Палубный учебно-боевой истребитель су-33куб.

Разработчик: ОКБ Сухого
Страна: Российская Федерация
Первый полет: 1999 г.Палубный учебно-боевой истребитель су-33куб.

В течение долгого периода эксплуатации одноместных корабельных истребителей всегда «висел» вопрос о необходимости создания на базе корабельного истребителя Т-10К (Су-33) специального двухместного варианта для обучения лётного состава палубной авиации. Такая машина проектировалась под шифром Т-10КМ-2.

Самолёт, по плану конструкторов, отличался от базисного варианта в первую очередь компоновкой кабины, в которой, в отличие от серийного Су-27УБ (Т-10У), обучаемый инструктор и пилот сидели не приятель за втором, а рядом. Так, экипаж имел возможность лучше взаимодействовать в полёте. Помимо этого, обоим участникам экипажа обеспечивался хороший обзор вперёд-вниз, что особенно принципиально важно для посадки на палубу корабля.

Сокращение ассигнований на постройку русских авианосцев в конце 80-х годов не имело возможности не отразиться на замыслах развития палубной авиации. Создание для того чтобы самолёта стало менее актуальным, и работы по проекту были прекращены.

Но конструкторы воспльзовались идеей новой компоновки двухместной кабины, которая разрешала существенно увеличить область применения базисного самолёта Су-27 и создать на его базе палубный бомбардировщик, тактический разведчик, заправщик, самолёт дальнего радиолокационного обнаружения и т.п. Проект послужил базой для разработки нового типа фронтового истребителя-бомбардировщика Т-10В.

И однако обучение пилотов корабельного авиаполка на самолётах типа Су-25УТГ продемонстрировало его недостаточность для посадки истребителя методики и полноценного освоения взлёта Су-27К (Су-33) на палубу корабля. Исходя из этого в ОКБ Сухого возвратились к вопросу создания особого учебно-тренировочного варианта самолёта Т-10К. Проектирование автомобили продолжилось под шифром Т-10КУ.

На серийном заводе в Комсомольске-на-Амуре был выстроен макет самолёта, в оценке которого принимали участие и представители корабельного полка.

На протяжении проектирования в конструкцию Т-10КУ было решено внедрить последовательность новых технических ответов. Прежде всего они касались аэродинамики самолёта.

Пара изменились площади и форма аэродинамических поверхностей: увеличили площадь рулей на вертикальном оперении, поменяли форму и увеличили площадь переднего горизонтального оперения (ПГО), его законцовки «срезали» под некоторым углом (они взяли скос для большей «незаметности»), увеличили площадь главного горизонтального оперения. Но самые громадные трансформации коснулись крыла самолёта.

Существенно увеличилась не только его площадь (практически на 8 м2), помимо этого, в первый раз на русском боевом самолёте применили механизацию крыла, снабжающую яркое управление подъёмной силой. Соответствующее обоюдное отклонение носка крыла и закрылков снабжало оптимальный коэффициент подъёмной силы при полёте и маневрировании на крейсерском режиме, что должно было дать улучшение лётно-тактических черт и расширить дальность полёта. При отклонении носка крыла фактически отсутствовала щель между ним и крылом, она закрывалась эластичным эластомерным материалом.

В отличие от Су-27К (Су-33), стабилизаторы какое количество-10КУ выполнялись не складывающимися. Оси складывания крыла были вынесены приблизительно на 1,5 м в стороны, т.е. стали соответствовать размаху горизонтального оперения. В сложенном виде финиши крыла должны были находиться практически вертикально (легко только наклонёнными к фюзеляжу).

Исходя из этого самолёт должен был занимать больше места на палубе и в ангаре авианосца, чем Су-27К (Су-33).

Протяженность самолёта осталась неизменной. Самолёт оборудовался гаком для посадки на аэрофинишер. Количество точек подвески оружия под фюзеляжем и крылом осталось без трансформации.

На самолёте покинули пушку ГШ-301 справа от кабины в наплыве крыла.

Важные трансформации коснулись конструкции головной части фюзеляжа, в которой разместилась кабина экипажа с размещением лётчиков по схеме «рядом» (как на Су-24 либо Су-34/Су-32ФН), с входом и общим фонарём через нишу передней опоры шасси. Это было сделано вследствие того что при простом (тандемном) размещении двухместного экипажа пилот в задней кабине помещён немного выше переднего лётчика, что затрудняет применение оптической посадочной совокупности.

Помимо этого, оптическая совокупность захода на посадку на палубу авианосца (как в Российской Федерации, так и в Соединенных Штатах) накладывает твёрдые ограничения на положение глаз лётчика при нахождении самолёта на глиссаде. На Т-10КУ размещение экипажа рядом снабжало хорошее сотрудничество лётчиков в полёте, возможность их яркого контакта между собой.

В отличие от Су-34, поперечное сечение головной части фюзеляжа Т-10КУ выполнялось не эллиптическим, а круглым (это в первую очередь определялось выбранным типом бортовой РЛС). В съёмного носового радиопрозрачного обтекателя размещалась аппаратура радиолокационного прицельного комплекса. Первоначально планировалось установить уже отработанную в производстве АО «Фазотрон-НИИР» бортовую РЛС «Жук-27» с фазированной антенной решеткой.

В носовом отсеке перед кабиной экипажа размешалось оборудование оптико-электронной прицельной совокупности (визир ОЛС, в отличие от серийного Су-33. устанавливался строго по оси симметрии самолёта) чтобы получить информацию о сопернике не считая РЛС, на Т-10КУ употреблялись тепловизионный и низкоуровневый телевизионный каналы, дополненные лазерным дальномером. Предполагалось, что серийный самолёт будет оснащаться всецело независимой навигационной совокупностью повышенной точности.

На левом борту размещалась выдвижная штанга совокупности дозаправки горючим в полёте. В остальном самолёт в целом был подобен одноместному корабельному истребителю Су-33. Так, фактически не изменилась конструкция шасси (двухколёсная носовая опора снабжена пневматиками размером 620 x 180 мм, колёса главных опор — 1030 x 350 мм), средней и хвостовой частей фюзеляжа, воздухозаборников, килей, посадочного гака и т.п.

В конце 90-х годов работы по теме Т-10КУ были форсированы в громадной степени благодаря инициативе конструкторского бюро и авиазавода в Комсомольске-на-Амуре (КнААПО), т.к. Минобороны России достаточными денежными средствами не обладало. Для переоборудования в прототип нового учебно-боевого самолёта был выбран второй предсерийный Су-33 (Т-10К-4, практически — четвёртый прототип корабельного истребителя).

Во второй половине 1998 года был собран первый лётный экземпляр Т-10КУ, самолёт взял официальное обозначение Су-27КУБ (корабельный учебно-боевой, позднее — Су-33КУБ). Большая часть новых агрегатов самолёта была изготовлена на заводе в Комсомольске-на-Амуре и перевезена в Москву, где окончательную сборку прототипа Т-10КУ осуществили на умелом производстве ОКБ Сухого. На аэропорт новую машину вывезли весной 1999 года, по окончании чего её стали готовить к лётным опробованиям.

Первый полёт нового корабельного многоцелевого самолёта состоялся 29 апреля 1999 года на аэропорте ЛИИ им. М.М.Громова в Жуковском. Машину поднял в атмосферу экипаж в составе летчиков-испытателей ОКБ Храбрецов России Виктора Пугачёва и Сергея Мельникова. Оба пилота продолжительное время «специализировались» на корабельной тематике и вместе с морскими лётчиками принимали участие в долгом походе в Средиземное море. По окончании успешного получасового полёта лётчики приземлились.

К началу июня того же года умелая машина уже совершила семь испытательных полётов (их выполнили лётчики-испытатели Виктор Пугачёв, Сергей Роман и Мельников Кондратьев).

Заводские лётные опробования Су-27КУБ продолжались и до середины лета 2000 года. Ещё в августе 1999 года машина успела побывать в Саках, где взлетала с наземного трамплина и совершала посадки на аэрофинишер. В осеннюю пору того же года были произведены полеты с палубы авианесущего корабля «Адмирал Кузнецов».

Но в июле 2000 года при заходе на посадку на аэропорт в Жуковском в воздухе случилась важная авария, чуть не приведшая к смерти экипажа и самолёта. Лишь благодаря мастерству начальника экипажа Виктора Пугачёва (роль навигатора в этом полёте делал юный лётчик-испытатель ОКБ Роман Кондратьев) и находившемуся одновременно с этим в воздухе шеф-пилоту компании Игорю Вотинцеву удалось благополучно посадить машину.

Подробности случившейся аварии нигде не сообщались (равно как и обстоятельства), но, как мы знаем, что самолёт к Январю удалось вернуть и полёты на нём возобновились. В начале 2000 года доработанный самолёт уже успел «отлетать» маленькую программу в Саках. Вероятнее, он примет участие в намечаемом на вторую половину 2001 года очередном походе ТАКР «Адмирал Кузнецов» в Средиземное море.

Су-33КУБ непременно есть новым серьёзным этапом в развитии русском палубной авиации. Если сравнивать с серийным истребителем Су-27 аэродинамические характеристики новой автомобили значительно продвинулись вперёд. Аэродинамическое уровень качества Су-33КУБ возросло более чем на 10%.

Это достигнуто, первым делом, за счёт применения «интеллектуального» адаптивного крыла с эластичным носком. Эластичная обшивка носка, в которой отсутствуют щели, снабжает плавность формы и разрешает, в сочетании с отклонением флаперонов, всегда оптимизировать профиль крыла в соответствии с конкретным полётным режимом, и всецело ликвидирует перетекание воздуха с нижней поверхности на верхнюю. В следствии внедрения аэродинамических новшеств самолёт купил высочайшую топливную эффективность.

Умелый истребитель Су-33КУБ оснащён доработанными «морскими» вариантами двигателя АЛ-31Ф и катапультными креслами К-36Д. В возможности вероятен переход на новый, более идеальный тип двигателя. Цифровая совокупность дистанционного управления сейчас осуществляет контроль работу не только аэродинамических поверхностей (ПГО. хвостового оперения, флаперонов, носка и закрылков), но и двигателей.

Наряду с этим обеспечиваются минимальные утраты на балансировку и возрастает подъёмная сила, в формировании которой участвует и горизонтальное оперение.

На данный момент вместо предполагавшейся для установки на данный тип корабельного истребителя бортовой РЛС «Жук-27» на первом лётном экземпляре Су-33КУБ проходит лётные опробования новая бортовая РЛС «Жук-М» с повышенной по размерам фазированной антенной решеткой, созданная тем же предприятием — АО «Фазотрон-НИИР». Станция трудится в двух режимах: «воздух-воздух» и «воздух-поверхность».

В первом режиме бортовая РЛС разрешает обнаруживать цели в воздушном пространстве и на поверхности, сопровождать в один момент до 20 целей на дальности до 170 км с сохранением обзора в пространстве и нападать в один момент четыре цели. В режиме «воздух-поверхность» посредством данной станции вероятно действенно уничтожать наземные и надводные цели на дальности от 25 до 300 км.

Для Су-33КУБ создан и уже проходит опробования неповторимый российский цифровой процессор с быстродействием в десятки миллиардов операций в секунду. Использование новой архитектуры и современной элементной базы разрешило, если сравнивать с серийным Су-27К/Су-33, снизить многократно массу бортового радиоэлектронного оборудования при повышении возможностей бортового комплекса.

Многоканальный информационный комплекс Су-33КУБ будет снабжать экипажу круговую данные о воздушной обстановке. Использование суперпроцессора обеспечит бортовой РЛС очень высокую разрешающую свойство и разрешит упростить конструкцию.

При создании Су-33КУБ огромное внимание было уделено отработке информационно-управляющего поля кабины экипажа. На самолете реализован принцип «чёрной кабины» (т. е. в случае если совокупности не отказывают, они не должны напоминать о себе экипажу). Сведено к минимуму и число управляющих органов. На Су-27КУБ экипаж полностью нацелен на решение боевой задачи. Конструкторы предусмотрели возможность установки как обычной ручки управления самолетом, так и боковой.

Опробования продемонстрируют какая из них в итоге будет установлена на самолет.

На неспециализированной приборной доске в кабине экипажа предполагается разместить пять цветных индикаторов русского производства (один неспециализированный с размером экрана по диагонали 21 дюйм и четыре размером по диагонали 15 дюймов). Применение разрабатываемого на данный момент нашлемного прицела-индикатора разрешит всецело отказаться от применения индикатора на лобовом стекле.

Су-33КУБ стал первым русским истребителем, в котором использован бортовой генератор кислорода, снабжающий кроме этого выработку азота. Так, удалось существенно уменьшить зависимость самолета от наземной (либо корабельной) снабжающей инфраструктуры, уменьшить численность персонала, задействованного в обслуживании самолета.

Согласно точки зрения разработчиков техобслуживание нового самолета заметно упростится. По большому счету Су-33КУБ, не смотря на то, что официально и именуется учебно-боевым, есть многофункциональной машиной, талантливой решать широкий круг боевых задач — от поражения воздушных целей (а также таких очень сложных, как самолеты ДРЛО) до применения точного оружия по наземным объектам и кораблям соперника. Для поражения не столь больших целей (к примеру, катеров) на борту сохранена и 30-миллиметровая пушка.

Бортовой комплекс самолета Су-33КУБ будет базой для последовательности многоцелевых самолетов разного назначения а также семейства палубных самолетов, и будет выпускаться в вариантах ударного и разведывательного самолетов и самолета ДРЛО.

Су-33КУБ может применяеться не только в морской авиации, но и ВВС неповторимые взлетно-посадочные характеристики разрешают ему базироваться на аэропортах с маленькими взлетно-посадочными полосами, а наличие складного крыла — размещаться во всех типах имеющихся в ВВС ангаров.

ЛТХ:

Модификация: Су-33КУБ
Размах крыльев, м: 14,90
Протяженность самолета, м: 22,00
Высота самолета, м: 5,95
Площадь крыла, м2: 64,5
Масса, кг
-безлюдного самолета: 16000
-обычная взлетная: 22500
-большая взлетная: 30000
Масса горючего, кг: 9400
Тип двигателя: 2 х ТРДД АЛ-31Ф
Большая тяга, кН / кгс
-бесфорсажная: 2 х 74,53 / 2 х 7600
-форсажная: 2 х 122,58 / 2 х 12500
Большая скорость, км/ч
-у почвы: 1400
-на громадной высоте: 2500 (М=2,35)
Практический потолок, м: 18500
Практическая дальность, км: 3900
Макс. эксплуатационная перегрузка: 9
Экипаж, чел: 2
Оружие: 1 х 30-мм пушка ГШ-301 (150 снарядов)
Большая боевая нагрузка, кг: 6000
Ракетное оружие имеет 12 узлов подвески, на них может устанавливаться:
-до 2 УР класса «воздух-воздух» увеличенной дальности Р-27ЭР и Р-27ЭТ;
-до 6 УР класса «воздух-воздух» средней дальности Р-27Р, РВВ-АЕ и Р-27Т;
-до 4 УР малой дальности Р-73 с тепловым ГСН;
-противокорабельная УР «Москит» громадной дальности.

Су-33КУБ на тренажере НИТКА.

Су-33КУБ на опробованиях.

Су-33КУБ на опробованиях.

Су-33КУБ на опробованиях.

Су-33КУБ на взлете.

Су-33КУБ взлетает с учебного комплекса НИТКА.

Су-33КУБ взлетает с палубы.

Су-33КУБ в полете.

Су-33КУБ заходит на посадку.

Су-33КУБ заходит на посадку. Тренажер НИТКА.

Су-33КУБ делает проход над палубой.

Су-33КУБ на палубе.

Су-33КУБ.

Су-33КУБ в паре с Су-33.

Су-33КУБ на рулежке.

Су-33КУБ на стоянке.

Су-33КУБ. Рисунок.

Проекции Су-33КУБ. Рисунок.

Су-33КУБ. Схема.

.

.

Перечень источников:
Андрей Фомин. Су-27: История истребителя.
Время и Авиация. Андрей Фомин. Основное оружие авианосца.
Крылья Отчизны. Николай Якубович. Новинка для русского флота: О самолете Су-27КУБ.
космонавтика и Авиация. Владимир Ильин. Корабельный истребитель XXI века.
космонавтики и Вестник авиации. Су-33 КУБ: корабельный учебно-боевой самолет.
Сайт «Уголок неба». 2004 страница: «Сухой Су-33КУБ».

Тренажер учебно-боевого самолета Л-39

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:

  • Учебно-боевой истребитель су-27уб.

    Разработчик: ОКБ Сухого Страна: СССР Первый полет: 1985 г. Су-27УБ — двухместный сверхзвуковой учебно-боевой истребитель, модификация самолета Су-27….

  • Истребитель с-20 (рбвз-с-xx).

    Разработчик: Сикорский Страна: Россия Первый полет: 1916 г. Четырехмоторные бомбардировщики «Илья Муромец» являлись базой Эскадры воздушных судов (ЭВК)….

  • Учебно-боевой штурмовик су-25уб.

    Разработчик: ОКБ Сухого Страна: СССР Первый полет: 1985 г. Вопрос о создании на базе одноместного военного штурмовика его учебно-боевого варианта…

  • Палубный учебно-боевой истребитель миг-29куб.

    Разработчик: РСК МиГ Страна: Российская Федерация Первый полет: 2007 г. Мысль создания учебно-военной машины на базе палубного истребителя МиГ-29К…

  • Многоцелевой истребитель су-27.

    Разработчик: ОКБ Сухого Страна: СССР Первый полет: 1977 г. В авиационной истории 60-е годы ознаменовались поступлением на вооружение ВВС главных…

  • Палубный истребитель-бомбардировщик миг-29к.

    Разработчик: ОКБ МиГ Страна: СССР Первый полет: 1988 г. Второй глубокой модификацией легкого фронтового истребителя МиГ-29 стал многоцелевой корабельный…