20-30-е годы ХХ века в Южной Америке выдались неспокойными — войны, перевороты, революции. Особенно большое количество их было в огромной по территории Бразилии. Но в первый раз в Южной Америке самолеты как средство успехи армейских целей были применены в маленьком стране Парагвай.
В августе 1904 года в стране вспыхнула революция, которая начиналась как движение народа, но либеральные преобразования были прерваны гражданской военными войной и многочисленными путчами. Начался период политической нестабильности, причем хаос национальной совокупности был немыслимый: за 36 лет сменилось 21 правительство, а с 1904 по 1922 годы страной правило 15 президентов!
Новый поворот в истории Парагвая случился тогда, в то время, когда радикальная партия раскололась на две фракции: приверженцев Гондра и Шаерера. В первой половине 20-ых годов XX века Гондра победил очередные выборы, каковые не приняли приверженцы Шаерера. В следствии в стране в марте 1922 года началась гражданская война, которая продолжалась 14 месяцев.
Напряженность обстановки наблюдалась и в будущем, практически страна вошла в обычное русло лишь во второй половине 30-ых годов двадцатого века.
Авиаторы Бо и Кусманич на фоне собственного самолета SVA 10 © Antonio Sapienza. Обратите внимание
на автоматы Томпсона – главное оружие парагвайских летчиков и самодельные авиабомбы в задней кабине
В первые пять месяцев 1922 года парагвайской гражданской войны не отмечено использование сторонами самолетов, поскольку на начало года в Парагвае не было ни одного самолета и ни одного подготовленного военного летчика.
С 27 мая 1922 года политический конфликт в Парагвае перешел в стадию открытого вооруженного противостояния. В тот сутки полковники Адольфо Чирифе и Педро Мендоса подняли восстание против правительства Эусебио Айала.
Стороны конфликта стали закупать самолеты в соседней Аргентине, причем у частных лиц, что в итоге стало причиной появлению в стране целой коллекции самых экзотических аппаратов. Ясно, что и летчиков «на войну» обнаружили все в той же соседней стране.
Уже 1 июня 1922 года подписал договор с «легальным» правительством Айялы парагвайский гражданский летчик Франциско Кусманич, живший в то время в Буэнос-Айересе. Экипаж старого Armstrong Whitworth F.K.8. составил кроме этого британец «Стюарт» (по всей видимости, это было nom de guerre Фрэнка Шинглетона, обитавшего в то время в Аргентине).
Все замечательно осознавали, что привлечение гражданских летчиков – явление временное, тем более что в один момент правительство смогло подписать договора с весьма умелыми летчиками из бывшей Итальянской миссии в Аргентине. Самым известным из них стал ветеран Первой Мировой сержант Никола Бо, что в первых числах Июня 1922 года вместе с несколькими летчиками прибыл на аэропорт Кампо Гранде. В то время тут базировалась группировка в составе одного SPAD-Herbement S.XX, двух S.A.M.L.
A.3, двух Ansaldo SVA-5 и одного SVA-10.
Первый в истории Южной Америки боевой вылет совершили 29 июня 1922 года Стюарт и Кусманич на F.K.8, скинув на позиции повстанцев около города Парагуари самодельные бомбы и ручные гранаты.
8 июля Кусманич и Стюарт на F.K.8 под прикрытием Бо на SVA-5 вылетели на штурмовку позиций повстанцев. Сразу после взлета у итальянца начались неприятности с двигателем и летчик срочно возвратился на собственный аэропорт, а экипаж F.K.8 продолжил вылет в одиночку. В районе Пираю машина была обстреляна с почвы, взяла бессчётные пробоины.
Стюарт, оценив тяжесть повреждений, сходу начал примеряться для посадки «на брюхо», но Кусманич решил выпрыгнуть из самолета без парашюта, не ждя обязательной детонации и касания земли смертоносного груза, что пребывал в задней кабине. Ясное дело, что он погиб, но, как и британец по окончании взрыва самолета.
Истребитель-бомбардировщик SVA 5, что употреблялся обеими сторонами конфликта.
Под впечатлением применения авиация управление повстанцев также решило обзавестись собственными воздушными силами. Скоро в Аргентине им удалось привлечь нескольких летчиков-наемников.
Известны имена лишь трех: итальянцев Анжело Пескармона (ветеран Первой мировой) и Маззолини, и некоего «авантюриста » без национальности Дина Ивана Ламба.
Утром 15 июля Пескармона на Ansaldo SVA-5 не без неприятностей перелетел из Аргентины в район Санто Тома, где была организована импровизированная авиабаза мятежников. Весьма не так долго осталось ждать тут базировались уже шесть самолетов.
На фоне таковой активности мятежников в августе 1922 года силы правительственной авиации были поделены: пара человек во главе с Бо перелетели на новый аэропорт – Вилларрика, что в 150 км юго-восточнее Асунсьона. Одвременно с этим персональный состав правительственной авиации пополнился еще двумя итальянцами – Карло Паоли и Дамиано Риззотто. Последний перегнал в Парагвай закупленный правительственными агентами в Аргентине разоруженный бомбардировщик Breguet Bre 14.
На данной же машине ас и летал на протяжении собственной недолгой карьеры в Парагвае. 25 августа на протяжении рутинного разведывательного полета на его самолете неожиданно остановился двигатель. Летчик смог совершить успешную посадку, однако, самолет сгорел, а сам Риззотто решил поскорее возвратиться в Аргентину.
Напомним, что потерянный бомбардировщик скоро был заменен на такой же «демилитаризованный» de Havilland D.H.9. Тогда же прибыл и англичанин – бывший лейтенант RAF Патрик Хассетт.
В августе пополнились и ВВС мятежников: на «тёмном рынке» в Аргентине удалось приобрести три Ansaldo SVA-5 и один SVA-10. В то время мятежные ВВС представляли собой очень разношерстную «команду», куда входили по одному Curtiss JN-4H, Curtiss Oriole и Avro 504K. Все автомобили базировались на площадке вблизи деревни Кай-Пуэнте.
Летчики мятежников делали разведывательные вылеты, и вылеты на бомбардировку вражеских позиций ручными гранатами.
5 сентября 1922 года одноместный Ansaldo SVA-5 мятежников показался на позициями правительственных армий в районе Салитрэ-куэ. На его перехват встал лейтенант Хассет на однотипной машине. Скоро в первый раз в истории Латинской Америки случился воздушный бой. Действительно, «боем» его возможно назвать с некоей долей условности, поскольку Хассетт на встречных направлениях обстрелял соперника из пистолета – пулемета «Томпсон» 45-го калибра без особенного видимого результата.
Однако, пары очередей хватило, дабы малоизвестный летчик мятежников на громадной скорости ушел в направлении Канго. На следующий сутки – приблизительно в 8:30 – второй SVA-5 мятежников опять начал штурмовку правительственных армий в районе Салитрэ-куэ. И опять на перехват встал Хассетт и опять случилось боестолкновение. Причем в этом случае соперник вел огонь в ответ.
Данный бой был более результативным: самолет мятежников взял пара пробоин, и летчик был должен приземлиться неподалеку от Канго (наряду с этим аппарат сгорел). Так, воздушную победу Хассета можно считать подтвержденной.
На протяжении предстоящих боев из-за отсутствия запчастей у мятежников осталось всего два самолета, но да и то ненадолго – в ноябре войска захватили неповрежденный SVA-5. Последним самолетом мятежников стал двухместный SVA-10, что в итоге из-за недостатка запчастей уже не имел возможности встать в атмосферу и в итоге также стал трофеем правительственных армий.
Спорадические столкновения с остатками отрядов мятежников, в особенности в горных районах, длились до мая 1923 года, в то время, когда от пневмонии погиб фаворит повстанцев полковник Чирифе.
История Земли за 2 часа | Лучший документальный фильм BBC
Увлекательные записи:
- Цвета военного неба: бельгийские истребители – от разгрома к победе
- Несостоявшееся возмездие
- Судьба балтийского лётчика
Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:
-
Первые воздушные победы первого дня великой отечественной
По окончании 1991 года в нашу страну хлынул поток западных публикаций, посвящённых Второй мировой, и особенно увлекательно описывались успехи германских…
-
«Челюскин»: полярные летчики — первые герои советского союза
13 апреля 2014 г. исполнится 80 лет со времени успешного завершения беспримерной по масштабам арктической экспедиции по научной 104 человек экспедиции и…
-
Часть 1 Официальная встреча звезды По окончании всесторонних опробований на земле и в водах реки Хусатоник летающая лодка S-40, взявшая номер гражданской…
-
Во всех развитых государствах авиация постоянно являлась предметом национальной гордости. Демонстрационные полёты самолётов, авиационные военные…
-
Авиа-avia. от первого самолета до современных моделей
Конструкторы первого самолета кроме того не могли себе представить, что будет с их творением через 30-40 лет. Первые полеты проходили на столичном…
-
Цвета военного неба: первые опыты ловли «чёрной кошки»
Солидную часть Второй мировой на западном фронте деятельно сражались лишь флот и авиация. самая кровавой как по жертвам на земле, так и по утратам в…