Планер каи-12 «приморец».

      Комментарии к записи Планер каи-12 «приморец». отключены

Разработчик: КАИ
Страна: СССР
Первый полет: 1956 г.

Планер КАИ-12 «Приморец» — двухместный, цельнометаллической конструкции, рекомендован для тренировок и обучения планеристов в парящем полете, был создан и начал строиться предположительно во второй половине 50-ых годов двадцатого века. Начал поступать в планёрные станции и планёрные клубы во второй половине 50-ых годов двадцатого века. Планер был создан на базе Чехословацкого планера «Пионер», но в отличие от него имел цельнометаллическую конструкцию. Введение в эксплуатацию этого планера в то время принесло планерному спорту свежую струю.

Планер КАИ-12 «Приморец» имеет девятикратный запас прочности и предназначался для обучения планеристов полетам с автостарта, на буксире за самолетом и исполнения фигур пилотажа.

На планере разрешается делать:
-спирали с креном 30° и 50°;
-обычный штопор (один виток в любую сторону).

В течение нескольких лет на планере был установлен последовательность рекордов, вот кое-какие из них: 22 июля 1959 года, брянский планерист М.Симонов, пролетел по прямой 437 км, в том же месяце, спортсмен Днепропетровского аэроклуба, выпарил на этом планере на высоту 4920 м, установив тем самым республиканский рекорд.

Крыло — постоянной ширины и постоянного профиля по размаху, по финишам закруглено. Профиль «NACA-43012». Схема крепления крыла подкосная, левое и правое полукрылья подвешены шарнирно.

Каркас каждого полукрыла собран из вспомогательного косого и лонжерона лонжерона, из продольной стены в месте подвески элерона, 22 нервюр, 21 промежуточного носка, задней кромки и законцовок крыла. Обшивка лобовой части и все подробности крыла — из узкого дюралюминия. У каждого полукрыла имеется железный подкос из труб каплеобразного сечения с контрподкосом.

Элероны типа «ФРАЙЗ» с осевой аэродинамической компенсацией, подвешены любой в трех точках к крылу. Тормозные щитки — «интерцепторы» установлены на верхней и нижней поверхностях крыла и отклоняются на 90°, верхний — против потока, нижний — по потоку. Подкосы крыла выполнены из металлической трубы обтекаемого сечения 68 х 29 мм, контрподкосы из трубок диаметром 14 мм. Обшивка крыла в хвостовой части и обшивка элерона — полотняная.

Лобик элерона до лонжерона зашит узким дюралюминием.

Фюзеляж сварен из металлических труб, образующих продольные элементы — лонжероны, поперечные — шпангоуты (14 штук) и между ними — диагональные раскосы. Полотняная обшивка, укрепленная сверху стрингеров, наряду с этим образует обтекаемую форму фюзеляжа. Обшивка каркаса фюзеляжа по большей части полотняная. Носовой кок фюзеляжа выколочен из страницы АМцА.

Верхняя передняя часть фюзеляжа между фонарём и коком зашита листовым дюралюминием. Фонарь кабины собран из металлических трубок с лентами-окантовками и зашит плексигласом. Цилиндрическая часть фонаря — откидная в правую сторону.

Она подвешена на правом верхнем лонжероне фюзеляжа. С левой стороны откидной части размещены две сдвижные форточки — для задней кабин и передней. Приборная доска передней кабины снабжена указателями скорости, высоты, поворотов, компасом, вариометром и часами.

Приборная доска задней кабины находится в ее правой части; она снабжена указателями скорости, высоты и вариометром.

Трубка Вентури для приведения в воздействие указателя поворота размещена на правом борту фюзеляжа перед фонарем. Указатели скорости, высоты и вариометры трудятся от трубки Пито, размещенной в середине фюзеляжа, сверху, сразу же за носовым коком, на особой обтекаемой стойке. В кабине имеется двойное управление. руль и Элероны высоты управляются ручкой. Проводка управления рулем высоты — тросовая.

Проводка управления элеронами — твёрдая в фюзеляже и до торцевых нервюр крыла, а в крыле — тросовая. Управление рулем направления производится от качающихся педалей с нижней осью вращения, проводка от них к рулю тросовая. Управление триммером руля высоты осуществляется рукояткой секторов, размещенных на левом борту в обеих кабинах.

С левого же борта в кабинах размещены на трубке рукоятки управления тормозными щитками. На планере имеются носовой и бортовой буксирные замки; в большинстве случаев при взлете планера на автолебедке употребляется бортовой, при буксировке за самолетом — носовой замок. Оба замка управляются в один момент из задней кабин и передней.

Шасси планера — колесно-лыжное, складывается из одного колеса, костыля и лыжи. Колесо — баллонного типа, размером 400х150 — укреплено на небольшой сварной ферме, соединенной с фюзеляжем шарнирно и имеющей шнуровую резиновую амортизацию. Лыжа, склеенная из ясеневых планок, крепится шарнирно в передней части к первому шпангоуту фюзеляжа и потом по длине имеет две амортизирующие прокладки из резиновых пластин.

Костыль с рессорной амортизацией собран из четырех металлических пластин и крепится к нижнему лонжерону фюзеляжа.

Оперение — свободнонесущее. Стабилизатор — неразъемный, постоянной ширины, с неизменным симметричным профилем «NACA-0010», собран из двух лонжеронов, 14 нервюр и двух законцовок. Обшивка стабилизатора дюралюминиевая, усилена изнутри стрингерами, идущими на протяжении размаха.

Руль высоты собран из двух частей. В месте их соединения находится кабанчик, который связан с проводкой управления. Подвеска руля на трех шарнирах: центральном — в месте крепления кабанчика, и двух крайних — в местах подхода к концевым нервюрам стабилизатора. Руль высоты собран из лонжеронов, 12 нервюр, носового лобика и задней «кромки». Обшивка руля высоты полотняная. На задней кромке руля высоты укреплены триммеры.

Левый, регулируемый в полете триммер имеет шарнирную подвеску.

Вертикальное оперение складывается из киля с рулем направления. Киль имеет лонжерон, воображающий собой часть хвостового шпангоута фюзеляжа, и носок из дюралюминия. стабилизатор и Этот носок соединены съемным обтекателем. Руль направления снабжен роговой компенсацией, собран он из лонжерона, 5 нервюр, обода и законцовки.

Руль подвешен ц двух точках к килю, нижний узел подвески объединен с кабанчиком руля направления. Обшивка лобика руля направления — узкий дюралюминий, а всего руля — полотно.

Окраска большинства планеров «Приморец» по большей части зеленая, за исключением нижней части руля и фюзеляжа направления, каковые окрашены в светло синий цвет. Колесо — серое, лыжа — тёмная. Надписи нанесены красной краской.

ЛТХ:

Модификация: КАИ-12 «Приморец»
Размах крыла, м: 13,42
Протяженность, м: 7,77
Высота, м
Удлинение: 8,90
Площадь крыла, м2: 20,20
Масса, кг
-безлюдного: 253
-полетная: 433
Макс. аэродинамическое уровень качества: 18,5
Макс. скорость на буксире, км/ч: 140
Макс. скорость в пикировании, км/ч: 180
Минимальная скорость, км/ч: 60
Посадочная скорость, км/ч: 55-58
Экипаж, чел: 2.

Планер каи-12 «приморец».

Учебно-тренировочный планер КАИ-12 «Приморец».

Планер КАИ-12 «Приморец».

Планер КАИ-12 «Приморец».

Взлёт аэропоезда. Буксировщик планер-12 и як КАИ-12.

Планер КАИ-12 на зимнем аэропорте.

Планер КАИ-12 на зимнем аэропорте.

Планер КАИ-12. Аэропорт Дубровицы. 1959 г.

Планер КАИ-12. Аэропорт Дубровицы. 1959 г.

Планер КАИ-12.

Планер КАИ-12.

Планер КАИ-12 в полете.

Кабина планера КАИ-12.

КАИ-12. Рисунок.

КАИ-12. Чертеж.

КАИ-12. Схема 1.

КАИ-12. Схема 2.

.

.

Перечень источников:
А.П.Красильщиков. Планера СССР.
Б.Н.Шереметьев. Планеры. 1959 г.
Моделист-Конструктор. Игорь Костенко. КАИ-12 «ПРИМОРЕЦ».
Кирилл Сорокин. КАИ-12 «Приморец».
www.aeroclub.msk.ru

Приморец

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:

  • Планер бро-12.

    Разработчик: Ошкинис Страна: СССР Первый полет: 1957 г. В летном пути спортсмена-планериста имеются два этапа: первый — процесс обучения, второй —…

  • Планер паи-6.

    Разработчик: Пьецух Страна: СССР Первый полет: 1949 г. Планер ПАИ-6 конструкции А.И.Пьецуха был выстроен и прошел опробования во второй половине 40-ых…

  • Планер бк-4 «каунас».

    Разработчик: Карвялис Страна: СССР Первый полет: 1957 г. Во второй половине 50-ых годов XX века в мастерских Каунасской планерной станции была закончена…

  • Планер а-11.

    Разработчик: ОКБ Антонова Страна: СССР Первый полет: 1957 г. А-11 — одноместный цельнометаллический рекордный планер-паритель конструкции О.К.Антонова….

  • Планер а-15.

    Разработчик: ОКБ Антонова Страна: СССР Первый полет: 1959 г. Планер-паритель А-15 создан в конструкторском коллективе, возглавляемом главным…

  • Экспериментальный планер маи-68.

    Разработчик: МАИ Страна: СССР Первый полет: 1970 г. Предстоящим развитием схемы «летающее крыло», предложенной А.И.Пьецухом, стал планер схемы…