Разработчик: Junkers
Страна: Германия
Первый полет: 1919 г.
Junkers F-13 — первый самолёт, изначально создававшийся как пассажирский. Не бесплатно историки авиации именуют его первым настоящим самолетом. Не смотря на то, что F-13 испытал на себе влияние цельнометаллических армейских самолётов доктора наук Гуго Юнкерса. И в первую очередь штурмовика J-10, что в марте 1919 года был приспособлен для перевозки пассажиров.
На его базе появился проект J-12 на три пассажира.
Разработка началась в декабре 1918 года. Основной конструктор — Отто Ройтер (Otto Reuter). В ходе работ было решено повысить колличество мест до 4-х. Это повлекло за собой повышение размеров фюзеляжа. Заново было спроектировано толстое крыло, что разрешило поместить в него топливные баки. В следствии размещение нужной нагрузки в фюзеляже стало более рациональным. Самолёт взял новый индекс — J-13, после этого F-13.
Одномоторную машину оснастили двигателем Mercedes D.IIIa — 159 л.с.
Из нескольких вариантов к предстоящей разработке приняли схему моноплана с низко расположенным крылом и однокилевым оперением. Эта схема стала хорошей для большинства последующих самолётов. Кроме этого как при с «Vickers Vimi Commercial» велись споры по поводу пилотской кабины — делать ли её открытой.
В этом случае победу одержали приверженцы закрытой.
Строительство прототипа «Herta» началось 3 февраля 1919 года. Не обращая внимания на хаос, царивший в Германии из-за вооружённых столкновений разных политических группировок, работа над самолётом шла удачно. Постройка завершилась к 31 мая. Первый полёт состоялся 25 июня 1919 года (пилот Эмиль Монц — Emil Monz).
Опробования проходили удачно. Этому содействовала установка более замечательного мотора BMW.IIIa — 185 л.с. Уже в июле самолет взял сертификат, разрешавший применять его на авиалиниях.
В сентябре самолёт установил рекорд высоты — 6750 метров.
Но не все было гладко. Неудачей закончились переговоры о поставке самолётов компании DLR. Энергичному Гуго Юнкерсу было нужно договариваться с другими клиентами. Лишние неприятности создали и политики государств-победителей. Через три дня по окончании первого полёта F-13 они продиктовали Германии Версальский контракт, что вводил важные ограничения на производство самолётов в Германии как по количеству, так и по типам. Junkers F-13 вписывался в эти ограничения.
Вдобавок союзники ввели запрет на экспорт германских самолётов (возможно, дабы добить германскую авиапромышленность).
Выйти из тяжёлой обстановки удалось благодаря заказам американского предпринимателя Джона М.Ларсена (John M.Larsen). Первый контракт о поставках был заключён с ним в ноябре 1919 года. Дабы обойти Версальские запреты германский и американский предприниматели придумали незатейливую хитрость. Самолёты в разобранном виде доставлялись в Соединенных Штатах на пароходах, где планировали и продавались как изделия американской компании «Junkers-Larsen Aircraft Co.», под маркой Junkers-Larsen JL-6.
Всего так было поставлено 25 самолётов. С 1920 года их применяли в U.S.Air Mail, нескольких авиакомпаниях США и Канады, в промышленных компаниях, а также в американской армии. Американское почтовое ведомство посредством F-13 наладило регулярную почтовую линию Нью-Йорк — Чикаго — Омаха. После этого её продлили до Сан-Франциско. Эксплуатация продемонстрировала высокие качества самолета, не смотря на то, что и сопровождалась рядом аварий.
По большей части по вине американских пилотов, не имевших навыков полётов на монопланах. И несанкционированных «улучшений» конструкции при сборке в Соединенных Штатах. Но при умелой эксплуатации самолёт показывал выдающиеся результаты.
Так в сентябре 1921 американский экипаж Эдди Стинсона (Eddie Stinson) и Ллойда Бертода (Lloyd Bertaud) установил рекорд длительности беспосадочного полёта — 26 часов 5 мин. 32 секунды, преодолев за это время 4270 километров.
Самолёт привлёк внимание и других держав-победительниц. В качестве репараций было выстроено ещё 23 самолёта. 7 для Франции, по 5 для Италии и Великобритании, по 3 для японии и Бельгии.
Но настоящая судьба самолета началась в 1922, в то время, когда были сняты самые твёрдые Версальские запреты. Самолёт начали заказывать германские компании (многие из которых были созданы не без помощи самого Гуго Юнкерса). Первыми в этом перечне были «Danziger Luftpost» и «Lloyd Ostflug».
После этого посыпались заказы из других государств. Производство шло по нарастающей, достигнув рекордной величины в 1925 году — в текущем году выпустили 68 самолётов. В итоге Junkers F-13 стал самым массовым транспортным самолётом первого поколения. За 10 лет серийного производства было произведено 314 самолётов десятков модификаций.
Причём F-13 планировал не только в Германии и США.
Согласно данным В.Б.Шаврова в СССР компанией «Добролёт» было выстроено 5 лайнеров из советских материалов (в СССР их назвали ПС-2). Всего у нас в эксплуатации пребывали 49 самолётов F-13. Первой была компания «Авиакультура». Забрав в аренду у Юнкерса три самолёта, она два летних месяца 1922 года совершала рейсы из Москвы в Нижний Новгород — во время действия Общероссийской ярмарки. С 1923 года их применял «Добролёт» на линии Москва — Казань, позднее и в Средней Азии.
В первой половине 30-ых годов двадцатого века самолёт «Добролёта» открыл первую авиалинию на Дальнем Востоке — из Хабаровкса в Оху. Первый полёт совершил М.В.Водопьянов 9 января 1930 года. До начала 1930-х годов Junkers F-13 был главным самолетом данной компании. Помимо этого в Европу летали самолёты немецко-советской компании «Deruluft».
Самолеты «Junkers-Luftverkehr Russland» открыли первые линии на Кавказ.
Самолет эксплуатировался на всех континентах, во всех климатических территориях. Самолёт был рекордсменом и по числу применявших его авиакомпаний и по длительности работы на линиях — до начала 1940-х годов. Но он был и рекордсменом среди первых самолётов по числу трагедий — всего разбилось 39 самолётов.
Это не означает, что F-13 был самым ненадёжным самолётом. В случае если учесть количество выпущенных общее время и машин их эксплуатации, то коэффициент аварийности будет, пожалуй, самым низким. В этом заслуга прочной железной конструкции. Низко расположенное толстое крыло при вынужденной посадке принимало основной удар на себя, сводя повреждения другой конструкции к минимуму.
А при посадке на воду оно выступало в качестве поплавка.
В целом, машина была коммерчески успешной. Обстоятельством тому были удобства для пассажиров — закрытый отапливаемый салон с отделкой, как в купе мягкого вагона. И удобства для авиакомпаний — простота в эксплуатации. персонал был избавлен от возни с регулировкой ухода и растяжек за обшивкой, как у древесных самолётов. У администрации меньше болела голова за сохранность конструции при содержании самолётов на открытых стоянках. Реже требовались ремонтные работы.
Именно поэтому более дорогой самолёт (в 1,5 — 2 раза дороже его ближайших соперников) обходился в эксплуатации дешевле. Заложенные в его конструкции резервы были столь велики, что разрешили компании «Junkers» создавать на его базе новые, более идеальные типы самолётов еще дюжина лет. Пара этих самолётов сохранились до наших дней и представлены в авиационных музеях Германии, Венгрии, Швеции и Франции…
Конструкция самолета.
Цельнометаллический одномоторный низкоплан хорошей схемы.
Фюзеляж — корпус прямоугольного сечения, закруглённый сверху. Конструкция ферменная из дюралиевых секций. Обшивка дюралевая гофрированная.
В передней части моторный отсек, после этого закрытая пилотская кабина. За ней пассажирский салон на 4 человека — по 2 кресла в последовательности. Между сиденьями первого ряда проход.
Доступ в пилотскую кабину и салон через бортовые двери между первым и вторым рядом пассажирских кресел.
Крыло — свободнонесущее с толстым профилем. Конструкция ферменная их десяти труб, без ланжерона. Обшивка из узкого гофрированного дюраля.
Крыло складывается из центроплана и двух консолей.
Двигатель — один поршневой двигатель, установленный в моторном отсеке в носовой части фюзеляжа. В зависимости от модификации устанавливались следующие двигатели:
— BMW.IIIa — 185 л.с./138 кВт (F-13, F-13a, F-13b, F-13d, JL-6),
— BMW.IV — 317 л.с./235 кВт (F-13de),
— BMW.V — 358 л.с./265 кВт (F-13f),
— Junkers L2 — 263 л.с./195 кВт (F-13da),
— Junkers L5 — 297 л.с./220 кВт (F-13de, F-13h),
— Gnome Rhone «Jupiter» IV — 480 л.с./356 кВт (F-13g),
— Liberty L-12 — 400 л.с./294 кВт (F-13k, JL-12),
— Mercedes D.IIIa — 159 л.с./118 кВт (F-13, F-13a).
Винт двухлопастный, на первых экземплярах древесный, с 1920 года железный Junkers
Оперение — однокилевое, хорошей схемы.
Шасси — двухстоечное, по одному колесу на каждой стойке, с хвостовым палкой. На последовательности экземпляров вместо колёс устанавливались стойки с двумя поплавками.
ЛТХ:
Модификация: F.13
Размах крыла, м: 14,47
Протяженность, м: 9,60
Высота, м: 4,10
Площадь крыла, м2: 34,50
Масса, кг
-безлюдного самолета: 950
-обычная взлетная: 1650
Тип двигателя: 1 х ПД BMW.IIIa
-мощность, л.с.: 1 х 185
Большая скорость, км/ч: 170
Крейсерская скорость, км/ч: 140
Практическая дальность, км: 1400
Практический потолок, м: 4000
Экипаж, чел: 2
Нужная нагрузка: 4 пассажира.
Авиалайнер Junkers F-13.
Авиалайнер Junkers F-13.
Авиалайнер Junkers F-13.
Авиалайнер Junkers F-13.
F.13 швейцарской компании «Ad Astra Aero».
Junkers F-13 в полете.
Junkers F-13 на поплавках в полете.
Junkers F-13 на поплавках.
Junkers F-13 по окончании аварийной посадки.
Самолет «Добролета» Junkers F-13 «Моссовет» на протяжении эксплуатации на авиалинии Красноярск – Туруханск – Красноярск. Март 1926 г.
Поплавковый самолет «Добролета» Junkers F-13 «Моссовет» на протяжении эксплуатации на авиалинии Иркутск — Якутск, на реке Лене. Лето 1926 г.
Один из самолетов Junkers F-13 эксплуатировавшийся в СССР.
Junkers F-13 «Добролета» на лыжном шасси.
Junkers F-13 ГВФ СССР.
Junkers F-13 ВВС РККА по окончании аварийной посадки.
Junkers F-13 в авиамузее.
Junkers F-13 в авиамузее.
Junkers F-13 в авиамузее.
Junkers F-13 в авиамузее.
Junkers F-13 в авиамузее.
Проекции Junkers F-13. Рисунок.
Junkers F-13. Рисунок.
Junkers F.13 «Добролета». Рисунок.
Junkers F.13 «Боливийских авиалиний». Рисунок.
Junkers F.13. Иран. Рисунок.
Junkers F-13. Схема 1.
Junkers F-13. Схема 2.
.
.
Перечень источников:
Владимир Быков. Самолеты мира. Junkers F-13.
Сайт «Уголок неба». 2004 страница: «Junkers F.13».
Rimowa / Junkers F 13
Увлекательные записи:
- Разведывательный автожир а-15.
- Разведывательный самолет deperdussin в / tt.
- Транспортный самолет-амфибия s-43 «baby clipper».
Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:
-
Музейный самолёт обретёт вторую жизнь в бизнес-авиации
Увлекательная заметка, отысканная мною в продолжение темы самолёта Junkers F-13. Он жив-таки, курилка!.. Германский производитель чемоданов…
-
Пассажирские самолеты junkers ju 60 and ju 160. германия
Джон Струд (JOHN на данный момент) продолжает серию статей о межвоенных европейских самолётах. В данном выпуске обращение отправится о германских…
-
Добежать до канадской границы. пассажирские самолеты barkley-grow t8p-1. сша
Выкладываю статьи из ЖЖ отечественного глубокоуважаемого коллеги p_d_m. 15 августа 1935 года U.S. Bureau of Air Commerce выдает задание на маленький…
-
Пассажирский самолет focke-wulf a.16. германия часть 1
Этот материал был переведен глубокоуважаемым сотрудником NF. Перевод был выполнен в январе 2015 года. В случае если речь заходит о том дабы оценить…
-
Дальнемагистральный пассажирский самолет ил-62.
Разработчик: ОКБ Ильюшина Страна: СССР Первый полет: 1963 г. В 1960-х годах у Аэрофлота назрела острая необходимость в новом дальнемагистральном…
-
Разработчик: Ицкович Страна: СССР Первый полет: 1934 г. Инженер Зельман Исаакович Ицкович окончил ХАИ в первой половине 30-ых годов двадцатого века. С…