Планер бро-9.

Разработчик: Ошкинис
Страна: СССР
Первый полет: 1953 г.

В первой половине 50-ых годов XX века были совершены летные опробования нового учебного планера БРО-9 конструкции Б.И.Ошкиниса. Опробования продемонстрировали, что планер владеет хорошими управляемостью и устойчивостью и более высоким аэродинамическим качеством, чем планер А-1. Планер легко планирует и разбирается и удобен для перевозки.

По схеме планер сходен с планером А-1 и есть двухподкосным высокопланом с расчаленными лыжей и оперением и хвостовой балкой подкосного типа. По габаритам БРО-9 меньше планера А-1. Планер имеет колесное шасси и посадочную лыжу .

Конструкция планера полностью древесная, с маленьким числом железных узлов. Как и у прошлых планеров, функции фюзеляжа делают хвостовая балка и гондола. Каркас гондолы складывается из двух балок основания, пяти шпангоутов, верхнего и нижнего лонжеронных поясов, верхней балки, раскоса, носовой крышки, доски для устройств, пола, бобышек, реек, книц и накладок.

Балки основания расположены под пилотской кабиной на протяжении всего фюзеляжа. Они являются две сосновые доски, оклеенные с обеих сторон 1-мм фанерой.

Пол кабины закреплен на балках, шпангоутах и на нижнем лонжеронном поясе гондолы. Сиденье пилота съемное, полностью древесное. Ремни обхватывают плечи и пояс пилота и соединяются спереди на поясе у пилота совместно методом надевания левого поясного ремня и обоих плечевых ремней на конусный штырь.

Хвостовая балка БРО-9 выполнена за одно целое с килем и похожа на балку планера А-1, но не имеет шарнирного соединения с фермой фюзеляжа.

Крыло складывается из двух половин, укрепленных в двух точках к верхней балке гондолы. Крыло в плане в средней части прямоугольное, к финишам легко суживается, заканчиваясь маленьким закруглением. Профиль крыла NACA 4312 однообразен по всему размаху.

Крыло имеет отрицательную закрутку — 3°, т.е. угол атаки концевых нервюр на 3° меньше угла атаки нервюр у корня крыла. На верхней поверхности крыла имеются скобки для крепления съемной тормозной рейки, которая помогает для ухудшения понижения и аэродинамического качества планёра его летучести. Последнее нужно при обучении пробежкам.

Элероны — щелевого типа. Стабилизатор установлен впереди киля на хвостовой балке. рули и Стабилизатор, так же как и крыло, лакируют масляным лаком, обтягивают мадаполамом и покрывают аэролаками.

Для взлета, перевозки и посадки планер БРО-9 снабжен лыжей и колесом. Колесо полубаллонного типа размером 300 х 25 мм укреплено на двух кронштейнах между балками основания гондолы.

Ручное управление тросовое. Пост ручного управления складывается из ручки, укрепленной шарнирно на кронштейне вала, что вращается в двух подшипниках. Ножное управление складывается из проводки и педалей.

На приборной доске расположены следующие устройства (слева направо): высотомер, вариометр и указатель скорости. Датчиком для этих устройств есть приемник воздушного давления, укрепленный посредством хомута на древесной стойке носовой части кабины. Проводка от датчиков к устройствам выполнена из алюминиевых трубок и дюритовых шлангов.

Планер БРО-9, так же как и планер А-1, пригоден как для начального обучения, так и для обучения парящим полетам над склонами в потоках обтекания. При сравнении главных данных обоих планеров видно, что планер БРО-9 имеет меньшие габариты и более высокое аэродинамическое уровень качества, не обращая внимания на очень малое (для планеров) удлинение (5,7).Увеличение аэродинамического качества разъясняется лучшей формой крыла в плане, прекрасно выдержанным профилем с высоким коэффициентом подъемной силы и меньшим лобовым сопротивлением за счет сокращения числа подкосов, наличием более обтекаемой кабины и малыми размерами оперения.

БРО-9 при посадке имел склонность к капотированию, т.е. к резкому опусканию носа с предстоящим переваливанием на хвост. В таких случаях бывали поломки руля направления. Обстоятельством капотирования являлось, по-видимому, размещение колеса, через чур удаленного назад относительно центра тяжести планера. Обучение на планере БРО-9 (особенно начальное) было сложнее, чем обучение на планере А-1, из-за «повышенных скоростей полета и более чутких рулей (особенно элеронов).

Ремонт планера был тяжелее, чем у планера А-1, из-за сложности восстановления поломанной кабины. Конструкция планера БРО-9 не была «доведена», так как мастерские ДОСААФ в первой половине 50-ых годов XX века перешли на изготовление нового учебного планера БРО-11.

ЛТХ:

Модификация: БРО-9
Размах крыла, м: 8,75
Протяженность, м: 5,60
Высота, м: 1,56
Площадь крыла, м2: 13,45
Масса, кг
-безлюдного: 92
-обычная полетная: 164
Крейсерская скорость, км/ч: 66
Макс. аэродинамическое уровень качества: 14,3
Скорость МАК, км/ч: —
Минимальное понижение, м/с: 1,16
Посадочная скорость, км/ч: 42
Экипаж, чел: 1.

Планер бро-9.

Планер БРО-9.

Планер БРО-9.

Планер БРО-9. Зимний старт.

Планер БРО-9.

Планеры БРО-9.

Кабина БРО-9.

Кабина БРО-9.

Хвостовое оперение планера БРО-9.

Планер БРО-9 в полёте.

БРО-9 (прототип). Рисунок.

БРО-9 (серийный). Рисунок.

БРО-9. Схема 1.

БРО-9. Схема 2.

БРО-9. Схема 3.

.

.

Перечень источников:
А.П.Красильщиков. Планера СССР.
Б.Н.Шереметев. Планеры.
Фотоархив www.aeroclub.msk.ru

БРО 11М Мочище 2013

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:

  • Планер «коктебель».

    Разработчик: С.П.Королев, С.Н.Люшин Страна: СССР Первый полет: 1929 г. Планер «Коктебель» создан С.П.Королевым совместно с С.Н.Люшиным, выстроен во…

  • Экспериментальный планер маи-68.

    Разработчик: МАИ Страна: СССР Первый полет: 1970 г. Предстоящим развитием схемы «летающее крыло», предложенной А.И.Пьецухом, стал планер схемы…

  • Планер «рот фронт-7» (рф-7).

    Разработчик: О.К.Антонов Страна: СССР Первый полет: 1938 г. «Рот Фронт-7» — одноместный рекордный паритель конструкции О.К.Антонова. Выстроен во второй…

  • Планер ока-6 «город ленина».

    Разработчик: О.К.Антонов Страна: СССР Первый полет: 1930 г. Одноместный рекордный планер-паритель конструкции О.К.Антонова был выстроен в Ленинграде в…

  • Десантно-грузовой планер ил-32.

    Разработчик: ОКБ Ильюшина Страна: СССР Первый полет: 1948 г. Десантно-грузовые планеры у нас создавались еще до ВОВ. В первой половине 40-ых годов XX…

  • Планер бро-а-7.

    Разработчик: Ошкинис Страна: СССР Первый полет: 1980 г. Планер БРО-А-7 был создан в следствии творческого содружества Б.И.Ошкиниса, В.С.Мирошника и…