Первый в мире серийный летательный аппарат тяжелее воздуха. планер lilienthal typ 11 normal-segelapparat. германия

      Комментарии к записи Первый в мире серийный летательный аппарат тяжелее воздуха. планер lilienthal typ 11 normal-segelapparat. германия отключены

Статья Вернера Швиппса (Werner Schwipps) «Lilienthals Normal-Segelapparat von 1894» из издания «Luftfahrt International» 8/1980 была переведена глубокоуважаемым сотрудником NF и доработана мной и сотрудником redstar72. Перевод был выполнен в декабре 2015 года.

За период с 1889 по 1896 год Отто Лилиенталь сконструировал и выстроил 18 разных типов планеров, размер которых разрешал поднять в атмосферу человека. Все они были испытаны им лично, за исключением последнего, что он опоздал достроить до собственной смерти. Пятнадцать из них были монопланами и три – бипланами; на трех монопланах предполагалось устанавливать двигатели.

17 из этих 18 летательных аппаратов были выстроены в единственном экземпляре; практически все они являлись прототипами в полном смысле этого слова. Только один из планеров строился и продавался много. Речь заходит об Normal-Segelapparat («простой планер»), созданном Лилиенталем в первой половине 90-ых годов XIX века и ставшем его 11-й конструкцией. Этот планер стал первым серийным летательным аппаратом тяжелее воздуха в мире.

Он продавался во многих европейских государствах а также в Соединенных Штатах по установленной Лилиенталем цене 500 марок за экземпляр. На сегодня сохранились три экземпляра этого планера, и их возможно заметить в музеях Лондона, Москвы и Вашингтона. Сохранились рабочие чертежи Normal-Segelapparat, собственноручно выполненные Лилиенталем описание и эскизы, бессчётные фотографии.

Всё это разрешает обрисовать в подробностях планер Normal-Segelapparat и историю его создания. Кроме этого мы можем, за единственным исключением, проследить за всеми реализованными аппаратами этого типа и поведать об их предстоящей судьбе.

Выполненные в масштабе 1:10 рабочие чертежи планера Normal-Segelapparat с площадью крыла 13 м? находятся среди письменных и графических материалов Лилиенталя в Германском музее (Deutschen Museum), Мюнхен. От руки написана и дата – «4.2.95». Однако тут имеет место какая-то неточность, потому, что точно как мы знаем, что данный летательный аппарат был выстроен и испытан в первой половине 90-ых годов XIX века в двух экземплярах, один из которых был реализован мюнхенцу Алоису Вольфмюллеру (Alois Wolfmuller), а второй – жившему в Версале графу Шарлю де Ламберу (Comte Charles de Lambert).

Первый в мире серийный летательный аппарат тяжелее воздуха. планер lilienthal typ 11 normal-segelapparat. германия
Уникальный чертеж планера Lilienthal Typ 11 из фондов Германского музея в Мюнхене

Наименование «Normal-Segelapparat» Лилиенталь выбрал вследствие того что он имел обстоятельства верить в то, что этот летательный аппарат будет стандартным типом планера для обучения полётам и для спортсменов.

Лилиенталь со своим планером Normal-Segelapparat (Typ 11); 29 июня 1895 года в Лихтерфельде

Отто Лилиенталь свыше тысячи раз применял данный опробованный и прекрасно зарекомендовавший себя планер для демонстрационных полётов и обучения. К громадному сожалению, как раз на протяжении полёта на этом планере 10 августа 1896 года из-за неожиданного порыва ветра он разбился и погиб.

Размах крыла Normal-Segelapparat составлял 6,7 метра, большая протяженность хорды крыла – 2,4 метра, площадь крыла – 13 м?. Крылья возможно было складывать. Крыло планера было защищено патентом № 77916 от 3 сентября 1893 года.

Нервюры крыла были расположены радиально и выходили из кожухов шарниров (Scharniertasche), расположенных на внутреннем кольце подвесной совокупности. Крыло возможно было складывать и расправлять подобно крылу летучей мыши. Каждое полукрыло имело девять нервюр. Обшивка была выполнена из пропитанной воском материи.

При раскрытии крыла его конструкция подкреплялась двумя профилированными направляющими, размешавшимися параллельно направлению полёта. Они имели профиль в виде перевёрнутой буквы «Т» и крепились к нервюрам при помощи колков (Wirbel). Направляющие возможно было легко заменить, благодаря чему Лилиенталь имел возможность опробовать на одном и том же планере крылья с разной кривизной поверхности.

Визуальное отличие планера Normal-Segelapparat от предшественников было в том, что его горизонтальное оперение было в основном вынесено назад и образовывало вместе с вертикальным оперением крестообразную конструкцию, которую Лилиенталь назвал «хвост» (Schweif). Горизонтальные поверхности хвостового оперения не имели рулей высоты и в сегодняшнем понимании являлись стабилизатором. При помощи шлицов стабилизатор крепился к вертикальному оперению, складывавшемуся из одного киля.

Части стабилизатора у передней кромки были соединены между собой при помощи шарнира, благодаря которому горизонтальное оперение имело возможность самостоятельно отклоняться вверх. Перемещение стабилизатора вниз было ограничено стопорными шнурами (Halteschnure). По этому поводу Лилиенталь сказал, что это облегчает выравнивание планера при посадке.

У планера Normal-Segelapparat вертикальное оперение трудилось по принципу флюгера, что помогало всегда удерживать планер совершенно верно против ветра. Но Лилиенталь уже вспоминал об действенном управлении по курсу и экспериментировал с тросовыми тягами, разрешавшими упруго деформировать «хвост» на пара градусов влево либо вправо. Результаты собственных опытов Отто Лилиенталь в осеннюю пору 1895 года изложил так:

«В принципе это трудится, но не захватывает. В случае если тело достаточно вольно, то, скоро меняя положение центра тяжести, возможно добиться того же результата значительно более несложным путём».

13 декабря 1894 года при отправке планера Normal-Segelapparat мюнхенскому инженеру Вольфмюллеру Лилиенталь дал детальные указания, как следовало распаковывать и собирать планер. Чтобы эти указания были более наглядными, он еще и сделал от руки три чертежа, на которых были продемонстрированы крепление хвостового оперения, установка профилированных направляющих на крыле и установка защитной дуги (Prellbugel), защищавшей аппарат и его пилота при ударах о поверхность почвы.

Она представляла собой изогнутый в виде кольца ивовый прут, имевший толщину с человеческий палец и пребывавший в «опорном кронштейне», финиши которого были заправлены в два кожаных кармана на кольце подвесной совокупности. При твёрдой посадке данный упругий элемент принимал на себя энергию удара, предохраняя планер от разрушения.

сделанные Лилиенталем от руки эскизы установки на планер Typ 11 хвостового оперения с расчалками, крепления профилирующих дуг крыла к радиальным нервюрам при установки и помощи колков упругой защитной дуги в носовой части планера

Для опытов Лилиенталь дал Вольфмюллеру следующие рекомендации:

«Сперва упражнения должны проводиться лишь при самом умеренном ветре, разбег нужно выполнять против ветра, удерживать планер горизонтально и делать маленькие подскоки. Лишь в то время, когда покажется уверенность, возможно неспешно увеличивать длительность подскоков. Касаться поверхности почвы направляться без провалов.

В случае если при ветреной погоде будет заметно, что действие ветра на одно из крыльев посильнее, то направляться, наклонив тело и опираясь на ногу, снизить отличие в нагрузке на крылья».

Вольфмюллер опробовал приобретённый им планер еще зимний период в Лехфельде (Lechfelde) и уже в 1895 году выстроил личный планер, что по собственной конструкции был подобен планеру Лилиенталя, но содержал и его личные идеи. По окончании смерти Лилиенталя Вольфмюллер надолго приостановил собственные полёты и лишь в 1906/1907-х годах снова приступил к созданию двух планеров. Решающего успеха он не добился.

Но первый планер Normal-Segelapparat был поставлен не Вольфмюллеру, а жившему во Франции графу де Ламберу, которому Лилиенталь еще 18 августа 1894 года в письме сказал, что заказанный им планер готов и послан экспресс-почтой. К сожалению, ничего не известно ни о полётах на этом планере, ни о его предстоящей судьбе. И это очень страно, потому, что позднее де Ламбер очень много говорил о собственной роли в авиастроении.

В 1909 году он первенствовал учеником Уилбура Райта во Франции, но ни при каких обстоятельствах не упоминал о собственных ранних контактах с Лилиенталем. Ошибочным было бы вычислять, что это он передал планер в парижский музей авиации. Выставленный в том месте в качестве экспоната планер Лилиенталя есть копией и был выстроен во второй половине 20-ых годов двадцатого века в Берлине Хансом Рихтером (Hans Richter).

Третий планер в начале 1895 года был послан врачу Килиану Франку (Kilian Frank) в Карлсбад (сейчас Карловы Вары, Чехия), где Франк основал первый в мире альянс планеристов. Он просматривал о полётах Лилиенталя и говорил о них в альянсе велосипедистов в Карлсбаде и после этого спонтанно решил основать альянс планеристов

«для практического изучения лётного дела как вида спорта».

По окончании торжественной встречи на одном из известнейших курортов Богемии планер Normal-Segelapparat был освящен и стал называться «Lilienthal». Этот планер еще в 1930-е годы пребывал в распоряжении управления курортом. Неизвестен, пробовал ли кто-либо летать на нём.

Три планера Normal-Segelapparat Отто Лилиенталь в 1895 году реализовал в Британию, Ирландию и в Россию. Клиентами были британский воздухоплаватель Т. Дж. Беннетт (T.

J. Bennett) из Оксфорда, доктор наук Джордж Ф. Фитцджеральд (George F. Fitzgerald) из Дублина, и доктор наук механики МГУ и один из отцов-основателей авиации в Российской Федерации Николай Егорович Жуковский. По сей день в ряде европейских публикаций указывается, что Жуковский взял планер в качестве подарка Лилиенталя, но нет никаких доказательств этому и, наверное, всё было в противном случае.

Беннетт по профессии был стоматологом, но с 1871 года являлся секретарём воздухоплавательного общества Англии (Aeronautical Society of Great Britain). В течение многих лет Беннетт экспериментировал с разными моделями летательных аппаратов, но неизвестно, проводил ли он какие-либо опробования с планерами Лилиенталя.

В 1896 либо во второй половине 90-ых годов XIX века его два раза принимал Перси С. Пилчер (Percy S. Pilcher), он два раза посещал Лилиенталя в Лихтерфельде (Lichterfelde) под Берлином и сам разрабатывал летательный аппарат, что по окончании его смерти во второй половине 90-ых годов девятнадцатого века перешел в собственность воздухоплавательного общества. Более пятидесяти лет данный летательный аппарат пребывал в английском музее науки. Во второй половине 70-ых годов двадцатого века из-за ветхости он был изъят из экспозиции музея и был возвращен в запасник, а на его место в выставочном зале музея был подвешен дубликат.

Переписка между Беннеттом и Лилиенталем до сих пор не была обнаружена, что разрешает высказать предположение, что эти материалы попали в Соединенных Штатах.

Летательный аппарат с нелёгким прошлым. В 1895 году Лилиенталь реализовал данный обычный планер в Оксфорд. Позднее данный планер был передан подружившемуся с Лилиенталем британскому пионеру авиации Пилчеру, разбившемуся во второй половине 90-ых годов девятнадцатого века на планере, воображавшем предстоящее развитие этого планера. Сейчас этот Normal-Segelapparat находится в Лондоне

Доктор наук Фицджеральд кроме этого являлся членом воздухоплавательного общества и, как и Вольфмюллер, вместе с планером взял детальную инструкцию относительно распаковки и сборки элементов конструкции планера. Фицджеральд и Лилиенталь до весны 1896 года обменялись восемью письмами, что направляться из фотографий, сделанных на протяжении опытов с планером в Дублине. Об этом сравнительно не так давно стало известно благодаря историку авиации Филипу М. Джаррету, трудящемуся с изданием «Aeroplane Monthly».

На одной из фотографий изображен Фицджеральд, взлетевший на взятом им планере над лугом при помощи особой рампы, установленной перед Тринити-Колледжем. На втором снимке планер удерживается в воздухе без пилота на высоте приблизительно четырех метров тремя шнурами подобно змею. В будущем году данный планер попал в один из новых ангаров Тринити-Колледжа, где его подвесили на шнурах.

На рубеже столетий при попытках применения планера ученым врачом Мак-Кейбом (MacCabe) планер был сломан.

доктор наук Тринити-Колледжа Фитцджеральд в апреле 1895 года в Дублине при опробованиях приобретённого у Лилиенталя за ?25 планера Typ 11. По-видимому, изображенные на снимке студенты не принимают всерьёз попытку собственного учителя. Находящийся в руках человека планер Лилиенталя разрешает оценить его размеры в сравнении с людской телом.

Лилиенталь в собственном письменном приложении к планеру давал предупреждение, что обращаться с аппаратом направляться крайне осторожно. Однако, к сожалению, данный планер был полностью разрушен

Доктор наук Жуковский с несколькими собственными земляками в осеннюю пору 1895 года посетил Лилиенталя на горе Флигеберг (Fliegeberg) в Лихтерфельде. Затем визита Жуковский на одной из собственных лекций в Москве сообщил следующее:

«Наиболее значимым изобретением последних лет в области воздухоплавания стал летательный аппарат германского инженера Отто Лилиенталя».

На протяжении собственного визита Жуковский забрал планер, что после этого был передан Столичному университету и по сей день представлен в качестве экспоната в малом музее Жуковского. Сейчас мы не можем сообщить, проводились ли с этим планером опыты.

планер Typ 11 в Столичном музее Жуковского. Русский пионер авиации доктор наук Николай Жуковский являлся восхищенным приверженцем Лилиенталя и в 1895 году приобрёл данный планер

В Соединенных Штатах был куплен лишь один планер Normal-Segelapparat. Это было весной 1896 года. Клиентом был газетный магнат Уильям Р. Хёрст (William R. Hearst). Как на данный момент установлено, американец Огастес М. Херринг (Augustus M. Herring) проводил собственные опыты не с уникальным летательным аппаратом Лилиенталя, а с тремя разными репликами его планера.

Последние опыты проводились в лётном лагере, что находился и управлялся в дюнах озера Мичиган Октавом Шанютом. На взятом Хёрстом летательном аппарате Гарри Бодин (Harry Bodine) перелетел на остров Лонг-Айленд. По окончании смерти Лилиенталя данный летательный аппарат более не применяли.

Позднее планер Typ 11 был подарен Смитсоновскому университету, и сейчас он висит в качестве экспоната в Вашингтоне в Национальном космонавтики и музей авиации.

американский газетный король Уильям Хёрст весной 1896 года приобрёл у Лилиенталя планер Typ 11. Сейчас данный планер выставлен в качестве экспоната космонавтики и Национального музея авиации

В письме франко-конструктору планёров и американскому инженеру Октаву Шанюту, жившему тогда в Чикаго, в сентябре 1895 года Отто Лилиенталь писал, что он смог реализовать по цене в 500 марок за штуку пара собственных планеров Normal-Segelapparat в Британию, Францию, Австрию, Швейцарию, а также в самой Германии. Об аппарате, реализованном в Швейцарию, какая-либо другая информация отсутствует; неизвестно кроме того имя клиента.

Однако, у нас нет обстоятельств сомневаться в правдивости слов Лилиенталя и в том, что по крайней мере один из планеров вправду был реализован в эту страну. Учитывая его, мы можем сказать о том, что как минимум 8 планеров Normal-Segelapparat нашли собственных клиентов. К ним направляться прибавить тот, на котором летал сам Лилиенталь и на котором он разбился.

Так, всего было выстроено не меньше девяти планеров Lilienthal Typ 11.

Рабочие чертежи планера Normal-Segelapparat послужили исходным примером для последовательности реплик, часть из которых выставлена в музеях как уникальные планеры. Уже вышеупомянутый берлинец Ханс Рихтер, кроме планера для парижского музея авиации, выстроил в начале прошлого века ещё один, что в собственности Германскому музею и на правах аренды побывал в музее ВВС в Итерзене (Luftwaffen-Museum Uetersen), музее Отто Лилиенталя на его отчизне в Анкламе (Anklam), в школе Лилиенталя (Lilienthalschule) в Берлин-Лихтерфельде (Berlin-Lichterfelde). Планеры Лилиенталя в музеях транспорта в Дрездене и Западном Берлине, а также в музее авиации (Aviodome) в аэропорту Схипхол под Амстердамом, являются репликами более позднего времени.

Кроме реплик и трёх уникальных Normal-Segelapparat, о которых поведано выше, сохранились в музеях и уникальные планеры Лилиенталя других типов. Так, в Германском музее находится планер-биплан № 15, а в техническом музее Вены – планер № 10, известный как Sturmflugelapparat.

источник: Werner Schwipps «Lilienthals Normal-Segelapparat von 1894. Das erste Serienflugzeug der Welt» // Luftfahrt International № 8/1980, с. 336-339.

Werner Ablass: Live-Chat vom 16.8.2016

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: