Выкладываю на сайт занимательные статьи из жж одного из ведущих русских историков авиации глубокоуважаемого Вячеслава Кондратьева.
17 ноября (5 ноября по старому стилю) 1853 года состоялся первый в истории бой паровых судов, завершившийся победой русского пароходофрегата «Владимир» над египетским десятипушечным парусно-паровым бригом «Перваз Бахри». Египет тогда был подчинённым Турецкой империи, а потому в войне, которую позднее назовут Крымской, действовал на ее стороне.
Утром этого дня «Владимир», крейсируя на протяжении Анатолийского побережья, увидел на горизонте малоизвестный корабль и отправился на сближение. Рассмотрев на нем турецкий флаг, капитан пароходофрегата Бутаков приказал дать предупредительный выстрел, приказывая остановиться. «Египтянин» постарался уйти, но скорость «Владимира» благодаря более замечательной машине была выше и расстояние между судами скоро уменьшалось.
Осознав, что убежать не удастся, египетский капитан развернул бриг и направил его навстречу сопернику. Бутаков кроме этого развернул корабль, дабы не разминуться с неприятелем на встречных направлениях.
Приблизительно в 10 часов суда поравнялись и вступили в огневой контакт. Первые залпы не нанесли большой ущерб ни одной из сторон. Как русские, так и египетские комендоры стреляли не имеет значение и большая часть ядер пролетало мимо целей.
Во «Владимир» не попали ни разу, а на «Перваз Бахри» был сбит флаг, но матросы тут же подняли его опять, демонстрируя, что сдаваться не собираются.
В это же время, Бутаков увидел, что на бриге нет ретирадных орудий, вся его артиллерия установлена на протяжении бортов и может стрелять лишь перпендикулярно курсу. Дабы обезопасить собственный корабль и избежать утрат, он приказал снизить скорость и подняться в кильватер сопернику. Сейчас «Владимир» имел возможность, идя «змейкой», бить по неприятелю поочередно из двух собственных носовых восьмидюймовок, а «Перваз Бахри» не имел возможности вести огонь в ответ.
Появлявшись в столь незавидной ситуации, «Перваз Бахри» также начал «вилять», уклоняясь от ядер, и, в большинстве случаев, это ему получалось. Успешное маневрирование «египтянина» и не весьма меткий пламя отечественных артиллеристов стали причиной тому, что «игра в кошки-мышки» затянулась практически на два часа. За это время в корму брига попало всего пара ядер.
В итоге, пребывающий на «Владимире» адмирал Корнилов, герой обороны и будущий организатор Севастополя, раздраженно поинтересовался у Бутакова — продолжительно ли еще это не будет прекращаться? Хотите поскорее? — улыбнулся капитан — Будет выполнено! По его приказу «Владимир» увеличил скорость, догнал «Перваз Бахри» и отправился параллельным курсом на дистанции менее много метров.
Сейчас пароходофрегат имел возможность практически в упор обрушить на неприятеля целый собственный бортовой залп из двух десятидюймовых и двух восьмидюймовых пушек, и — двух 24-фунтовых карронад. Для повышения результата Бутаков распорядился стрелять разрывными бомбами по корпусу и картечью — по верхней палубе. «Владимир» также стал уязвимым для вражеских ядер, но артиллерия брига была существенно не сильный.
Последняя фаза боя продолжалась всего пятнадцать минут, в течение которых «Перваз Бахри» взял не меньше десятка разрушительных попаданий. На нем была выведена из строя рулевое управление и паровая машина, но флаг он спустил лишь тогда, в то время, когда очередная бомба снесла капитанский мостик и порвала капитана. Военнопленные позднее поведали, что капитан Саид-паша был черкесом.
Быть может, этим разъяснялось столь упорное сопротивление.
Египтянам удалось добиться шести попаданий, каковые не нанесли заметного ущерба отечественному кораблю. Но на нем погибли два человека — лейтенант матрос и Железнов-горнист. Еще двое матросов были ранены, один из них — тяжелое, ему оторвало руку.
Утраты команды «Перваза Бахри» были значительно больше: кроме капитана погибли двое офицеров и 19 матросов, матросов 110 и остальные офицеров (из них 18 раненых) — сдались.
Трофейный бриг был взят на буксир и приведен в Севастополь, где через три дня затонул прямо у пирса. Корпус с наспех заделанными пробоинами не выдержал неожиданно разыгравшегося штрома. Но, дабы не терять столь ценный приз, его подняли, отремонтировали и ввели в состав Черноморского флота называющиеся «Корнилов». Но под Андреевским флагом бывший «Перваз Бахри» проплавал недолго.
В 1855 году при оставлении русской армией Севастополя его уже совсем затопили вместе с остальными пароходами Черноморского флота.
В первом поединке паровых судов имеется занимательный момент. Во всех российско-статьях и советских книгах, затрагивающих данную тему, указывается, что оружие «Перваза Бахри» складывалось из 10 пушек, но нигде не назван их калибр. Лишь в один раз мне удалось отыскать цитату из книги называющиеся «Материалы, современные обороне Севастополя и Синопскому бою», изданной в 1903 году.
А в ней при перечислении судов, базировавшихся в Севастопольской бухте, сообщено: «Пароход «Корнилов». Бывший турецкий пароход «Перваз Бахри». Захвачен фрегатом «Владимир» 5 ноября 1853 г. Затонул в шторм 9 ноября 1853 г. у Адмиралтейской пристани.
Оружие у турок: десять 6-фн пушек».
Так, вся артиллерия брига складывалась из мелких шестифунтовых пушечек калибром менее четырех дюймов. Неспециализированный вес его бортового залпа составлял всего 30 фунтов, другими словами, в два раза меньше, чем весило ядро всего одной из трех восьмидюймовок «Владимира». А суммарная масса бортового залпа пароходофрегата достигала 348 фунтов — практически в 12 раза больше, чем у «египтянина», не говоря о том, что в боекомплект русских орудий кроме ядер входили бомбы.
Столь огромное превосходство в огневой мощи в сочетании с более высокой скоростью отечественного корабля изначально предрешило финал боя. В заслугу капитану Бутакову возможно поставить то, что он сумел удачно реализовать это превосходство, не смотря на то, что и не смог избежать утрат.
Ниже — Владимир и «модель», а потом — три картины русских живописцев, изображающие последовательно три фазы боя «Владимира» с «Перваз Бахри», от его начала и до капитуляции брига.
68-фунтовое (8-дюймовое) чугунное бомбическое морское орудие и 6-фунтовая корабельная медная пушка первой половины XIX века.
источник: http://vikond65.livejournal.com/413404.html
LIVE#СТРИМ#18:00мск#1●Dishonored 2●Стимпанковый Стелс Года
Увлекательные записи:
- Разведчик-легкий бомбардировщик descamps-brunet a.2. франция
- Самолеты неизвестного флота
- Скаут от эмигранта. многоцелевой гидросамолет edo ose-1. сша
Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:
-
Это довольно-таки необычная АИ. Предположим, Россия не развалилась и как-то выдюжила ПМВ. В каком виде – не сущность принципиально важно. Хоть в виде…
-
Россия без большевиков. танки русской армии первой половины 30-х. часть2. средний танк
Вторым танком, принятым на вооружение русском армии, на рубеже 20-30-х г.г. я с приличной долей возможности считаю танк «Рено» D-1. Правильнее не сам…
-
Звезды и полосы: интерлюдия первая
Соотечественники американцы! Новая угроза стоит перед отечественным порогом. Англичане, вступив в сговор с мятежниками юга, угрожают независимости и…
-
М18 hellcat. история ведьмы. часть первая.
История М18 Хэллкэт, любимейшей САУ американской армии, началась необычно и, предположительно, совсем не оттуда, откуда ожидали. Шёл 1941 год….
-
Альтернативный первый позиционный танк ркка
Во второй половине 20-ых годов XX века, при разработке программы танко-тракторно-бронеавтомобильного оснащения РККА, вопрос создания позиционного…
-
Первый в мире многомоторный самолет «гранд» («гранд балтийский», «русский витязь»).
Разработчик: Сикорский Страна: Российская Федерация Первый полет: 1913 г. К ноябрю 1912 года слухи о большой летающей машине, строящейся «Руссо-Балтом»,…