеляж планера совсем однообразен с таковым у планера «ДиП», так же как и всё оперение. Он складывается из гондолы, выстроенной на вертикально расположенной ферме, образующей базу фюзеляжа. К хвосту гондола медлено переходит в долгую эллиптического сечения балку, переходящую в киль, расчаленный к крылу четырьмя 2,5 мм тросами. Каркас гондолы складывается из лёгких коробчатых шпангоутов и врезанных в них солидного числа лёгких (6 х 6 мм) сосновых стрингеров.

В целом гондола обшита переклейкой толщиной 1 и 1,5 мм, подкрепляющей лыжу и балку планера на продольный и поперечный изгиб.

Лётчик расположен очень полого, но комфортно. Гондола имеет фонарь с продолговатым целлулоидным обтекателем, открытым лишь в стороны. Устройства находятся в головной части обтекателя, прямо перед пилотом на 0,65 м от глаз и прекрасно освещены.

За головой пилота гондола переходит в низкий пилон, в которого проходят твёрдые вертикальные тяги управления элеронами. Из гондолы выдаётся вниз маленький киль, несущий крепление подкосов и опирающийся о почву лыжей, амортизированной велосипедной камерой.

Управление планера складывается из ручки и двух педалей. Ручка вращается на кронштейне поперечного вала, несущего на себе ролики, через каковые проходят тросы управления элеронами. От педалей тросы идут к рулю направления.

ЛТХ:

Протяженность, м: 7,1
Размах крыльев, м: 20,1
Площадь крыльев, м2: 20,1
Нагрузка на крыло, кг/м2: 13,8
Профиль крыла: Г-549
Масса, кг
-безлюдного: 197,0
-взлетная: 277,0
Макс. уровень качества: 27.

Планер ока-13 «шесть условий сталина».

Планер «Шесть условий Сталина». Схема.

Поясним про «шесть условий Сталина». «Шесть условий товарища Сталина» — комплекс хозяйственно-политических мероприятий, выдвинутых И.В.Сталиным на заседании хозяйственников 23 июня 1931 года:
1. В условиях исчезновения безработицы нужно применять оргнаборы рабочей силы, и механизировать труд.
2. Повысить зарплаты квалифицированных рабочих если сравнивать с неквалифицированными, улучшить снабжение, жилищные условия.
3. Улучшить организацию труда.
4. Создать новую производственную интеллигенцию.
5. Проявлять заботу о ветхой технической интеллигенции и шире завлекать ее к работе.
6. Развить хозрасчет.

.

.

Источник:
В.В.Шушурин. Атлас конструкций планеров. 1938 г.
А.П.Красильщиков. Планеры СССР.

Ока, 13е колёса.

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:

  • Планер мкб-2.

    Разработчик: инженеры Д.А.Ромейко-Гурко и Д.Н.Колесников. Страна: СССР Первый полет: 1932 г. Рекордный планер МКБ-2 воображал собой одноместный подкосный…

  • Как устроен планер

    Планеры в зависимости от назначения делятся на учебные, спортивные, десантно-транспортные. Ознакомимся с устройством планера на примере самоё простого по…

  • Планер др-5.

    Разработчик: Коваленко Страна: СССР Первый полет: 1932 г. Рекордный двухместный планер ДР-5 конструкции инженера Коваленко является двухместный рекордный…

  • Планер бро-11м «зилэ».

    Разработчик: Ошкинис Страна: СССР Первый полет: 1969 г. Долгая эксплуатация планеров начального обучения, созданных конструктором Б.Ошкинисом, разрешила…

  • Планер паи-6.

    Разработчик: Пьецух Страна: СССР Первый полет: 1949 г. Планер ПАИ-6 конструкции А.И.Пьецуха был выстроен и прошел опробования во второй половине 40-ых…

  • Планер каи-12 «приморец».

    Разработчик: КАИ Страна: СССР Первый полет: 1956 г. Планер КАИ-12 «Приморец» — двухместный, цельнометаллической конструкции, рекомендован для тренировок…