Первая штурмовка

      Комментарии к записи Первая штурмовка отключены

Летом 1915 г., по окончании Горлицкого прорыва австро-германских армий, русские армии, оперировавшие на галицийском фронте, отходили из-под ударов соперника в северо-восточном направлении – на Ярослав – Бугор – Брест-Литовск. К 12 июля русские 3-я и 13-я армии отошли за р. Буг, где решили задержаться, воспользовавшись рекой как рубежом обороны.

Любимым тактическим приемом германского руководства были действия на стыках: удар в стык фронтов и армий (а на стыке связь и единство действий смежных соединений и частей, в большинстве случаев, затруднены) разрешал раскалывать единый фронт обороны и стимулировал войска России к предстоящему отступлению. Соперник и сейчас решил нанести таковой удар (в стык 3-й и 13-й армий) – на местечко Влодава.

В распоряжении командующего 3-й армией из трех авиационных отрядов остался боеспособным только 31-й корпусной летный отряд в составе 5 самолетов. Отряду было нужно решать самый широкий спектр боевых задач.

Так, русские самолеты узнали группировку основных сил соперника. 18 июля в 5 часов утра на разведку вылетел первый самолет. Подлетая к Влодаве, летчики не нашли перемещения ни по левому берегу р. Буг, ни в прибрежных сёлах. Но, отлетев на 25 км от Влодавы, они нашли перемещение двух пехотных колонн соперника с артиллерией, обозами и конницей.

Первая колонна шла по шоссе из местечка Войславице на Влодаву, а вторая – по шоссе Бугор – Влодава. Двигалось в общем итоге до 1,5 корпусов германской пехоты.

В то время, когда самолет кружил над армиями, артиллерия соперника открыла огонь. Обстрел был так меток, что осколками одного из разорвавшихся рядом с машиной снарядов был поврежден мотор, что через пара мин. остановился. С высоты 2,5 тыс. метров, применяя попутный ветер, русским летчикам удалось преодолеть 35 км и спланировать на позиции 13-й армии за р. Буг. Русское руководство получило от летчиков сведения стратегической важности – о направлении главного удара соперника.

Резерв 3-й армии (1-я гвардейская пехотная дивизия) был спешно переброшен на подводах под Влодаву.

Было разумеется, что: 1) соперник с восходом солнца 19 июля начнет переправу через р. Буг у Влодавы и 2) резерв силой в 1 дивизию не сможет остановить ударную группу германцев. Русское руководство приняло тактически грамотное решение и новое – ударом с воздуха помогать атаке бойцов гвардейской дивизии. В распоряжении 31-го корпусного авиационного отряда имелось 250 пудов (т. е. более 4 тысячь киллограм) бомб.

Причем действия авиации были согласованы с операцией 1-й гвардейской пехотной дивизии. В первый раз имело место сотрудничество воздушных и наземных сил.

Русское руководство решило позволить сопернику навести мосты и частично по ним переправиться – после этого артиллерия уничтожает мосты, а гвардейская дивизия атакует переправившиеся части соперника. Авиация должна была нанести штурмовой удар по германцам – бомбами и пулемётным огнём уменьшить действия пехоты.

В 6 часов утра 19 июля 5 русских самолетов (у каждого на борту 5 пудов бомб) полетели к Влодаве. Германцы навели 3 моста, по которым многочисленными группами начала переправляться пехота. Заметив сигнал к атаке от гвардейской дивизии, и начало артиллерийского обстрела мостов русской артиллерией, летчики пошли в бой.

Первая штурмовка
Подвеска бомб на Ньюпор
Ткачев В. М. Крылья России. Спб., 2007

Действуя единой группой под управлением начальника отряда, самолеты снизились до 250 метров и атаковали мосты и переправляющиеся части соперника, расстреливая германцев пулеметным огнем и забрасывая бомбами. Бой длился до позднего вечера: самолеты 6 раз улетали и снова возвращались с бомбами, продолжая атаковать германскую пехоту.

Моральное действие штурмового удара русской авиации было так потрясающим, что целые части соперника бросали позиции и обращались в бегство, кидаясь в Буг. В реке многие германские воины тонули, а оставшиеся получали метким огнем русской артиллерии.

Бой за переправу длился 20 июля – соперник ввел в дело основные силы, но овладеть переправой так и не смог – все его атаки были отбиты.

Германским армиям был нанесен настолько тяжелый удар, что в течение месяца на фронте наступило затишье. И это в условиях, в то время, когда ежедневно имел огромное значение – войска России уходили из «польского балкона». Русское руководство воспользовалось своевременной паузой чтобы подтянуть резервы с вторых фронтов и перейти в наступление.

19 и 20 июля 1915 г. 31-м корпусным авиационным отрядом, нанесшим первый в истории русской авиации штурмовой удар, было скинуто до 250 пудов бомб и выпущено 3 тыс. патронов.

Отряд, без преувеличения, драгоценный боевой ресурс в руках руководства не только армии, но и фронта, оказал неоценимую услугу всему фронту и решил задачи стратегической и своевременной важности.

Во-первых, руководство фронта, вовремя предотвращённое воздушной разведкой (причем результаты разведки были обоснованы фотоснимками) о перемещении ударной группы соперника на участке фронта 3-й армии, имело возможность вовремя подтянуть армейские и фронтовые резервы к угрожаемому боевому участку.

Во-вторых, 19–20 июля отряд оказал громадную помощь наземным армиям 3-й армии при нанесении контрудара по наступавшему у Влодавы сопернику. Русские летчики, нападав с бреющего полета германские армии на переправах через р. Западный Буг, нанесли им большой моральный и материальный урон. Соперник был должен отказаться от форсирования реки и перейти к обороне.

Были сорваны оперативно-стратегические замыслы наступающего неприятеля – армий германской 11-й армии фельдмаршала А. фон Макензена.

Единственный летный отряд, имеющийся в распоряжении фронта, явился стратегическим резервом в руках руководства и собственной интенсивной боевой работой содействовал неспециализированному успеху на серьёзном участке фронта.

19 июля (1 августа по новому стилю) можно считать днем рождения русской штурмовой авиации.

Цуканов Глеб первая тренировка штурмовка марш 09.12.2016. второй Шумчик месяц занимается

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: