Планер бро-12.

      Комментарии к записи Планер бро-12. отключены

Разработчик: Ошкинис
Страна: СССР
Первый полет: 1957 г.

В летном пути спортсмена-планериста имеются два этапа: первый — процесс обучения, второй — совершенствование спортивного мастерства. На начальной стадии планерист получает навыки управления, на втором — овладевает мастерством применять собственный планер и воздушную среду для безмоторного полета на дальность, высоту либо для полета на скорость по определенному маршруту.

Разнообразие летных упражнений на этом этапе, различная методика тренировок и обучения, эксплуатации планёров производства и местные условия полётов и ряд других факторов требуют наличия целого комплекта планеров самых разных назначений.

Согласно нашей точке зрения, планеристам ДОСААФ нужны, как минимум, следующие типы планеров: одноместные и двухместные кружковые, такие же для учебных организаций, легкие парители, парители, — международного стандартного класса, тренировочные для полетов на акробатические планёры и дальность. Для отдельных коллективов либо рекордных групп нужно иметь рекордные планеры для полетов на дальность и особые рекордные планеры для полетов на громадную высоту.

Видное место в гаком комплекте планеров должны занимать легкие парители. Что это за планеры, каким тактическим требованиям обязана отвечать их конструкция? Выяснить эти требования обязаны методисты, учитывая уровень развития отечественного планеризма на данный момент и в ярком будущем.

На отечественный взор, легкий паритель есть переходным типом планера. Он нужен для личной тренировки молодых, еще не хватает умелых пилотов по окончании окончания обучения их на одноместных либо двухместных планерах в учебных организациях и кружках. На нем возможно тренироваться в полетах на длительность, на ограниченную дальность и высоту с целью усовершенствования техники практического изучения и пилотирования воздушной среды.

Легкий паритель обязан вольно запускаться с автостарта средней мощности на высоту, снабжающую переход в терминеские потоки. Его нужно делать несложным во всех отношениях, недорогим, дешёвым для планерных кружков либо самодеятельных планерных станций.

Исходя из таких главных требований, создатель данной статьи и создал новую конструкцию легкого парителя БРО-12. Первый опытный образец этого планера выстроен коллективом Каунасской планерной станции ДОСААФ во второй половине 50-ых годов XX века. Планер облетан, взял одобрение и принят к серийному производству.

Легкий паритель БРО-12 владеет следующими главными показателями: вес безлюдного планера- 137 кг, полетный вес-227 кг, нагрузка- 20 кг/м2, минимальная скорость понижения — не более 0,3 м/сек при скорости планирования 55-60 км/час, большое уровень качества — не ниже 20 при скорости 65-70 км/час.

БРО-12 — одноподкосный высокоплан древесной конструкции. На нем имеется полный набор устройств. Кабина пилота по бокам открыта, сиденье вычислено под парашют ПНЛ-45.

Шасси одноколесное.

Крыло складывается из двух полукрыльев. С целью достижения большого коэффициента подъемной силы (дабы обеспечить большую высоту при запуске с автостарта) применена схема разрезного крыла по всему размаху. элероны и Закрылки подвесного типа.

Так, главное крыло не имеет никаких вырезов, везде сохраняется неискаженный профиль, а по всему размаху — острая, прямолинейная задняя кромка.

Крыло имеет всего один лонжерон. Вместо второго, запасного лонжерона, имеется усиленная задняя кромка. Места крепления подкосов разнесены на расстояние 2 м от оси планера. До крепления подкосов крыло прямое, а финиши — трапецевидные. Главная хорда — 900 мм, а консольная- 300 мм.

Профиль крыла — Гетинген 549 с малым поправкой в задней части снизу. Не обращая внимания на толщину профиля в 13,5%, из-за малой хорды высота лонжерона маленькая и крыло достаточно эластичное.

Лонжерон коробчатого типа. Полки лонжерона склеены из шести реек 5X40 мм. Толщина стенок до 3 мм. В местах большой нагрузки главная коробка лонжерона имеет дополнительные клееные наружные рейки сечением 20 X 40 мм, толщина которых медлено сходит на нет на расстоянии 1 м в сторону корня крыла и 2 м в сторону консоли крыла.

Сечение лонжерона совершенно верно вписывается в профиль, так что по высоте лонжерон занимает всю толщину крыла.

Комплект нервюр одного полукрыла складывается из 4 усиленных и 41 несложной нервюры. Полунервюр нет. Нервюры поставлены через 130-125 мм. Нервюра № 1, у корня крыла, очень усилена, коробчато-ферменного типа, надевается на лонжерон крыла. В месте прохода лонжерона полки нервюры снаружи усилены дополнительными рейками. Все это прекрасно передает крутящий момент крыла на задний узел крепления крыла к фюзеляжу.

Все остальные нервюры прорезаны в месте прохода лонжерона.

Усиленные нервюры №№ 14, 26 и 38 сделаны из 10-мм фанеры; они являются кроме этого кронштейнами подвески элеронов. Простые нервюры таврового сечения. Стены сделаны из 1-мм фанеры, по краям обводка с двух сторон рейками, имеющими сечение 5X5 мм.

Для облегчения в стенках нервюр делаются круглые отверстия. В передней кромке крыла все нервюры соединяются стрингером 10X15 мм.

На консоль крыла надевается особенная нервюра из 10-мм фанеры, которая соединяет последние нервюры консоли крыла и консольного закрылка, и является опорой о почву. Эта нервюра оклеивается кусками пенопласта, что по окончании соответствующей обработки образует сигаровидный консольный обтекатель крыла.

Крыло полностью обшито фанерой толщиной от 1 до 1,5 мм. Слой фанеры размещается под 45° относительно линии лонжерона. Фанера стыкуется на середине лонжерона и, по большей части, на усиленных нервюрах.

малые и Фанерная обшивка пролеты между нервюрами снабжают хорошее выполнение профиля крыла и информируют ему большую прочность на кручение. Вся обшивка крыла оклеена перкалем (клей АК-20). Поверхность покрыта нитрокрасками, отшлифована и отполирована.

Подвесные элементы крыла складываются из шести частей, по три в каждом полукрыле. Первые части длиной 1700 мм являются закрылками и управляются отдельным сектором на левом борту кабины пилота.

Средние части длиной 3200 мм — элероны. Они подключены полудифференциально имеют сообщение с управлением закрылками. Элероны отклоняются вместе с закрылками так, что угол отклонения элерона образовывает 1/3 угла отклонения закрылка.

элероны и Закрылки имеют однообразный профиль, все их нервюры однообразные, лонжероны однообразной и постоянной высоты. Закрутки нет.

Третьи части — консольные закрылки — закреплены без движений. Исходя из этого при работе элеронов профиль на консоли крыла не изменяется и не искажается, а элероны не смогут коснуться почвы. Вся консоль крыла в целом имеет хорошее обтекание, что снабжает затухание вероятных вибраций на громадных скоростях полета.

Консольный закрылок имеет трапецевидную закрутку и форму на 6°.

элероны и Закрылки расположены так, что главный профиль крыла перекрывает закрылки на 50 мм, а ось вращения расположена так, что при отклонении элеронов щель у задней кромки крыла практически не изменяется и образовывает около 15 мм.

Интерцепторов либо воздушных тормозов другого вида на крыле умелого планера нет и так, цельность крыла и профиля всецело сохраняется. Воздушные тормозы установлены на подкосах крыла.

Фюзеляж планера БРО-12 древесной конструкции. Сечение передней части — круглое, хвостовой части — треугольное, с пара выпуклыми боками. Пилона нет. Хвостовая часть фюзеляжа достаточно плоская, а под стабилизатором она переходит в килевую плоскость. Перед шпангоутом № 1 имеется съемная передняя крышка фюзеляжа.

На протяжении всей передней части фюзеляжа снизу до коробки колеса проходит силовая рейка, которая между шпангоутами № 1-5 выступает из неспециализированного круглого сечения кабины и образует жёсткую переднюю лыжу, окованную листовой сталью. На переднем финише лыжи размещен буксировочный замок вместе с крюком для амортизатора.

Между шпангоутами № 3 и № 4 установлены педали особенной, достаточно простой в изготовлении конструкции. В зависимости от роста пилота педали смогут переставляться.

Боковые стены кабины пилота двойные с ровной поверхностью в. До шпангоута № 5 кабина обшита сверху фанерой. Приборная доска съемная, она установлена у шпангоута № 6. На левом борту, у шпангоута № 7, расположены секторы управления механизацией крыла и буксировочными замками.

Между шпангоутами № 6 и № 8 помещено съемное сиденье.

У шпангоута № 8, под сиденьем, поперек кабины проходит трубка, на финишах которой имеются боковые замки для запуска планера с автостарта. Замки сделаны так, что трос сбрасывается машинально, когда угол его приближается к 90°. Поворачиванием соединяющей замки трубки трос возможно отцепить в любую секунду запуска планера.

Шпангоут № 9 есть главным. Он очень усилен, на него снизу надевается сквозной узел для крепления подкосов. На верхней части главного шпангоута устанавливаются узлы для крепления крыльев. В средней части этого шпангоута имеется вырез, что закрывается брезентом.

В полученное так углубление входит верхняя часть парашюта. Немного выше имеются окна, через каковые пропускаются плечевые привязные ремни. Поясные ремни крепятся снизу, на шпангоуте № 8.

Кабина пилота по бокам открыта. Борта кабины низкие, имеют руки пилота и мягкие обводы смогут вольно лежать на них. Съемный фонарь закрывает кабину лишь спереди и сверху. Фонарь предохраняет от задувания, дает хороший обзор вперед и вверх, а обзору вниз, вбок и назад совсем не мешает. При запуске с автостарта наличие троса в боковых замках возможно проверить визуально либо рукой.

Фонарь складывается из листового плексита и деревянной рамки либо целлулоида толщиной 2-2,5 мм. Имеется устройство для аварийного сброса фонаря.

Коробка колеса устроена между шпангоутами № 9 и № 10. Размеры колеса 255 х 110 мм.

Шпангоут № 11 кроме этого усилен — это нужно для стыковки с задней кромкой крыла. Сверху, между шпангоутами № 9 и № 11, фюзеляж не закрыт в том месте имеются лишь силовые раскосы з горизонтальной плоскости. В данной части фюзеляжа монтируются практически все агрегаты управления элеронами и закрьлками. Они легко доступны для осмотра через съемную крышку центроплана.

В том месте же имеется и коробка для барографа.

Силовая часть фюзеляжа складывается из горизонтальной силовой фермы, комплекта легких фанерной обшивки и шпангоутов. Шпангоуты №№ 12-20 имеют V-образную форму с пара крутыми боками. Это фанерные раскройки толщиной 1,5 мм, наружные края которых обведены с двух сторон рейками 6 х 6 мм.

Шпангоуты № 21 и № 22 усилены, на них ставится и крепится стабилизатор. Кроме этого, на шпангоуте № 22 установлены еще трехплечая качалка для управления рулем высоты и направляющие ролики тросов руля направления.

На шпангоуте № 24 имеются шарниры руля направления.

Ферма строится раздельно, на ней позже устанавливаются шпангоуты. Нижние углы шпангоутов соединяются замечательной рейкой треугольного сечения. Бока фюзеляжа между шпангоутами № 11-19 обшиваются 1,5-мм фанерой, а за шпангоутом № 19 — 2-мм фанерой.

Снизу, у последнего шпангоута, установлен костыль рессорного типа.

Сверху хвостовая часть фюзеляжа закрывается 1-мм фанерой. Это делается в последнюю очередь, по окончании устройства проводки и внутренней окраски управления.

Стабилизатор свободнонесущий. Он складывается из лонжерона, 24 стрингера и нервюр передней кромки. Стабилизатор полностью обшит 1-мм фанерой.

К фюзеляжу стабилизатор крепится в трех точках с применением особенной схемы стыковки и контровки.

Руль высоты обтянут полотном и складывается из лонжерона, 14 передней и нервюр жёсткой кромки круглого сечения. Площадь руля высоты образовывает 45% от площади всего горизонтального оперения. Руль высоты имеет четыре шарнира (два в середине и по одному на каждой консоли).

Имеется весовой балансир, установленный на трехплечей качалке управления.

Руль направления складывается из лонжерона, комплекта нервюр и компенсаторе. Руль обтянут полотном и подвешен на двух шарнирах. Кабанчик дюралевый. (На протяжении серийного выпуска форма руля направления была поменяна — прим. редактора).

Размах планера 12 м; протяженность 5,9 м. площадь крыла 11,3 м2; удлинение 12,7.

Так, в отличие от общеизвестных типов крыло нового планера БРО-12 имеет целую продольную щель, которая образуется задней подвесными элеронами и кромкой плоскости и закрылками. Методом для того чтобы размещения элементов плоскости достигается изменение профиля крыла в полете. Именно поэтому планер способен сохранять собственный большое уровень качества на разных скоростях.

При запуске с автостарта он набираем громадную высоту, с которой легко переходит в термические потоки.

Планер БРО-12 вычислен для исполнения комплекса упражнений по нормам 2-го и 1-го спортивных разрядов.

На заводских опробованиях он легко взлетал с амортизатора, весьма устойчиво вел себя на буксире за самолетом и при запуске с автостарта. В свободном полете эффективность всех рулей достаточна и нормально координирована. Планер был весьма летучим.

Уже накопленный опыт полетов на планере БРО-12 свидетельствует, что закрылки выгодно поднимать из нейтрального положения на скоростях более чем 80-90 км/час, а на режиме минимальных скоростей — опускать. Очень заметный эффект механизация крыла дает при запуске с автостарта. При помощи лебедки Назарова планер набирает высоту до 550 м, а с применением механизации крыла — более 700 м.

По итогам умелой эксплуатации планера в конструкцию будут внесены еще кое-какие трансформации. Введение в строй нового легкого парителя окажет помощь предстоящему массовому формированию советского планеризма.

ЛТХ:

Модификация: БРО-12
Размах крыла, м: 12,00
Протяженность, м: 5,90
Высота, м: 1,50
Площадь крыла, м2: 11,30
Масса, кг
-безлюдного: 137
-обычная полетная: 227
Крейсерская скорость, км/ч: 60
Макс. аэродинамическое уровень качества: 20
Минимальное понижение, м/с: 0,80
Посадочная скорость, км/ч: 45
Экипаж, чел: 1.

Планер бро-12.

Легкий планер-паритель БРО-12.

Легкий планер-паритель БРО-12.

Легкий планер-паритель БРО-12.

Легкий планер-паритель БРО-12.

Легкий планер-паритель БРО-12.

Легкий планер-паритель БРО-12.

Планер БРО-12 перед взлетом на буксире за самолетом-буксировщиком Як-12.

Планер БРО-12 на зимнем аэропорте.

Планер БРО-12 на зимнем аэропорте.

Взлет планера БРО-12 на лебедке.

Планер Бро-12 заходит на посадку.

Планер Бро-12 заходит на посадку.

Сборка планера БРО-12.

Планерист в кабине БРО-12.

Планерист в кабине БРО-12.

Приборная панель БРО-12.

Хвостовое оперение БРО-12.

Транспортировка разобранного планера БРО-12.

Транспортировка разобранного планера БРО-12.

БРО-12. Схема 1.

БРО-12. Схема 2.

.

.

Перечень источников:
А.П.Красильщиков. Планера СССР.
Б.Н.Шереметев. Планеры.
Моделист-Конструктор. Б.Ошкинис. Легкий паритель БРО-12.

Токарь 12 уровня — ролики для планера БРО-11

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:

  • Планер каи-12 «приморец».

    Разработчик: КАИ Страна: СССР Первый полет: 1956 г. Планер КАИ-12 «Приморец» — двухместный, цельнометаллической конструкции, рекомендован для тренировок…

  • Планер а-15.

    Разработчик: ОКБ Антонова Страна: СССР Первый полет: 1959 г. Планер-паритель А-15 создан в конструкторском коллективе, возглавляемом главным…

  • Планер бк-4 «каунас».

    Разработчик: Карвялис Страна: СССР Первый полет: 1957 г. Во второй половине 50-ых годов XX века в мастерских Каунасской планерной станции была закончена…

  • Планеры серии «рот фронт» (ока-17 «рф-1»; ока-18 «рф-2»; ока-19 «рф-3»; ока-20 «рф-4»).

    Разработчик: О.К.Антонов Страна: СССР Год постройки: 1933 г. Постройка серии четырёх вариантов планеров «Рот Фронт» преследовала цель вместо многих…

  • Планер а-11.

    Разработчик: ОКБ Антонова Страна: СССР Первый полет: 1957 г. А-11 — одноместный цельнометаллический рекордный планер-паритель конструкции О.К.Антонова….

  • Модель радиоуправляемого планера «ризер»

    (часть-2) Модель радиоуправляемого планера часть-1 Модель радиоуправляемого планера часть-2 Следующим этапом стало оперение. Оно, как и крыло,…