Папирусы времени правления хеопса в вади эл-джарф (суэцкий залив) часть 1

Египетский музей в Каире представил неповторимый папирус, возраст которого превышает 4500 лет. На нем детально описывается процесс строительства древних пирамид.

Папирус был создан во времена правления второго фараона IV династии Старого царства Египта Хуфу, известного как Хеопс. Как раз о постройке Великой пирамиды в Гизе, которая стала усыпальницей фараону, идет обращение в свитке.

Папирусы времени правления хеопса в вади эл-джарф (суэцкий залив) часть 1

Министр древностей Египта Халед Эль-Ананий сказал журналистам, что папирусы выставлены для публичного просмотра лишь на данный момент, не смотря на то, что были обнаружены еще в 2013 году на протяжении археологических раскопок франко-египетской командой экспертов в пещеры в порту Вади-эль-Жарф. Халед Эль-Ананий увидел, что на сегодня представленные папирусы считаются одними из самых древних.

Музейный сотрудник Тарек Тауфик сказал, что на папирусах описывается повседневная процесс доставки строителей и рутинная жизнь пирамид стройматериала из порта на Красном море в Гизу. Свитки говорят о структуре центральной природе и административной власти страны при фараоне Хеопсе. Один из папирусов был написан старшим сотрудником по имени Марра.

Мужчина обрисовывает собственный 3-месячный опыт на постройке пирамиды, обрисовывает процессы транспортировки материалов по его каналам и Нилу.

на данный момент представлено 6 из 30 папирусов, отысканных в пещере. Находка опровергает популярную на данный момент теорию о том, что при постройке пирамид египтяне применяли неповторимые разработки, каковые не дешёвы современному человеку.

Вади эл-Джарф расположено на западном берегу Суэцкого залива немного южнее прибрежного города Зафарана и примерно в 100 км к югу от Айн Сохна, второй якорной стоянки фараонов на берегу Красного моря (рис. 1).

Вади употреблялась в начальный период Старого Царства, в основном при правлении Хеопса (ок. 2550-2520 до н.э.), для отправки морских экспедиций к бирюзовым и бронзовым шахтам, разрабатывавшимся египтянами на юге-востоке Синайского полуострова. Оно лежит прямо наоборот сравнительно не так давно идентифицированной точки погрузки в Эль-Марха на втором берегу Суэцкого залива, в месте, где его ширина не превышает пятидесяти (sic) километров (рис.2).

Вади соединяется с равниной Нила на широте Мейдума, где выстроена первая из пирамид Снефру, основателя IV династии, единственной, следы которой видятся в вади Араба. В меньшей степени, но, без сомнений, одной из решающих обстоятельств выбора этой точки побережья являлось существование приблизительно в 10 км к западу источника пресной воды (сейчас он в монастыре Святого Павла): он разрешал пополнять запасы экспедиций, следовавших транзитом через эти места. На растянувшемся на 6 км с запада на восток от первых скалистых предгорий Восточной пустыни до берега Красного моря (рис.3) пространстве бессчётными археологическими свидетельствами выделяются четыре главные территории «портовой инфраструктуры».

Западнее всего (Zone 1) расположена совокупность галерей-складов, сравнимая с отысканной сравнительно не так давно в двух вторых портах, на данный момент известных как Айн-Сохна и Мерса Гауасис. Тут насчитывается около тридцати галерей, семнадцать из которых расположены около маленькой скальной возвышенности, а девять вторых проделаны в восточном склоне мелкого вади, тянущегося с севера на юг (рис. 4).

Они в среднем имеют в длину 20 м, в ширину 3 м и в высоту — 2,5 м, но кое-какие достигают 34 м, к примеру, галереи G1 и G20.

У входов обязательно обнаруживаются остатки защитной совокупности. Вход в галереи делан выводы установленными по бокам известняковыми блоками ещ? до запечатывания размещавшейся перед входом грудой больших блоков (рис. 5). Эта часть порта предназначалась для хранения оборудования (деталей и материалов судов) и продуктов первой необходимости, нужных в экспедициях.

Хранившиеся в этих складах большие глиняные кувшины для воды были изготовлены тут же на месте: две печи для их обжига обнаружились ниже галерей G3, G5 и G6.

Несколькими сотнями метров восточнее, на последних известняковых буграх, господствующих над огромной прибрежной равниной, окаймляющей в этом месте Красное море, находятся участки (Zone 2 4), предназначенные для жилья и, возможно, для «штаба» работ. Широкий спектр находок в лагере выявляет во времени, по крайней мере, две главные группы событий, и обе, если судить по обнаруживаемому на площади керамическому материалу, относятся к началу Старого Царства.

На половине пути (Zone 5) между берегом и лагерем, в центре прибрежной равнины, найдено просторное очень сильно занесённое песком прямоугольное с кладкой без раствора строение размерами 60 м на 30 м, поделённое в на тринадцать долгих поперечных помещений. Правильную функцию этого самого большого строения эры фараонов, найденного до этого дня на побережье Красного моря, еще предстоит выяснить.

На самом берегу (Zone 6) находится последний сектор портовых сооружений. При отливе возможно видеть по большей части притопленный брекватер L-образной конфигурации, финиш его участка «восток-запад» упирается в берег (рис. 6-7).

Данный волнолом начинается на пляже и уходит под водой к востоку на расстояние около 160 м. После этого наискось и хуже выдерживая направление, он вытягивается на юго-восток приблизительно на 120 м. По его осушающейся части видно, что он сложен из гальки и крупных валунов, каковые снабжают защиту огромной неестественной заводи площадью более 2,5 га.

Предварительная подводная рекогносцировка разрешила подтвердить портовое назначение этого сооружения: по крайней мере, 21 корабельный якорь из известняка был найден в укрытой ветвями волнолома заводи (рис. 8). Пара громадных глиняных кувшинов местного производства для хранения – также часть найденного под водой археологического материала.

Первые сделанные в 2011 году обмеры разрешили создать топографическую карту размещения всех компонентов инфраструктуры, в последние же два года финансируются раскопки и изучение двух сооружений: галерей-и секторов складов прибрежной территории.

Изучение прибрежной территории

В части береговых портовых сооружений в 2013 году работы сосредоточились в полосе, ограниченной 200 метров от уреза воды. В этом месте бессчётные следы стен были видимы и до раскопок, но неспециализированная картина представлялась очень запутанной. На площади был отыскан корабельный якорь.

Совершённые примерно на 1000 кв. метров систематические раскопки распознали две не весьма удаленные во времени группы событий периода Старого Царства. Более давешнему соответствуют два каменных строения громадных размеров – 30 м в длину и 8 — 12 м в ширину, структурой похожие на расчёску с ячейками и зубьями между ними.

Оба сооружения — одного времени постройки, они расположены параллельно друг другу с ячейками по оси север-юг и «спиной» на север, дабы обезопасисть внутренние помещения от преобладающих риска и ветров песчаных заносов. Замысел их неспециализированного размещения характерен для хранилищ, каковые прекрасно известны в контексте начала Старого Царства (рис.9).

Первоначально они были снабжены крышей из легких материалов, поддерживаемой древесными столбами, чьи следы в грунте были найдены в результате раскопок.

В свободном промежутке между этими двумя строениями (рис.10) был обнаружен запас из 99 каменных корабельных якорей: они были бережно сложены тут на последнем этапе заполнения обоих хранилищ.

Кое-какие из этих весьма разнообразной формы якорей всё ещё оснащены остатками якорных верёвок (рис.11). На многих из них, помимо этого, красными либо тёмными чернилами нанесены метки, означающие, возможно, имя корабля, которому якорь рекомендован, либо знак команды, несущей за него ответственность.

Тогда же, во время Старого Царства, но по окончании периода интенсивных песчаных бурь, спровоцировавших практически полное исчезновение хранилищ, из забранных тут камней на юго-востоке территории было возведено новое, более скромное, прямоугольное строение.

Ко второму этапу относятся и пара хижин в северо-восточной части сектора, которые связаны с выпечкой хлеба.

С последним периодом судьбы прошлых строений перед отказом от эксплуатации порта вади эл-Джарф возможно связано и их вторичное применение для двух захоронений с костьми нескольких человек. Догадка возможно таковой: члены экспедиции погибли в путешествии и были привезены, дабы быть похороненными на родном египетском берегу.

Изучение совокупности галерей-складов

Сеть галерей-складов явилась предметом предстоящего скрупулезного изучения. В следствии трех сезонов раскопок тринадцать из тридцати существующих в этом секторе галерей всецело расчищены. Три из них содержали очень важный запас попадающихся и на поверхности больших кувшинов, каковые, возможно, служили в качестве контейнеров для перевозки воды в экспедициях (рис.12).

Эти кувшины в обязательном порядке перед обжигом снабжались надписями красной краской, показывавшими их назначение. Надпись именовала команду, которая тут трудилась, к примеру,

команду «Знакомцев Двойного Золотого Хора» (рис. 13), которая берет собственный наименование от одного из сегментов титулатуры царя Хеопса.

Другие раскопанные галереи, наверное, были даны для хранения элементов судов. Но подробностей разобранных судов осталось мало. Предполагается, что все они были полностью восстановлены египтянами до окончательного отказа от эксплуатации порта.

Пара сотен кинутых древесных судовых фрагментов, шипов, палубных фитингов, верёвки на данный момент дают, не смотря ни на что, возможность составить достаточно четкое представление о том, что хранилось в галереях в своё время.

Систематические раскопки уклонов, имеющихся перед входами в складские галереи, в частности перед галереями G1, G2, G3 и G6 – также принесли большое количество информации о разных этапах применения этого места. Все галереи сделаны очевидно в одной манере, а вынутая порода частично употреблялась для упорядочения естественных уклонов при входах. Тут заметны показатели современного применения галерей, характерные наличием скоплений и кострищ золы.

Закрытие галереи было трудной работой, потому, что употреблялись блоки известняка весом в пара тысячь киллограм, дабы перекрыть пробками пандус — проход по оси входа. Все галереи, в итоге, защищались громадной известняковой пробкой заталкивающейся в любой вход, а герметичности достигали методом заполнения швов глиняным раствором.

На большинстве этих блоков имеются метки, соответствующие царствованию Хеопса, для времён которого характерна реализация таковой совокупности защиты. Самый wелостная формулировка, найденная, по крайней мере, на пяти разных блоках, содержит наименование команды, образованное от имени царя и которое можем пробовать переводить, с соблюдением всех правил: (команда) эскортных судов «Хеопс приводит собственных Обеих Богинь» (šmsw jn ?nm-?w?f-wj n?rtj?s) (рис.14).

Собрание папирусов времён Хеопса

Кампания раскопок 2013 года стала причиной неожиданному для столь удалённой от равнины Нила местности открытию многочисленной партии папирусов, относящихся к позднему периоду царствования Хеопса. Они были отысканы в ходе освобождения доступа к входам в галереи G1 и G2 (рис. 15).

Сейчас это самые древние из когда-либо раскопанных в Египте папирусов.

Большая часть их обрывков были разбросаны на громадной площади у верхней группы блоков, у спуска к галерее G2. оптимальнее сохранившиеся и самые бессчётные части были занесены песком в узкой щели свободного пространства между двумя блоками защиты галереи направляться1. Сейчас ясно, что эта партия документов, очень взаимосвязанных, появилась в этом месте в момент закрытия галереи.

Свитки папируса были, быть может, в матерчатой сумки, потому, что тут же были отысканы и бессчётные холщовые фрагменты. Несомненно, в древности была попытка ограбления склада с проникновением вовнутрь, чем и разъясняется такое рассеяние материалов, что фрагменты обнаружились и на дне спуска, и на площадке до входов в галереи G1 и G2. Кое-какие элементы тех же документов были собраны ещё и на различных уровнях склона.

В конце сезона, как следствие работ, практически 400 фрагментов разного размера расправленными под 50 стеклами были переданы в Работу Древностей. Дюжина этих папирусов отлично сохранились, самый долгий из них – лист, найденный в двух фрагментах и при соединении появлявшийся длиной более 80 см.

В целом, эти архивы отражают все работы команды называющиеся «Ма-oureret Хеопса», правильный суть которого сейчас от нас еще ускользает, и это наименование возможно проследить везде в хранилище: оно фигурирует и на большой партии глиняных сосудов, сделанных тут же на территории для данной команды (рис.16).

Год «по окончании 13 переписи» назван в связке с именем команды на одном из сохранившихся документов (рис. 17). Это разрешает, возможно, отнести момент написания всего пакета документов к самому финишу царствования, потому, что 26 либо 27 («год 13 переписи Хеопсом всего большого и небольшого юга и рогатого скота Севера») — это последний год владычества этого суверена, как принято вычислять сейчас.

По сути содержания эти документы, думается, соответствуют названной дате, потому, что в них имеется упоминания везира Анххафа, сводного брата Хеопса, чей период деятельности на данный момент в большинстве случаев относят к концу правления этого царя.

Все папирусы пакета делятся на две неравные категории. Большинство из них, приблизительно две трети, складываются из учетных документов, в которых зарегистрированы ежедневные либо ежемесячные поставки продуктов питания для команды (рис. 18).

Данный табличный тип документов уже отлично известен из папирусов более позднего времени, найденных, например, в погребальных комплексах царей Неферикара и Неферефра в Абусире.

При каждом наименовании поставляемого команде продукта имеется три графы: первая — с планируемым к поставке количеством, средняя с практически поставленным количеством и последняя — с ожидающимся количеством. Ещё мы нашли весьма занимательную изюминку самоё полного из этих перечней, обрисовывающего поставку разных видов зерновых: дабы комфортно было опознавать свёрнутый документ, наименование написано на обороте и гласит:

Счет на хлеб (рис. 19).

Поставщики предназначенных команде продуктов в большинстве случаев указаны в верхней части документа, и мы видим, что разные номы, возможно, дабы равномерно распределить нагрузку между провинциями Египта, поочередно употреблялись для поддержания царских команд. Так, за четыре месяца поставок, зафиксированных в документе, ном Гарпун (в западной дельте) назначен для поставок продуктов в течение первых двух из упомянутых месяцев, а ном Дофина (в восточной дельте) принимает эстафету на следующие два.

Второй тип документов, без сомнений, совсем уникален: об этих «бортовых» изданиях возможно сказать как о настоящем документе учёта рабочего времени, что предоставляется администрации самой командой. Эти виды документов известны Старому Царству, — но те, что обнаруживались до сих пор — очень фрагментарны, либо весьма ограничены во временных масштабах.

Серия из вади эл-Джарф включает и более ста маленьких разнокалиберных фрагментов, и в большой части сохранившиеся документы, разрешающие осознать внутреннюю организацию (рис. 20).

Деятельность команды расписана тут также в виде таблицы: в шапке страницы наименование месяца, в то время, когда команда трудилась, а строка ниже – разбита на 30 клеток, содержащих описание каждого дня в месяце. Под заголовком каждого дня имеется две колонки для записи отчёта о деятельности команды в данный сутки. Внимательное изучение этих документов (среди них и насыщенности чернильных линий, а их насыщенность неизменно выше в начале ежедневного учёта) — показывает, что это не итог единовременной компиляции данных, занесённой в таблицу в один приём; эти вписывались в таблицу важным за это писцом каждый день.

По её открытии мы назвали эту группу папирусов Издание Merer, потому, что оптимальнее сохранившиеся её фрагменты обрисовывают деятельность важного лица – инспектора Merer (s?? Mrr) – что командует оцениваемым в 200 мужчин подразделением «phyle» из команды «aper» (‘pr) в 1000 рабочих. Выяснилось вероятным идентифицировать в документальном пакете три отдельных фрагмента папируса, любой из которых может обрисовать до двух месяцев деятельности данной команды.

При чтении этих фрагментов изданий, каковые уже расшифрованы все, сходу удивляет одно: нет ни слова о деятельности, которая велась в самом вади эл-Джарф! Эти страницы – вправду, подробный отчет о исполнении разных заданий командой Merer — командой перевозчиков и гребцов за время, которое предшествовало её прибытию в порт . Они касаются по большей части (но не только этого) стройки Великой Пирамиды Хеопса в Гизе. Быть может, в то время, когда писался документ, данный проект вступал в собственную последнюю фазу, по причине того, что в соответствии с обрывками сведений, которыми мы располагаем, Merer и его команда в значительной мере важны за доставку строительного камня из карьера Туры

к югу от современного Каира. На этом этапе турский камень употреблялся массово при облицовке поверхности Великой Пирамиды, не смотря на то, что это и не было его единственным назначением.

Наименование этого места прекрасно было известно и до обнаружения издания, но сейчас мы отмечаем, что в этих известных карьерах отличного известняка существуют два четко различимых места, что до этого дня не отражено в литературе: в зависимости от случая, инспектор Merer вправду отправляется в Тура-юг либо в Тура-север. Камни после этого транспортировались по реке, дабы быть доставленными на Горизонт и стройку (пирамиды Хеопса).

Но любопытность документа не только в наименованиях мест (кое-какие из них известны и имеется в современной литературе, кое-какие – нет), но и в том, что он даёт дополнительные сведения о пути из одной точки в другую. Не считая каждый день вписываемой в документ даты, писец вносил и другие пометки времени, показывающие, где совершён сутки (wrš), а где ночь (s?rt). Он отмечал время от времени момент дня, в то время, когда он начал операцию, что мог быть, смотря по событиям, утренним ( ) либо послеполуденным (mšrw).

Другие показатели в тексте нужны в поиске упомянутых мест, а рассказчик систематично уточняет, вверх ли по реке (m-?sfwt) он плывёт, либо на север (m-?d). А во времена Старого Царства топография недалеко от Мемфиса весьма отличалась от той, какой мы знаем её сейчас: уже на данной широте Нил был разделен на две ветви и тёк значительно западнее нынешней поймы, а область Туры не пребывала, как на данный момент, в ярком контакте с рекой.

Следовало сперва по малым протокам попасть в основное речное русло, а после этого, уже по её западному рукаву (возможно, по маршруту нынешнего Бахр-эл-Либеини) достигнуть, наконец, подножия плато Гиза, конечного пункта назначения груза. Согласно данным Издания Merer за два дня должны быть пройдены двадцать километров, отделяющие от места, где конвой, в соответствии со словами текста, «загружается камнями» ( ). При возвращении обратно то же расстояние проходится порожняком всего за один сутки, не смотря на то, что путь сейчас вед?т вверх по течению. Последний топоним, появляющийся систематично, это

(литературно – Ворота пруда Хеопса), где осуществлялась регулярная пересмена на пути из карьеров Туры к пирамидам Гизы и, думается, где было одно из мест нахождения администрации, управляющей царским постройкой.

Изучение этого пакета документации должно, так, в первый раз обрисовать картину внутренней администрации начала Старого Царства и уточнить пара моментов, касающихся его работы.

Само присутствие этих папирусов в порту вади эл-Джарф подтверждает тесную связь между этими строительством и портовыми сооружениями Великой Пирамиды Хеопса в Гизе; порт, быть может, делал ответственную функцию получения бронзовых инструментов, нужных на стройке и привозимых из-за Суэцкого залива на данной широте.

По окончании трех сезонов раскопок уровень знаний о терминологии и об изюминках структуры транспортировок существенно возрос, все сведенья подчеркивают в один момент сложность организации грузовых поставок, массовость местного египетского присутствия и его относительную непродолжительность. А эта инфраструктура в полной мере возможно первой береговой в египетской истории на Красном море, созданной до порта Айн Сохна, более близкого к административной столице, Мемфису, но не скоро принявшего эстафету.

Библиография:

P. Tallet – G. Marouard, « The Harbor of Khufu on the Red Sea Coast at Wadi al-Jarf, Egypt », NEA 77/1 (2014), p. 4-14.

P. Tallet, « Un apercu de la region Memphite a la fin du regne de Cheops selon le “journal de Merer” », dans Cl. Somaglino – S. Dhennin (ed.), Toponymieetperceptiondel espace enEgyptedel AntiquiteauMoyen -Age, sous presse, IFAO.

P. Tallet, « Les papyrus de la mer Rouge (ouadi el-Jarf, golfe de Suez) », Comptesrendusde l AcademiedesInscripti onsetBelleslettres(CRAIBL)2013, sous presse.

P. Tallet – G. Marouard – D. Laisney, « Un port de la IVe dynastie au ouadi el-Jarf (mer Rouge) », BIFAO 112 (2012), p. 399-446.

P. Tallet, « The Wadi el-Jarf Site : A Harbor of Khufu on the Red Sea », JAEI 5/1 (2013), p. 76-84.

G. Marouard, « Un nouvel atelier de potier de la IVe dynastie au ouadi el-Jarf (mer Rouge) », dans Th. Rzeuska (ed.),StudiesontheOldKingdomPottery, II, sous presse.

P. Tallet – G. Marouard, « An Early pharaonic harbour on the Red Sea coast », Egyptian Archaeology 40 (2012), p. 40-43.

P. Tallet, « Ayn Soukhna and the Wadi el-Jarf : Two newly discovered pharaonic harbours on the Suez Gulf », BMSAES 18 (2012), p. 147-168.

G. Lacaze – L. Camino, Memoires de Suez. Francois Bisset et Rene Chabot-Morisseau a la decouverte du desert oriental d’Egypte (1945 -1956), 2008.

источник — http://ursa-tm.ru/forum/index.php?/topic/201733-egipetskij-papirus-rasskazal-o-stroitelstve/

Egypt’s Oldest Papyrus Reveals Lives of Pyramid Builders

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:

  • Занимательная англия. вот ты какой, английский футбол

    Современные любители футбола, появляйся они в британской деревне где-нибудь в 20-х годах 19 века на матче между двумя сельскими общинами, были бы изрядно…

  • Большое лунное надувательство часть 2

    Среда, 26 августа 1835, утренний выпуск. Между Рабочими группами по установлению координат долготы, принадлежавшими соответственно Англии, Австрии и…

  • Джон энох пауэлл «реки крови» 1968 г.

    Этот материал выкладывается на сайт в продолжение темы, поднятой в статье «Мало неприязни, господин». Аннотация: Джон Энох Пауэлл (John Enoch Powell)…

  • Абсолютный хищник

    Еще одна занимательная статья от сотрудника crustgroup — автора цикла статей «Трагедия Бронзового века». Расписывая ход за шагом текущий цивилизационный…

  • Борис ляпунов «мечте навстречу» часть 3

    Первый лунный перелет положил начало пассажирским космических рейсам. Неспешно стерлись белые пятна на картах Луны. И люди стали задумываться над тем,…

  • «Орёл» — первенец российского флота

    На сайт АИ уже выкладывались занимательные и познавательные статьи, посвященные реконструкции первого русского корабля «Орёл» (1 и 2). Отысканный мной…