Планер «летува» лак-9.

      Комментарии к записи Планер «летува» лак-9. отключены

Разработчик: К.Гячас
Страна: СССР
Первый полет: 1976 г.

Одноместный, рекордный планер открытого класса. Первый коммунистический серийный пластмассовый планер. Серийная модификация планера была создана ведущим конструктором К.Гячасом. В первый раз планер ЛАК-9 взлетел под управлением В.Шлюмбы 12 мая 1976 года. Строился планер на ЭЗСА.

Было выпущено 8 экземпляров планера. Во второй половине 70-ых годов двадцатого века планер принимал участие в чемпионате мира в Финляндии.

Планер ЛАК-9 всецело удовлетворял требованиям ФАИ как планер открытого класса. Высокие летные эти (Кmax=48) достигались за счет применения крыла громадного удлинения с современным совершенной формой и ламинарным профилем фюзеляжа.

Конструкция планера была выполнена цельнопластмассовой, крыло — однолонжеронного типа с разъемом по оси симметрии. Сечение крыла складывалось из двух лонжеронов и кессонов коробчатого типа. Несущие полки были выполнены из эпоксидной смолы, армированной ориентированным стекловолокном в одном направлении. Несущие стены — трехслойной конструкции: 8-мм пенопласт (средний слой) обклеен с каждой стороны одним слоем стеклоткани.

Обшивка крыла трехслойная. Она складывалась из двух узких слоев стеклоткани, между которыми был расположен слой заполнителя — пенопласта. Вся оболочка крыла была склеена из двух половин — верхней и нижней. В корне крыла вклеена нервюра из авиационной фанеры.

В переднем кессоне помещалась балластная камера, задний кессон прикрывала запасной стена — лонжерон, к которой крепились узлы элерона и подвески закрылка.

Фюзеляж — цельнопластмассовый, типа монокок. Форма сечения круглая, суживающаяся кверху. Фюзеляж имел центроплан, а его задняя часть переходила в киль.

Трехслойная оболочка фюзеляжа была склеена из двух половин с вертикальным швом. Кабина с полулежащим пилотом была закрыта громадным, легкосъемным фонарем из органического стекла, вписывавшимся в обводы фюзеляжа.
На планере было установлено всецело убирающееся тормозное колесо с амортизатором. В задней части фюзеляжа размешалась хвостовая пята.

В качестве горизонтального оперения на планере ЛАК-9 был применен цельноповоротный стабилизатор пластмассовой конструкции, что крепился к килю на высоте одной трети киля. Вертикальное оперение состояло деревянного руля и цельнопластмассового киля направления.

Управление элеронами, закрылками, цельноповоротным стабилизатором, воздушными тормозами и рулём направления осуществлялось посредством совокупностей твёрдых тяг, качалок, подвесок и муфт.

Для повышения удельной нагрузки на несущую поверхность крыла с целью повышения оптимальных скоростей полета в благоприятных метеорологических условиях на планере имелась совокупность водобаласта (100 кг), расположенная в переднем кессоне крыла. Слив воды производился за борт через шахту шасси.

ЛТХ:

Протяженность, м: 7,27
Размах крыла, м: 20,02
Площадь крыла, м2: 15,0
Удлинение: 26,7
Масса, кг: 410
Удельная нагрузка, кг/м2
-без балласта: 32
-с балластом: 39
Макс. аэродинамическое уровень качества
-без балласта: 46
-с балластом: 47
Удачнейшая скорость, км/ч
-без балласта: 93
-с балластом: 103
Экономическая скорость, км/ч
-без балласта: 80
-с балластом: 89
Мин. скорость понижения, м/с
-без балласта: 0,51
-с балластом: 0,59.

Планер «летува» лак-9.

Планер «Летува» ЛАК-9. Аэропорт Пахомово.

Планер «Летува» ЛАК-9M. Музей ВВС Монино.

Планер «Летува» ЛАК-9M. Музей ВВС Монино.

«Летува» ЛАК-9. Схема.

.

.

Перечень источников:
А.П.Красильщиков. Планеры СССР.
Фотоархив www.aeroclub.msk.ru
Фотоархив сайта russianplanes.net

Планер БРО-11МС (подлёты)

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:

  • Планер «летува» лак-12.

    Разработчик: К.Гячас Страна: СССР Первый полет: 1979 г. Одноместный, рекордный планер открытого класса пластмассовой конструкции по схеме являлся…

  • Экспериментальный планер маи-63.

    Разработчик: МАИ Страна: СССР Первый полет: 1964 г. Во второй половине 50-ых годов двадцатого века студенты самолетостроительного факультета А.Кривомлин,…

  • Планер а-15.

    Разработчик: ОКБ Антонова Страна: СССР Первый полет: 1959 г. Планер-паритель А-15 создан в конструкторском коллективе, возглавляемом главным…

  • Экспериментальные планеры «дископлан-1, -2».

    Разработчик: Суханов Страна: СССР Первый полет: 1950 г. Высоко в небе, на фоне замечательного кучевого облака, показался необычный предмет. Из-за…

  • Планер а-1.

    Разработчик: ОКБ Антонова Страна: СССР Первый полет: 1939 г. Планер А-1 (Ус-4, т.е. «учебный, серии 4») являлся распространенным учебным планером. Кроме…

  • Планер а-11.

    Разработчик: ОКБ Антонова Страна: СССР Первый полет: 1957 г. А-11 — одноместный цельнометаллический рекордный планер-паритель конструкции О.К.Антонова….