Планер маи-60 «снежинка».

      Комментарии к записи Планер маи-60 «снежинка». отключены

Разработчик: СКБ-МАИ
Страна: СССР
Первый полет: 1960 г.

В конце 1958-го — начале 1959 года несколько студентов самолетостроительного факультета создала эскизный проект планера стандартного класса, только что введенного ФАИ и предназначавшегося для принятие участия в VII Глобальном чемпионате по планерному спорту. Инициатором данной работы был В.Махров. В январе 1959 году ректорат МАИ обратился в ЦК ДОСААФ с предложением по созданию рекордного планера для сборной СССР.

Было получено согласие на разработку планера и отмечено, что создание аналогичного ЛА с предполагаемыми высокими тактико-техническими показателями, из новейших материалов, может стать новым этапом в развитии отечественного планеростроения. Умелую серию планеров МАИ-60 ЦК ДОСААФ внес предложение выпустить в планерном цехе УПМ МАИ.

В апреле 1959 года ректором университета был издан приказ о создании СКБ-МАИ. Главой СКБ был назначен студент В.Махров, утвержден Совет СКБ в составе: Н.Фадеев (глава Совета), В.Махров, О.Булыгин, А.Смирнов, Б.А.Войнич и др. Неспециализированное организационное управление, контроль и координацию за работой по созданию планера снабжал старший учитель спецкафедры К.А.Голубь.

На проектирования самолётов и кафедру конструкции (завкафедрой А.С.Яковлев) возлагалось ответственность и научное руководство за качественное и своевременное исполнение проектно-конструкторских работ. В создании планера в качестве консультантов приняли громадное участие И.В.Остославский, В.А.Манучаров, Ф.И.Склянский, Е.С.Войт, А.В.Догматырский и А.Л.Гиммельфарб.

В 1959-1960 годах СКБ-МАИ был спроектирован и выстроен одноместный планер стандартного класса МАИ-60, названный «Снежинка». Опытный образец планера изготовлен в УПМ МАИ. Все работы выполнялись студентами.

Защищено пара дипломных и выполнено большое количество курсовых проектов и работ по тематике, которая связана с проектированием планера МАИ-60.

Проектные эти планера МАИ-60 ставили его в один последовательность с зарубежными планерами стандартного класса. (Лучшим был польский планер «Фока», имевший большое аэродинамическое уровень качества — 34,5).

В базу были положены требования ЦК ДОСААФ к планерам стандартного класса. Аэродинамическая компоновка планера простая — свободнонесущий моноплан со среднерасположенным крылом и V-образным оперением.

Основной конструктор планера — В.П.Махров, научный руководитель — Н.Н.Фадеев. Главный коллектив студентов-конструкторов: А.Смирнов, Ю.Пугачев, А.Петухов, В.Смирнов, В.Савин, Рейн Ярв, Е.Макиевская, А.Михайлюк и другие. К примеру, Ю.Пугачев был автором хвостового оперения и проекта фонаря, а после этого учавствовал и в их изготовлении. И практически все конструкторы — проектировщики агрегатов и узлов — сами создавали задуманную конструкцию.

К изюминкам конструкции планера прежде всего направляться отнести крыло с ламинарным профилем, довольно маленький фюзеляж и V-образное оперение. На крыле были установлены интерцепторы, а в совокупности продольного управления — загрузочный механизм. С целью увеличения аэродинамического качества за счет понижения профильного аэродинамического сопротивления в первый раз в СССР применен профиль с 60%-ной ламинарностью NАСА 663-618.

Крыло планера кессонного типа. По хорде крыла кессон распространялся на 25 — 65% ее длины. Кессон крыла был выклеен из сосновых реек, идущих на протяжении размаха.

Носовая и хвостовая части профиля крыла заполнялись пенопластом ПВХ, подкрепляющим обшивку.
Крыло сверху обшито миллиметровой фанерой. Фюзеляж планера — полумонокок, собранный из косых фанерных полос на клее. Фанерная обшивка носовой части фюзеляжа кроме этого выклеена. Крыло крепилось к фюзеляжу посредством шомпольного стыка.

Гребенка стыка размешалась на верхней и нижней панелях кессона. Нижние гребенки консолей стыковались с гребенками, закрепленными на фюзеляже, а верхние — между собой.

Посадочное устройство планера складывалось из передней лыжи, неубирающегося колеса, расположенного впереди центра тяжести, и палки. V-образное оперение выполнено заодно с фюзеляжем. Конструкция оперения двухлонжеронная с фанерной обшивкой.

Кабина, приспособленная для полулежачего положения летчика и предусматривающая наличие наспинного парашюта, закрыта фонарем, незначительно поддерживающим линию обводов фюзеляжа.

Управление планера тросовое. Под полом кабины имелся делительный механизм, благодаря которому педали и ручка связывались с V-образным оперением.

С июля 1961 года по июнь 1962 года в ЛИИ планер прошел полный цикл национальных летных опробований и продемонстрировал большое аэродинамическое уровень качества, равное 33. Для фиксации параметров полета на нем были установлены датчики, трудящиеся на осциллограф К-8. Буксировался планер самолетом Як-12 посредством 50-метрового фала.

Испытывали МАИ-60 В.И.Петров (инженер-пилот, выпускник МАИ, в прошлом один из лучших спортсменов аэроклуба) и В.И.Кирсанов. Один из конструкторов «Снежинки» О.Булыгин по окончании МАИ кроме этого стал летчиком-испытателем. Летчиком облета МАИ-60 был узнаваемый пилот-испытатель С.Н.Анохин.

Планер взял пилотов планеристов и высокую оценку-испытателей, совершивших на нем пара ознакомительных полетов, но опробования распознали неудовлетворительный запас путевой устойчивости, недостаточную «строгость» продольного управления и некое запаздывание при выведении из штопора.

Преимущественное применение в технологии производства клея ВИАМ-Б3, не снабжающего долгую эксплуатацию планера, ограничивало использование планера МАИ-60 для спортивных полетов. От ЦК ДОСААФ поступило предложение выполнить планер в металле. Несколько участников разработки планера МАИ-60 была награждена медалью «За лучшую научную студенческую работу», а планер передан в ЦАК им.

Чкалова для подготовки спортсменов-планеристов к рекордным полетам.

ЛТХ:

Модификация: МАИ-60
Размах крыла, м: 15,00
Протяженность, м: 5,00
Высота, м: 1,20
Площадь крыла, м: 10,70
Масса, кг
-безлюдного: 210
-обычная полетная: 300
-большая полетная: 351
Большая скорость, км/ч: —
Макс. аэродинамическое уровень качества: 33
Скорость, соответствующая МАК, км/ч: —
Экипаж, чел: 1.

Планер маи-60 «снежинка».

Планер МАИ-60 «Снежинка».

Планер МАИ-60 в полете.

МАИ-60. Схема.

.

.

Перечень источников:
Ю.В.Макаров. Летательные аппараты МАИ.
Сайт «Уголок неба». 2008 страница: «МАИ МАИ-60 «Снежинка».

Сваты 6 — Падают Снежинки — финальная песня

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:

  • Планер каи-14.

    Разработчик: КАИ Страна: СССР Первый полет: 1962 г. КАИ-14 — одноместный планер-паритель стандартного класса. Спроектирован в СКВ КАИ, строился и…

  • Планер «октябрёнок».

    Разработчик: Б.Н.Шереметев, Л.С.Кочеткова Страна: СССР Первый полет: 1933 г. Одноместный тренировочный планер конструкции Б.Н.Шереметева и Л.С.Кочетковой…

  • Планер бк-4 «каунас».

    Разработчик: Карвялис Страна: СССР Первый полет: 1957 г. Во второй половине 50-ых годов XX века в мастерских Каунасской планерной станции была закончена…

  • Планер а-13.

    Разработчик: ОКБ Антонова Страна: СССР Первый полет: 1957 г. А-13 — одноместный цельнометаллический пилотажный планер О.К.Антонова. Спроектирован и…

  • Планер «рот фронт-7» (рф-7).

    Разработчик: О.К.Антонов Страна: СССР Первый полет: 1938 г. «Рот Фронт-7» — одноместный рекордный паритель конструкции О.К.Антонова. Выстроен во второй…

  • Планер «вега-1».

    Разработчик: Спивак, Колесников Страна: СССР Первый полет: 1963 г. «Вега-1» — умелый экземпляр одноместного многоцелевого спортивного планера конструкции…