Первой в Российской Федерации опытной летчицей была Лидия Виссарионовна Зверева. Ее диплом под номером 31, удостоверяющий звание пилота-авиатора, — первый, полученный русской дамой. Церемония его вручения прошла в ноябре 1911 года на Литейном проспекте в Санкт-Петербурге во Всесоюзном аэроклубе.
Под аплодисменты присутствующих полковник Найденов поздравил девушку с успешным окончанием аэроклуба, захотел ей удачи и счастья.
Диплом пилота авиатора (береве) Лидии Зеверевой
Диплом пилота-авиатора давал Лидии право летать на всех существующих в то время в Российской Федерации самолетах и принимать участие в воздушных аттракционах. Тогда русские авиаторы делали в небе первые робкие шаги. Любой полет был событием, нес в себе массу тайн и был небезопасным. К тому же его характеристики были не изучены, не проверены, в особенности пугал пилотов штопор, поскольку не существовало еще методики вывода самолетов из него.
В 1916 году в первый раз в мире теоретически обосновал и фактически выполнил штопор русский летчик капитан Константин Арце-улов. Освоение данной фигуры пилотажа явилось одной из наиболее значимых вех в обеспечении безопасности полетов.
В то время парашютов на самолетах не было, что приравнивало полеты к цирковым трюкам под куполом неба без страховки.
В 21 год Лидия Зверева поступает в авиационную школу Первого русского товарищества воздухоплавания «Гамаюн». Все знавшие ее посмеивались: «Ничего, не так долго осталось ждать увлечение небом пройдет!» В школе тягу к авиации поддержал инструктор Иван Слюсаренко. Он всей душой понимал ее мечту летать и помог доказать, что она не случайный человек в авиации.
Благодаря ему полеты стали для Лидии смыслом жизни. Обучение осложнялось тем, что в школе был всего один аэроплан. Лишь успев взлететь, приходилось приземляться, и однако мгновения в воздухе давали таковой большой душевный настрой, что никакие силы не могли преодолеть тяги к небу.
Кроме того смерть друзей не останавливала летчиков. Как вспоминал позже Слюсаренко, его ученица еще в школе начала летать лучше многих мужчин и уже в первом полете показала самообладание и завидную выдержку.
А полет тот имел возможность закончиться трагически. Чуть Лидия взлетела, как над ее головой показался армейский самолет «Фарман», что шел на посадку. Лидия не растерялась, тут же направила собственный самолет вниз и четко осуществила посадку.
Все, кто следил за взлетом, лишь успели ахнуть, поскольку столкновение в воздухе было легко неизбежным. Отлегло от сердца и у инструктора. Осмотрели самолет — исправен, все в норме, и руководство дало Лидии выполнить повторно полет.
В этом случае он продолжался 20 мин. на 20-метровой высоте.
Позже она летала ежедневно, осваивая сложнейшие элементы полета. В один момент с ней в авиационной школе летал Константин Арцеулов, один из самых известных летчиков России. Позднее он писал о Лидии Виссарионовне: «Зверева летала смело и решительно, я не забываю, как все обращали внимание на ее мастерские полеты, среди них и высотные.
А ведь в то время не все кроме того бывалые летчики рисковали подниматься на громадную высоту».
Еще до получения диплома пилота-авиатора Иван Сергеевич Слюсаренко внес предложение собственной ученице учавствовать в показательном перелете по маршруту Санкт-Петербург — Москва. Лидия дала согласие.
Лидия Зверева с мужем Иваном Слюсаренко
Утром 21 июля 1911 года самолет, принадлежавший школе, забрал курс на Москву на протяжении Столичного шоссе. Но когда они отошли от Санкт-Петербурга и стали набирать высоту, начались перебои в работе мотора. Он практически захлебывался. Чтобы не было вынужденной посадки было нужно возвращаться. Вторично Лидия не полетела.
Место у штурвала занял обладатель нового мотора Шиманский, но где-то в середине маршрута самолет упал на лес и сгорел. Шиманский погиб, а Слюсаренко с переломами и многочисленными ушибами был госпитализирован. Когда он поправился, его полеты с Лидией возобновились.
А скоро Слюсаренко стал мужем Лидии. К ежедневным полетам добавились хлопоты по дому, помимо этого, дабы летать самостоятельно, принимать участие в показательных выступлениях, необходимо было платить громадный залог обладателям самолетов, организаторам выступлений. Лишь по данной причине Лидия не смогла учавствовать в Царскосельских состязаниях.
Граф Ростовцев, ИО главы президиума аэроклуба, категорически отказался оказать помощь Зверевой, издевательски констатировав, что это, дескать, не женское дело.
И все же Лидии Виссарионовне повезло. Ее пригласили в авиационное турне по Кавказу, которое должно было состояться ранней весной 1912 года. Летчики Агафонов, Евсюков, Слюсаренко и Зверева приступили к подготовке. Они каждый день летали над Гатчиной как по одному, так и с пассажиром. Наконец, полет был подготовлен, начался перелет в Тифлис. В этот самый момент снова неудача. Шквальным ветром повредило самолет Лидии. Полет было нужно отменить, а устроители турне настойчиво попросили огромную неустойку.
Было нужно в залог покинуть мотор и возвратиться в Санкт-Петербург.
Вот тогда-то и появилась у Лидии идея — создать собственную школу летчиков, иметь личные самолеты и авиамастерские. 14 апреля 1912 года Зверева подписывает договор о показательных полетах перед рижанами. Авиатриса при переезде в Ригу очень сильно про студилась и заболела, но выступления собственного не отменила.
Позднее она писала: «При весьма порывистом ветре, не сильный тяге мотора мне было нужно выступать перед публикой. Уже в начале полета стало ясно, что обратно на скаковое поле я не попаду ввиду сильного бокового ветра, поскольку он имел возможность завернуть аппарат на трибуны. А за ипподромом была громадная масса людей, садиться было негде. Было нужно рисковать и идти вверх, где я попала в полосу еще более сильного ветра, порывом которого и опрокинуло мой аэроплан.
При ударе о почву меня выкинуло вперед и придавило обломками. Не считая ушиба левой царапин и ноги, я никаких вторых более либо менее важных повреждений не взяла…»
А скоро авиатрисса снова начала летать. Ее выступления сопровождал головокружительный успех. Это помогло ей осуществить собственную мечту — создать авиационные мастерские и школу лётчиков.
Громадную помощь оказал ей директор завода «Мотор» инженер Федор Калеп. Скоро к ним присоединились еще пара авиаторов, среди них и Слюсаренко, что не сходу поверил в эту выдумку собственной жены.
Школа летчиков открылась в апреле 1913 года на базе завода «Мотор» в г. Засенгоффе под Ригой. Началось испытание самолётов и обучение пилотов, выпускавшихся на заводе. 19 мая 1914 года — сутки успеха летчицы, в то время, когда она совершила рекламный фигурный полет на моноплане «Моран».
Ипподром был переполнен зрителями, огромное количество людей расположилось за оградой. В 8 часов утра авиатрисса села в самолет и, сделав все привычные изготовление, порулила на взлет.
Лидия Зверева в окружении авиаторов Санкт-Петербурга перед перелетом Петербург-Москва.
Она собрала высоту 800 м и начала делать акробатические трюки. Уменьшив обороты двигателя, энергично перевела «Моран» на пикирование, после этого, увеличив обороты до полных и собрав определенную скорость, отправилась на петлю и без того делала фигуру за фигурой. В конце выступления летчица в горизонтальном полете прошла на малой высоте над затаившей дыхание бессчётной толпой и отправилась посадку прямо со спирали.
В то время, когда самолет сел, со всех сторон раздаюсь: «Первой русской авиатриссе слава, Зверевой слава!». Выпрыгнув из самолета, Лидия попала в объятия друзей, ей преподнесли лавровый венок славы, а целый путь от самолета до маленькой автомобили был усыпан цветами.
На следующий сутки газеты писали: «Госпожа Зверева останется в признательной памяти рижан как первая из сестер Икара, познакомившая нас с высшей школой авиации».
Затем выступления Лидия Виссарионовна взяла много поздравительных телеграмм и писем. Наиболее ценным для нее было письмо известного русского летчика Петра Нестерова.
Началась Первая мировая. Авиационные мастерские из-под Риги были перебазированы в Петроград и реорганизованы в маленькую авиационную фабрику. Тут стали строить «фарманы» и «мораны» гражданского и военного назначения. Первым ассистентом Слюсаренко была его супруга.
Всего до революции фабрика Слюсаренко выпустила 80 самолетов.
Лидия Виссарионовна умерла юный. В 25 лет 15 мая 1916 года она умерла от тифа. Похоронили ее в Александро-Невской Лавре.
И еще долго выпускники ее школы и летчики с комендантского аэропорта кружили над местом захоронения первой опытной летчицы дореволюционной России.
Шли годы. Юная советская власть выдвинула лозунг: «Все на самолет». И за штурвал самолета сели тысячи советских девушек.
Не смотря на то, что по сей день и говорят , что полеты на самолетах не женское дело, дамы летали и летают наравне с мужчинами. В годы войны они защищали вместе с братьями и мужьями небо Отчизны, проявляя чудеса героизма и мужества. В мирное время они осваивают воздушные автострады, испытывают новую технику, летают пилотами гражданской авиации, устанавливают рекорды на интернациональной спортивной арене.
Отечественным дамам-летчицам принадлежат более 120 рекордов мира.
Дамы на равных летают крылом в крыло с мужчинами и по праву именуют себя сестрами легендарного Икара.
Первая девушка-пилот гражданской авиации
Увлекательные записи:
- Действия советской авиации в боях у озера хасан
- Небесная диана. лидия литвяк
- Конфликт на квжд. боевые действия советской авиации
Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:
-
Певица-лётчик, первая российская женщина-летчик рекордсмен мира
Второй российской дипломированной летчицей была Любовь Галанчикова (Голанчикова) — опытная певица, летчик-испытатель, рекордсмен мира. О ней, к…
-
Морская авиация россии в первой мировой войне
Начало Первой Мировой застало Морскую Авиацию России на стадии организационного становления. Всего в Морском министерстве к 1 августа 1914 г….
-
Русская авиация в первой мировой войне
Во время Первой Мировой (1914 — 1918 гг.) появился и с необыкновенной быстротой начал развиваться, расширяя сферы собственного боевого применения, новый…
-
Первый в мире многомоторный самолет «гранд» («гранд балтийский», «русский витязь»).
Разработчик: Сикорский Страна: Российская Федерация Первый полет: 1913 г. К ноябрю 1912 года слухи о большой летающей машине, строящейся «Руссо-Балтом»,…
-
Русская авиация накануне первой мировой войны
Предшествовавшие Первой мировой годы (1908 — 1914) характеризовались предстоящим развитием авиации. В это время у нас были созданы спортивные самолёты и…
-
Датский прыгун и первый беспилотник
Выкладываю на сайт увлекательные статьи из жж одного из ведущих русских историков авиации глубокоуважаемого Вячеслава Кондратьева. На сегодня приходится…