Утратив три аппарата подряд — LZ 7 Deutschland, LZ 6, после этого и LZ 8 Deutschland (II), компания DELAG появилась в непростом положении. Произойди подобное в наши дни, оператора ожидал бы неминуемый провал. Но создатели первых дирижаблей не опасались неудач.
Они были людьми с крепкой волей и огромной решимостью. Не обращая внимания на денежные утраты, нападки негативные настроения и прессы в обществе, компания фон Цеппелина не прекращала строить новые воздушные суда. У начальников Luftschiffbau Zeppelin и DELAG в руках был значительный козырь — при эксплуатации «цеппелинов» компания не допустила ни одной людской жертвы.
Создание дирижабля LZ 10 началось в январе 1911. Разработкой этого воздушного корабля, как и прошлых, руководил основной конструктор компании Luftschiffbau Zeppelin Людвиг Дюрр. LZ 10 имел хороший дизайн, сходный с LZ 7. Главные отличия пребывают в том, что корпус нового корабля стал меньше на 8 м, а число газовых баллонов сократилось до 17. Соответственно, уменьшился количество несущего газа — до 17 800 куб.м.
Доработаны рулевые поверхности. Отказ от рулей высоты в носовой части и их перенос в корму повысили их эффективность и разрешили уменьшить лобовое сопротивление дирижабля. Это первенствовал воздушный корабль с более замечательными и надёжными двигателями Maybach A-Z.
схемы пассажирского дирижабля LZ 10 Schwaben
вариант окраски пассажирского дирижабля LZ 10 Schwaben
Первый полёт LZ 10 состоялся 26 июня 1911. Корабль стал называться Schwaben в честь исторической области Швабия, где появился граф фон Цеппелин. 15 июля аппарат был передан DELAG, а 20 июля состоялся первый обзорный рейс.
Вылетев из Фридрихсхафена с 8 пассажирами, дирижабль направился в сторону Люцерна, сделал круг над городом и направился к горе Риги. После этого пролетел над Цюрихом, Винтертуром и Фрауэнфельдом, пересёк озеро Констанц и возвратился в Фридрихсхафен. Затем отправился на собственную постоянную базу в Баден-Бадене.
На протяжении перегоночного рейса на борту находился фон Цеппелин.
пассажирский дирижабль LZ 10 Schwaben перед полетом и в полете
не забывая печальный опыт LZ 8, конструкторы поменяли метод парковки аппарата. В баден-баденском эллинге были проложены рельсы и установлены тележки. С их помощью аппарат извлекался наружу перед полётами, с их же помощью загружался вовнутрь по окончании них.
130 дней — с 25 июля по 5 декабря 1911, LZ 10 летал с базы в Баден-Бадене по маршрутам, охватывающим Шварцвальд, равнину Рейна, Эльзас. Навещал города Франкфурт, Майнц, Готу, Дюссельдорф и столицу Германии Берлин. Побывал он и в императорской резиденции в Потсдаме, где поднял в атмосферу четырёх сыновей кайзера Вильгельма II, вторых участников императорской семьи, и сиамского принца и королеву Швеции.
пассажирский дирижабль LZ 10 Schwaben в Потсдаме
Зимой корабль был поставлен на хранение, возобновив полёты в последних числах Марта 1912. Эксплуатация удачно длилась ещё три месяца. 28 июня, по окончании очередного рейса в Дюссельдорф, «Schwaben», выгрузив пассажиров, направился на базу. Из-за сильного ветра экипаж не рискнул завести корабль в эллинг — его оставили на якорной стоянке. Порывы ветра привели к трению оболочек с водородом, расположенных в носовой части корабля.
Под действием статического электричества появилась искра. Вспыхнувший пламя распространился по корпусу неспешно, что разрешило экипажу и командиру выпрыгнуть из кабины. Наряду с этим Дюрр, бывший начальником в том рейсе, и пара вторых членов экипажа взяли ожоги.
обломки пассажирского дирижабля LZ 10 Schwaben по окончании пожара
Так, отлетав один год и два дня, дирижабль ценой 650000 марок прекратил существование. Но не смотря на то, что LZ 10 м повторил судьбу прошлых судов DELAG, результаты его работы были более впечатляющими. За время эксплуатации Schwaben было выполнено 234 полёта с пассажирами (а также для DELAG 218).
Воздушный корабль совершил в воздухе 480 часов, налетал 27321 км, перевёз 1553 платных пассажиров. Всего же на его борту побывали 4354 человека. В их число входят и пилоты-стажёры.
Среди обучаемых было много военных аэронавтов.
На протяжении рейсов LZ 10 экипажами руководили Гуго Эккенер, обер-лейтенант Лейен, лейтенант Хаген, и врач Дюрр. Это было первое воздушное судно, где трудился стюард — Генрих Кубис (Heinrich Kubis). В полёте он подавал пассажирам прохладительные напитки и лёгкие закуски.
направляться подчернуть, что в ходе проекта Zeppelin Typ F были выстроены ещё два дирижабля. LZ 9 (Erzatz) Z II и LZ 12 (Z III). Это был армейский заказ — оба поступили в Германскую имперскую армию (Deutsches Heer).
Они помогали до начала Первой Мировой и были демонтированы в августе 1914.
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ Конструкция
Трёхмоторный дирижабль твёрдой совокупности.
Корпус
Корпус дирижабля был цилиндрическим с закруглёнными конусовидными основаниями. Каркас складывался из алюминиево-цинковых профилей, с 17 продольными стрингерами, обшивка была полотняная. В корпуса были размещены 17 баллонов, наполняемых несущим газом (водородом). Оболочка баллонов изготавливалась из прорезиненной хлопчатобумажной ткани. Под корпусом был расположен киль, ниже которого подвешены две гондолы с двигателями. В передней гондоле пребывала кабина для части экипажа.
В задней части корпуса была вторая гондола. Под гондолами были установлены пневматические амортизаторы. В среднюю часть киля была встроена пассажирская кабина типа пульмановского вагона, составляя с ним единое целое. На протяжении бортов кабины были установлены 25 плетёных кресел.
По килю проходил коридор, связывавший между собой гондолы и кабину.
Силовая установка
Силовая установка складывалась из трех двигателей Maybach A-Z — 145 л.с. (107 кВт) — шестицилиндровых рядных моторов водяного охлаждения, вращавших четыре железных винта. Один двигатель размещался в задней части передней гондолы, остальные два — в задней гондоле. Всего силовая установка приводила в перемещение четыре винта: от переднего двигателя привод был на два винта, от каждого из задних двигателей привод был на один винт. Передние винты были двухлопастными, задние — четырёхлопастными.
Запас горючего составлял 1400 кг.
Оперение
Оперение дирижабля складывалось из двух вертикальных и двух горизонтальных стабилизаторов, установленных в хвостовой части фюзеляжа. За ними размешалась коробка рулей, включающая два руля высоты бипланного типа и два двойных руля направления, расположенных симметрично относительно корпуса. Помимо этого имелись наклонные стабилизирующие поверхности треугольной формы.
Они были выполнены из плотной ткани, закреплённой одной стороной на продольной балке каркаса, а второй на упорном кронштейне воздушного винта.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Назначение: пассажирский дирижабль
Экипаж: 13 человек
Силовая установка: три четырехцилиндровых рядных двигателей жидкостного охлаждения Daimler J4F, развивавших мощность 120 л.с. и вращавших четыре четырёхлопастные железные винты диаметром 3,6 м
Размеры:
протяженность 140,00 м
диаметр 14,00 м
колличество газа 17800 м³
Вес:
безлюдного 13600 кг
коммерческой нагрузки 6200 кг
взлетный 20650 кг
Летные характеристики:
большая скорость 76 км/ч
крейсерская скорость 69 км/ч
потолок 2450 м
дальность полёта 1600 км
Пассажировместимость: 24 человека
Источники
- Aircraft, 1911-1914
- Brooks P.W. Zeppelin: Rigid Airships 1893-1940 Putnam. London. 1992
- Flight, 1911, 1974
- Griehl M., Dressel J. Zeppelin! The German Airship Story London. 1990
- Kleinheins P., Meighorner W. Die grossen Zeppeline Springer. Friedrichshafen. 2005
- Nemecek V. Civilni Letadla 1. Praha. 1981
- R E G Davies Lufthansa: An Airline and Its Aircraft Orion Books New York. 1991
- Stephenson C., Palmer I. Zeppelins: German Airships 1900-40 Osprey. 2004
- Zeppelin: The Story of a Great Achievement. Chicago. 1922
источники:
- http://airliner.narod.ru/2dirigible/lz-10.htm
- http://en.wikipedia.org/wiki/LZ_10_Schwaben
- http://www.airships.net/delag-passenger-zeppelins#LZ-10
- http://stereoskopie.com/Stereofotos/Luftschiffe/Zeppelin_LZ_10_Schwaben_in_Pot/body_zeppelin_lz_10_schwaben_in_pot.html
Музей дирижаблей. Фридрихсхафен. Германия.
Увлекательные записи:
- Казематный броненосец для крымской войны
- Алисе исполнилось 30
- Опытный дальний противолодочный патрульный бомбардировщик-гидросамолет blackburn g.p.. великобритания
Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:
-
Пассажирские дирижабли lz 7 deutschland и lz 8 deutschland ii. германия
Этот материал выкладывается на сайт в продолжение темы, поднятой в статье «DELAG – первая в мире пассажирская компания». LZ 7 Deutschland В мае 1909…
-
Дальнемагистральный пассажирский самолет ту-114.
Разработчик: ОКБ Туполева Страна: СССР Первый полет: 1957 г. Одно из несомненных достижений хрущевской «оттепели» — новая реактивная гражданская авиация…
-
Проект пассажирского самолета dornier do gi greif. германия
В один момент с поиском клиентов на Dornier Gs I и разработкой новых летающих лодок, Клаудиус Дорнье для компании Zeppelin Werk Lindau GmbH спроектировал…
-
Дирижабль «россия» (проект о.с.костовича).
Страна: Россия Конструктор: Огнеслав (Игнатий) Костович Тип: твёрдый. В первой половине 80-ых годов XIX века Русскому воздухоплавательному обществу был…
-
Страна: СССР Производитель: Дирижаблестрой Разработчик: Дирижаблестрой Год постройки: 1932 г. Первый полет: Апрель 1932 г. Тип: мягкий. Первые дирижабли…
-
Маленькая сестра do x. пассажирская летающая лодка dornier do s. германия
Статья Петера Плечахера (Peter Pletschacher) «Verkehrsflugboot Dornier Do S. Die kleine Schwester der Do X» из издания «FLUGZEUG CLASSIC» 5/2001 была…