Паровая лопата для советского пролетариата

      Комментарии к записи Паровая лопата для советского пролетариата отключены

Выкладываю на сайт увлекательные статьи из жж одного из ведущих русских историков авиации глубокоуважаемого Вячеслава Кондратьева.

В случае если задать вопрос: без чего были бы неосуществимы великие стройки первых пятилеток?, то одни точно сообщат — без ГУЛАГа, другие — без революционного энтузиазма трудящихся весов, третьи — без железной воли партийного управления, но в действительности они были бы физически неосуществимы (по крайней мере, в сопоставимые сроки) без паровых экскаваторов, разрешивших в десятки раз ускорить темпы земляных работ. Без них эти стройки затянулись бы на десятилетия, и далеко не факт, что на них хватило бы рабочей силы.

Вот об экскаваторах-то мы и поболтаем. История сталинской индустриализации началась в первой половине 80-ых годов XIX века, в городе Бьюсайрус штата Огайо, где на местном заводе Bucyrus Foundry Manufacturing Company запустили в серийное производство рельсовый паровой экскаватор называющиеся Thompson`s Iron Steam Shovel — Металлическая паровая лопата Томпсона. Данный агрегат стал примером для первого и единственного российского дореволюционного парового экскаватора Путиловец, выпуск которого начался в 1903 году на Путиловском машиностроительном заводе.

Машина Томпсона представляла собой броское воплощение стимпанковских разработок. Она монтировалась на долгой четырехосной ЖД платформе и напоминала товарный вагон. Горизонтальный котел паровозного типа запитывал три одноцилиндровых паровых двигателя суммарной мощностью 150 л.с. Один снабжал перемещение экскаватора, второй — горизонтальный поворот стрелы, а третий — перемещение ковша. Котел трудился на дровах либо на угле.

Кабина освещалась керосиновыми лампами.

В отличие от современных экскаваторов, трудящихся на гидравлике, у Бьюсайруса все рабочие механизмы приводились в воздействие цепными лебедками. Количество ковша составлял 1,4 кубических ярда, а команда экскаватора складывалась из четырех человек: машиниста, он же начальник экипажа, кочегара, оператора-ковша и слесаря смазчика. Помимо этого, каждому экскаватору придавалась бригада путейцев из семи человек, каковые вручную укладывали перед ним рельсы. Масса автомобили составляла 75 тысячь киллограм.

Чуть позднее показалась более замечательная 85-тонная модификация с ковшом на два кубических ярда.

Экскаватор Томпсона на момент его создания считался самым производительным в мире. За день он имел возможность вынуть и переместить в вагонетки до 4000 кубов грунта. Для сравнения, дневная норма выработки на одного землекопа составляла в зависимости от сложности грунта от 2,5 до 4 кубов. Так, одна паровая лопата заменяла до тысячи простых.

Наряду с этим она была довольно несложной в производстве и имела возможность выпускаться на любом паровозном заводе.

Неудивительно, что, в то время, когда в Российской Федерации в связи с громадными масштабами ЖД строительства появилась необходимость в экскаваторах, за пример забрали машину компании Бьюсайрус, не смотря на то, что к 1903 году она считалась уже не новой. С 1903 по 1917 год в Санкт-Петербурге было выстроено 37 Путиловцев, каковые трудились по всей стране, от Восточной Сибири до Кольского полуострова.

Во второй половине 20-ых годов XX века программа индустриализации настойчиво попросила возобновления производства экскаваторов. Разработкой новой автомобили решили не заморачиваться, а просто стряхнули пыль с чертежей Путиловца и передали их на Ковровский механический завод, которому предстояло стать флагманом советского экскаваторостроения. В том месте освоение производства землеройной автомобили сначала шло ни шатко ни валко.

Первый прототип сделали лишь весной 1931 года, второй собрали еще через пара месяцев.

Такие темпы работ, очевидно, руководство не радовали, и их решили быстро ускорить, передав завод в ведение ОГПУ. Не знаю (не смотря на то, что, догадываюсь), какими способами действовали чекисты, но под их чутким управлением предприятие мгновенно получило с пулеметной скоростью, выдав в 1932-34 годах аж 177 экскаваторов. Другими словами, за три года их сделали практически в пять раза больше, чем дореволюционный Путиловский завод выпустил за 14 лет!

В связи с трансформацией места производства наименование автомобили поменяли с Путиловца на Ковровца.

Ковровцы употреблялись на многих стройках, но большая часть из них послали на постройку канала Москва-Волга, где появление этих замечательных агрегатов, разрешило быстро интенсифицировать земельные работы. К примеру, на так называемой Глубокой выемке недалеко от Химок десятки тысяч землекопов за первые два года вынули два миллиона кубов грунта, а за последующие два года 32 экскаватора извлекли из русла будущего канала восемь миллионов кубов, прокопав огромную траншею глубиной 20 метров, длиной — 85 и шириной шесть километров. С уверенностью возможно заявить, что без паровых лопат эта, да и многие другие стройки опоздали бы завершиться до войны.

Самое необычное, что кое-какие экземпляры Ковровцев проработали до конца 1980-х годов. К сожалению, до наших дней ни один из них не сохранился, в смутные времена 90-х все эти эпохальные автомобили были разобраны на металлолом.

Паровая лопата для советского пролетариата

Чертеж экскаватора Томпсона, выпускавшегося компанией Бьюсайрус

Паровая лопата Томпсона на Панамском канале. В работах по постройке этого масштабного гидротехнического сооружения было задействовано 119 экскаваторов, из них 77 — компании Бьюсайрус.

Еще один экскаватор той же марки. Благодаря снятому борту прекрасно виден цилиндр паровой машины, приводившей в воздействие механизм поворота стрелы.

Экскаватор Томпсона на песчаном карьере где-то в Соединенных Штатах. На борту написано наименование компании-производителя.

Путиловец — русский копия Бьюсайруса.

Путиловец на постройке Сибирской (Амурской) железной дороги в 1912 либо 1913 году. Обратите внимание на мужика с топором на задней площадке, что колет дрова для топки.

Сначала земляные работы на канале Москва-Волга велись вот так. Производительность была где-то на уровне Древнего Египта.

Позже показались Ковровцы и дела пошли радостнее.

Первый прототип автомобили также послали на постройку канала. Обратите внимание на сокращение НКВД на борту кабины. Снимок сделан в первой половине 30-ых годов XX века в районе Глубокой углубления.

Сборка Ковровца, отправленного на постройку Челябинского тракторного завода.

источник: http://vikond65.livejournal.com/417935.html

Лопата-орудие пролетариата!

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: