Планер бро-11м «зилэ».

      Комментарии к записи Планер бро-11м «зилэ». отключены

Планер бро-11м «зилэ».

Разработчик: Ошкинис
Страна: СССР
Первый полет: 1969 г.

Долгая эксплуатация планеров начального обучения, созданных конструктором Б.Ошкинисом, разрешила распознать их особенности и недочёты, каковые были весьма полно учтены при проектировании БРО-11М «Зилэ».

Крыло планера Бро-11М имеет весьма несложную и обычную для планеров конструкцию, которая возможно забрана за базу при постройке и самостоятельном проектировании схожих по назначению летательных аппаратов. Это подтверждается не только работами самого Б.Ошкиниса, создавшего пара вариантов планера как раз с этим крылом, но и многих любителей, строивших разные планеры и мотопланеры. Само собой разумеется, в каждом отдельном случае должны быть учтены требования прочности: крыло, о котором идет обращение в данной статье, вычислено лишь на эксплуатацию в ЮПШ (полеты посредством лебедки ПЛМ-6) и при установки на какой-либо второй летательный аппарат (к примеру, мотопланер) требует соответствующего усиления.

Крыло БРО-11М складывается из двух симметричных половин (правой и левой), выполненных из фанеры и дерева, каковые крепятся к ферме фюзеляжа за задний стрингер и корень лонжерона. Каждое полукрыло фиксируется подкосом, укрепленным верхним финишем к средней части лонжерона, а нижним — к ферме фюзеляжа.

Комплект каждого полукрыла складывается из коробчатого лонжерона, 17 нервюр, переднего и заднего стрингеров концевой дуги, фанерной обшивки, бобышек и книц. Железные узлы устанавливаются на каркас крыла частично до его сборки (на нервюрах и лонжероне), остальные монтируются на собранном каркасе. На рисунке 3 продемонстрирован задний узел крыла и замок хвостовика расчалок.

Оба эти узла ставятся по окончании сборки крыла на заднем стрингере. Задний узел крепится двумя болтами 6 х 32 с гайками и шайбами М6. Место крепления улучшается ясеневой рейкой и фанерными накладками 8 х 34 х 104 мм. Замок расчалок укреплен тремя металлическими пистонами O4-6 мм.

Откидной крючок замка (52) вращается на болте М6, опиленном и укрепленном между двумя шайбами 3-5-16 мм. Замок контрится валиком 6 х 16 мм, в нижний финиш которого засунута булавка.

Лонжерон крыла (№ 11, 1976 г.) складывается из двух целых сосновых полок сечением 10 х 20 мм, усиленных подклейками из реек сечением 10 х 10 мм, трех бобышек, четырнадцати стоек и двух концевых реек. Лонжерон по окончании сборки шепетильно выстругивается фуганком и оклеивается с двух сторон фанерой толщиной 1 мм. Направление волокон «рубахи» продемонстрировано на рисунке.

Корневая часть лонжерона в месте установки узла крепления к фюзеляжу усилена фанерными наклейками 1 х 65 х 24 мм. Узел складывается из двух пластин Д16Т толщиной 1,5 мм, стянутых пистонами из трубы марки 20А O8 — 10 мм. В средней части лонжерон улучшается рейками 5 х 12 х 135 мм, наклеенными на обе полки, и фанерными накладками размера 1 х 135 х 54 мм.

В этом месте, между нервюрами № 9 и № 10, установлен узел крепления подкоса крыла. Узел сваривается из металлической пластины, двух втулки и шеек.

Стыковой и подкосный узлы крепятся болтами М5 х 21 с корончатыми гайками и шайбами. Валик помогает для стыковки крыла с фюзеляжем.

Профили крыла и элерона будут продемонстрированы в таблице ординат, что облегчает их вычерчивание в натуральную величину. Как крыло, так и элерон имеют хорошую закрутку порядка + 2°, которая делается чтобы повысить эффективность крыла на громадных углах атаки (срыв потока наступает сперва в средней части крыла). Нужная закрутка получается методом маленького изгиба лонжерона в стапеле, перед обшивкой лобовой части крыла фанерой.

По окончании обшивки крыло сохраняет нужную закрутку.

Все нервюры имеют однообразный профиль и хорду, но неодинаковы по конструкции. Так, нервюры №№ 2-9 и 11-14 -двутаврового сечения, собираются на клею и гвоздях из четырех реек сечением 5 х 5 мм, двух фанерной стенки и бобышек толщиной 1 мм с отверстиями (для облегчения). Корневая нервюра имеет усиленную конструкцию (коробчатое сечение).

Полки склеиваются из реек 5х12 мм. Стойки, прилегающие к отверстиям для лонжерона, имеют сечение 10 х 12 мм, остальные стойки и раскосы — 5 х 12 мм. В стенках передней части нервюры вырезаются отверстия для вентиляции.

Усиленные нервюры №№ 10 и 15 сходны по конструкции с нервюрой № 1 и имеют те же сечения реек.

К хвостовику нервюры No. 10 подклеена снизу бобышка размером 14 х 52 х 185 мм. бобышка и хвостовик обклеены с двух сторон фанерой 94 х 210 х 1,5 мм, поверх которой наклеены две рейки 8 х 10 х 185 мм. К бобышке крепится на трех болтах М5 кронштейн для элерона, вырезанный из дюраля Д16Т толщиной 3 мм.

В ушке кронштейна вклепана металлическая втулка внутренним диаметром 6-8 мм. хвостовик нервюры № 16 имеет подобную конструкцию, лишь бобышка помогает для предохранения финиша крыла от ударов о почву.

Элероны — подвесного типа, другими словами они не врезаны в крыло, как в большинстве случаев принято, а подвешены под крылом на двух точках. Один шарнир расположен на ферме фюзеляжа, второй — на кронштейне нервюры № 10. Необыкновенным есть громадной размах элеронов, практически равный размаху крыла.

Этим достигнута их высокая эффективность в сочетании с простотой обслуживания и изготовления.

Каркас элерона складывается из лонжерона, 16 однообразных нервюр, переднего и заднего стрингеров, книц и обшивок. Размещение нервюр в комплекте симметрично нервюрам крыла. Лонжероны складываются из сосновой планки сечением 8 х 55 мм, с двусторонними усиливающими фанерными наклейками в трех местах. Усиленная нервюра элерона № 1 складывается из сосновой рейки размером 6 х 55 х 315, оклеенной 1-мм фанерой: с наружной стороны — на всей протяженности, с внутренней — на 122 мм, считая от носка нервюры.

Усиленная нервюра № 10 собрана из двух полок сечением 5 х 7 мм, двух книц в носке с бобышкой между ними, фанерной стены, маленькой кницы на финише, и кницы и бобышки в средней части нервюры для крепления шарнира элерона. Конструкция обычных нервюр такая же, как у нервюры № 10, за исключением того, что средняя бобышка с кницей отсутствуют.

Кабанчик элерона с ухом корневого шарнира изготовляется из дюралюминия толщиной 2 мм. В нижние отверстия O8,1 мм вклепаны втулки из металлической трубки O6-8 мм. Кабанчик крепится к наружной стороне нервюры № 1 тремя болтами 6-20 мм.

Кронштейн элерона укреплен на нервюре № 10 двумя такими же болтами.

Обтяжка каркаса крыла и элеронов тканью очень важная операция, от качества исполнения которой очень зависит аэродинамика планера в целом. Подготовка к обтяжке содержится в тщательной зачистке наждачной бумагой и напильниками поверхности всех подробностей каркаса, на каковые ляжет обтяжка. Наилучший материал — летный перкаль.

В случае если его не удастся купить, возможно применять сатин либо ситец. Нужно создавать обтяжку одним куском ткани либо делать заготовку с минимальным числом швов. Ткань накладывается на каркас, предварительно намазанный клеем.

Для данной цели используется особый летный клей АК-20 либо аэролак первого покрытия — по соответствующей для каждого из них технологии. Нужно следить, дабы ткань была прекрасно прижата ко всем элементам каркаса и равномерно натянута, в особенности принципиально важно добиться ровного прилегания ткани на обтянутом фанерой носике крыла.

По окончании подсыхания клея обтяжка прошивается полностью по нервюрам, как продемонстрировано на рисунке 1, нитками «мокей» особой долгой иглой; швы заклеиваются полосами ткани на эмалите. Это нужно чтобы не допустить вероятное отслоение ткани от каркаса на протяжении эксплуатации планера.

Предстоящая обработка обтяжки содержится в покрытии аэролаком, известным называющиеся «эмалит первого покрытия», для равномерного и придания и сильного натяжения ткани ей водонепроницаемости. Эмалитом крыло покрывается 2-3 раза, с междуслойной обработкой и сушкой небольшой шкуркой для удаления различных соринок и неровностей, попадающих на поверхность на протяжении работы. Наносить эмалит оптимальнее распылителем и лишь в крайнем случае широкой мягкой кистью без нажима на ткань.

Окончательную окраску крыла направляться делать нитрокрасками легких сортов, владеющими высокой укрывистостью (красной, желтой, оранжевой), кроме этого в два-три слоя. Последнее покрытие — бесцветный нитро- либо масляно-смоляной лак — наносится узким слоем, с предстоящей полировкой мелкозернистой восковой автомобильной пастой.

Подкосы крыла изготовляются из сосны. Чтобы не было коробления их склеивают эпоксидным либо казеиновым клеем из двух планок сечением 85х20 мм любая. Планки должны быть прямослойными, без сучков, червоточин и гнили. Нужно подобрать их из прекрасно просушенных, мелкослойных досок (северная сосна).

Склеив заготовку, ее обрабатывают в соответствие с продемонстрированным на рисунке 2 сечением (посредством контршаблонов), концевые части подкосов состругиваются по четырем наклонным плоскостям до получения сечения Г — Г на верхнем финише и А-А — на нижнем. Оклеив эти участки полотняной лентой (либо стеклотканью) на эпоксидной смоле, на них надевают верхний и нижний наконечники, по окончании чего крепят болтами М6. Верхний наконечник подкоса сваривается из двух щечек, закладной пластины и вилки с ушками.

Нижний, более широкий наконечник складывается из двух вкладыша и щёк. Верхним наконечником подкос крепится к ушку, установленному на лонжероне крыла около нервюры № 10, нижним — к узлу передней стойки фермы фюзеляжа 8-мм болтами с корончатыми гайками, каковые по окончании сборки обязательно шплинтуются. От верхнего наконечника подкоса протянуты тросовые расчалки к передней части фермы фюзеляжа и хвостовому оперению. Финиши тросов заплетаются на коуши либо заделываются бронзовой трубкой.

Необходимое натяжение расчалок осуществляется тандерами длиною 100-150 мм, с диаметром резьбы не меньше 5 мм. Тандеры контрятся мягкой проволокой диаметром 1 мм.

Хвостовое оперение складывается из неподвижных подробностей (стабилизатор и киль) и подвижных (руль направления, рули высоты). Киль связан со стабилизатором двумя трубчатыми подкосами, финиши которых заделаны П-образными скобками. Стабилизатор имеет в плане форму треугольника. Каркас его собран из лонжерона, семи нервюр, переднего ребра, четырех книц и 32 бобышек. Лонжерон изготовляется из сосновой рейки сечением 5 х 35 мм, с фанерной наклейкой в средней части для усиления.

К задней стенке лонжерона приклеены четыре рейки сечением 7 х 10 мм. Увеличивая прочность лонжерона, они помогают кроме этого для уменьшения ширины щели между рулём высоты и стабилизатором. Нервюры № 1 (средняя) и косая (№ 5) выполнены из реек целого сечения.

Железный узел, служащий в один момент для навески плоскости и крепления подкоса руля высоты, изготовляется из дюралюминия Д16Т толщиной 2 мм.

Руль поворотов, так же как и плоскости руля высоты, имеет древесный каркас с полотняной обтяжкой. Разработка сборки этих подробностей подобна сборке крыла и элеронов. При покрытии их аэролаком направляться чтобы не было коробления закрепить подробности, к примеру, струбцинами на толстой доске.

Совокупность управления складывается из ручного и ножного управления. Ручное (ручка) связано с рулём и элеронами высоты, ножное — с рулем направления. Изюминкой совокупности есть необыкновенная простота конструкции, сборки, регулировки и разборки.

Все элементы совокупности сгруппированы на ферме фюзеляжа, что весьма комфортно в эксплуатации, при ремонте и профилактических осмотрах.

Применительно к планеру «Зиле» наименование «фюзеляж» — чисто условное. Фюзеляжа как такового нет. Вместо него планер имеет плоскую силовую ферму из сосновых брусков, к которой присоединяется снизу гондола, несущая на себе посадочные приспособления (колесо размером 250х125 и амортизирующие лыжи), сиденье пилота с полуобтекателем и органы управления, справа и слева — консоли крыльев с элеронами, позади — хвостовое оперение.

Стыковка всех этих элементов прекрасно продумана и разрешает скоро собирать и разбирать планер. Гондола является коробку обтекаемой формы, имеющую каркас из сосновых брусков с трудящейся фанерной обшивкой переменной толщины. В средней части гондолы — ниша для колеса. В передней части расположены буксировочный крюк и амортизирующее приспособление в виде железной лыжи, подрессоренной кольцом из плотной резины.

Такая же лыжа установлена в кормовой части гондолы.

хвостовая ферма планирует из сосновых реек сечением 15 х 30 и 20 х 30 мм, склеиваемых на эпоксидной смоле либо клее ВИАМ Б-3. Задняя часть фермы, имеющая форму треугольника, обшита с обеих сторон фанерой толщиной 1 мм, образуя громадную килевую поверхность. Это разрешило существенно снизить размеры классического киля на хвостовом оперении, что на «Зиле» фактически помогает только для навески руля поворотов.

В нижнем и верхнем промежуточных углах фермы установлены усиливающие бобышки, с обеих сторон оклеенные косынками из фанеры толщиной 5 мм. Передний узел фермы стыкуется с башмаком вертикальной стойки болтом М8, нижний — таким же болтом со щечками на кормовой оконечности гондолы. Верхний промежуточный узел несет на себе ролики подвески и кронштейн элеронов тросов руля поворотов.

Сечения этих узлов продемонстрированы на рисунке 1, в том месте же изображены узлы и металлические детали, смонтированные на хвостовой части фермы. Верхний узел киля помогает для крепления верхнего шарнира руля поворотов, вильчатых концов и хвостовых расчалок подкосов стабилизатора. Он согнут из листовой стали 114 х 70 толщиной 1,5 мм. В отверстия ушков для шарнира руля поворотов и для подкосов вклепаны втулки из металлической трубы 8 х 6 мм.

Нижний шарнир руля поворотов согнут из пластины 45 х 84 мм. В его ушко кроме этого вклепана втулка из трубы 8 х 6 мм.

В передней части гондолы расположено сиденье пилота, закрытое спереди легким полуобтекателем из фанеры толщиной 1 — 1,5 мм на каркасе из двух дужек. Полуобтекатель крепится к основанию (полу) гондолы на клею и шурупах и по заднему краю дополнительно двумя уголками из стали толщиной 1,5 мм. спинка и Сиденье пилота изготовлены из фанеры толщиной 4 мм как одно целое и крепятся к полу гондолы на клею и шурупах.

Привязные ремни — облегченного типа, с конусным замком, контрящимся пружинной булавкой из проволоки ОВС O2 мм. Ремни крепятся к средней перемычке центральной стойки. Сиденье и заголовник покрыты поролоном и обтянуты декоративным кожзаменителем.

Педали ножного управления изготовлены из ясеня. Тросы управления крепятся к ним посредством плоских сережек из стали толщиной 1,5 мм.

Узел качалок управ

Постройка и обзор планера БРО — 11

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:

  • Планер бро-12.

    Разработчик: Ошкинис Страна: СССР Первый полет: 1957 г. В летном пути спортсмена-планериста имеются два этапа: первый — процесс обучения, второй —…

  • Планер ш-16.

    Разработчик: Шереметев Страна: СССР Первый полет: 1951 г. Двухместный планер Ш-16 конструкции Б.Н.Шереметева был спроектирован и выстроен в Столичном…

  • Как устроен планер

    Планеры в зависимости от назначения делятся на учебные, спортивные, десантно-транспортные. Ознакомимся с устройством планера на примере самоё простого по…

  • Планер бро-11.

    Разработчик: Ошкинис Страна: СССР Первый полет: 1954 г. Прототип планера БРО-11 был выстроен в первой половине 50-ых годов XX века. Конструктор планера…

  • Планер ш-10.

    Разработчик: Б.Н.Шереметев Страна: СССР Первый полет: 1936 г. Вместо устаревшего планера Ш-5 Планерный завод с 1937 года изготовляет новые планеры того…

  • Планер каи-12 «приморец».

    Разработчик: КАИ Страна: СССР Первый полет: 1956 г. Планер КАИ-12 «Приморец» — двухместный, цельнометаллической конструкции, рекомендован для тренировок…