Палубный самолет дрло як-44э.

      Комментарии к записи Палубный самолет дрло як-44э. отключены

Разработчик: ОКБ Яковлева
Страна: СССР
Проект 1989 г.
Палубный самолет дрло як-44э.

Создание корабельного самолета наведения и радиолокационного дозора (РЛДН) Як-44Э неразрывно связано с созданием отечественных авианесущих судов и постоянным ростом важности информационного обеспечения военных действий корабельной авиации, в особенности на громадном удалении от береговых аэропортов.

Как мы знаем, при развитии и формировании боевого применения и концепций создания авианесущих судов в СССР, а после этого в Российской Федерации, принимались очень непоследовательные и противоречивые ответы, каковые приводили к подобным ответам при выработке технической политики и создании авиационной техники для этих судов. Яркими свидетелями концентрированных последствий таких ответов мы стали сейчас. Вправду, современный российский авианесущий флот складывается из единственного корабля (солидную часть времени находящегося в ремонте), двух десятков корабельных самолетов Су-33, и десятка летчиков, каковые уже практически четыре года не садились на палубу.

Но кроме того эти силы в составе корабельной группировки будут беззащитны при отсутствии своевременной информации о воздушном и надводном сопернике, которую способен дать корабельный самолет РЛДН, действующий в составе корабля и авиагруппы. Неприятность информационного обеспечения военных действий корабельных группировок решается методом установки особого радиотехнического комплекса на разные платформы, в качестве которых смогут рассматриваться: вертолеты, самолеты, конвертопланы, аэростаты, дирижабли, БПЛА и суда.

самые эффективными платформами на данный момент признаны самолеты. Одним из самых успешных проектов в данной области есть созданный ОКБ им. А.С.Яковлева самолет РЛДН Як-44Э.

Созданию этого самолета предшествовали работы по перспективным на то время авианесущим судам.

Во второй половине 60-ых годов XX века в один момент с проектированием противолодочного крейсера проекта 1143, в Невском проектно-конструкторском бюро (НПКБ) начались изучения вида перспективного авианосца проекта 1160 с катапультным взлетом самолетов.

В состав авиационного оружия авианосца проекта 1160 предполагалось включить многоцелевые истребители с изменяемой стреловидностью крыла МиГ-23А, дозвуковые самолеты ПЛО П-42, корабельные сверхзвуковые ударные самолеты с изменяемой стреловидностью крыла Су-24К и палубные вертолеты Ка-252.

Авиагруппа авианосца пр. 1160 должна была складываться из 12 истребителей Су-27К, 12 штурмовиков Су-28К, четырех разведчиков-целеуказателей Су-28КРЦ, шести самолетов ПЛО П-42, четырех самолетов П-42 в варианте РЛДН и восьми вертолетов ПЛО Ка-252 (Ка-31).

Дозвуковой самолет ПЛО П-42 проектировался ОКБ им. Г.М.Бериева в соответствии с ответу рабочей группы СМ СССР по военно-промышленным вопросам от 05. Об.

71 г. По неспециализированной схеме П-42 в значительной мере повторял палубный самолет ПЛО ВМС CLLJAS-3 «Викинг». Он выполнялся по схеме высокоплана с крылом умеренной стреловидности,трапециевидным хорошим оперением с рулями направления и высоты и двумя ТРДД Д-36 в гондолах под крылом.

Самолет должен был взлетать с корабельной катапульты, а конструкция его планера и шасси рассчитывались для посадки на палубу с торможением аэрофинишером за посадочный гак.

Для экономии места при хранении на палубе и в ангаре авианосца консоли крыла и киль П-42 складывались.

Не считая главного варианта ПЛО была запланирована разработка вариантов самолета-заправщика, палубного самолета РЛДН, поисково-спасательного, транспортного и др. Разработка аванпроекта самолета П-42 завершилась в первой половине 70-ых годов двадцатого века, а летные опробования первого умелого самолета должны были начаться во второй половине 70-ых годов двадцатого века.

Первоочередной была задана разработка самолета П-42 ПЛО, а создание варианта П-42 РЛДН откладывалось. Но, истребители авиагруппы корабля пр. 1160 не могли действенно снабжать ПВО корабельного соединения, что являлось главной задачей советского авианосца, потому, что для управления их военными действиями не было корабельного самолета РЛДН.

На базе выполненных НПКБ проработок по авианесущим судам, весной 1976 года было принято распоряжение правительства о проектировании в 1976-1977 постройке и годах к 1985 году двух ядерных авианесущих судов пр. 1153, каковые по концепции фактически не отличались от пр.1160, но их авиагруппа уменьшалась с 60-70 до 50 ЛА.

В ноябре 1977 года было решено отказаться от постройки тяжелых авианесущих крейсеров (ТАКР) пр. 1153, а постройку последующих ТАКР пр.1143, начиная с пятого, проводить с учетом обеспечения базирования на них не только СВВП типа Як-141 и вертолетов Ка-252, но и самолетов катапультного взлета Су-27К и Су-25К.

Подготовленное к ноябрю 1980 года уточненное ТТЗ на разработку ТАКР пр. 1143.5 предусматривало создание корабля водоизмещением 55 000 т с авиагруппой из 46 ЛА (истребители Як-141, Су-27К, МиГ-29К и самолеты РЛДН Як-44Э, вертолеты Ка-27 и Ка-27ПС).

Но оно не было утверждено, а в апреле 1981 года было издано постановление о модернизации второго строящегося ТАКР пр. 1143.4 в направлении повышения численности его авиагруппы до 40 ЛА и включении в ее состав, кроме СВВП Як-141 и вертолетов, истребителей Су-27К и МиГ-29К, для взлета которых в носовой части полетной палубы предусматривалось выстроить трамплин.

Для информационного обеспечения судов авианосной группировки, и для управления военными действиями корабельных истребителей в штатный состав авиагруппы АНК пр. 1143.4 включались турбовинтовые самолеты РЛДН Як-44Э с хранением на верхней палубе.

Разработка самолета Як-44Э была задана ОКБ А.С.Яковлева во второй половине 70-ых годов двадцатого века. В будущем планировалось создать и другие модификации, среди них и самолет ПЛО.

К ноябрю 1979 года ОКБ А.С.Яковлева подготовило техническое предложение по самолету РЛДН Як-44Э с базированием на сухопутных аэропортах и на авианесущих судах (взлет с трамплина, посадка на аэрофинишер).

В нем рассматривались два других варианта РТК: «Факел» (с внутри-фюзеляжным размещением антенн РЛС — одной в носовой части фюзеляжа и второй — в хвостовой) и Э-700 (с антенной обзорной РЛС во вращающемся обтекателе над фюзеляжем).

В марте 1980 года, в ОКБ произошло заседание помощника главы ВПК СМ СССР Н.С.Строева, Главнокомандующего флотом С.Г.Горшкова, Главнокомандующего ВВС П.С.Кутахова, министра АП В.А.министра и Казакова РП П.С.Плешакова, на котором было обсуждено техническое предложение ОКБ. Заседание одобрило вариант самолета с РТК «Факел».

Первоначально схема Як-44Э включала комбинированную СУ из двух маршевых ТВД под крылом и четырех подъемных ТРД в фюзеляже.

Подъемные двигатели употреблялись лишь на посадке и взлёте для понижения скорости отрыва самолета от захода и палубы корабля его на посадку. Расчетная протяженность разбега при взлете самолета Як-44Э с трамплина составляла 150-200 м, Расчетная крейсерская скорость полета — 450 км/ч, а длительность патрулирования — около 5 ч.

РТК самолета должен был обнаруживать самолеты соперника в воздухе на расстоянии 150-200 км от корабля и наводить на них корабельные истребители. Дальность обнаружения надводных целей составляла более 300 км. Руководил самолетом и его РТК экипаж из трех человек.

Но, установка в фюзеляже Як-44Э четырех ПД и большие потребные запасы горючего затрудняли компоновку совокупностей РТК на самолете. Большое количество неприятностей появилось и у разработчиков РТК «Факел», что стало причиной затягиванию, а после этого и к прекращению в марте 1983 работ по этому комплексу и к важному замедлению разработки самолета Як-44Э в целом.

В данный же период, начиная с 1982 года, ОКБ О.К.Антонова на базе тактического военно-транспортного самолета Ан-72 разрабатывало самолет РЛДН Ан-71 для ВВС. Исходя из этого, для выхода из создавшейся непростой обстановки в марте 1983 года было решено предпринять разработку другого проекта корабельного самолета РЛДН и возложить эту задачу на ОКБ О.К.Антонова.

На базисном самолете Ан-72 для увеличения подъемной силы крыла и взлетно-посадочных черт оба маршевых ТРДД Д-436К его силовой установки были размещены над крылом, снабжая обдув его механизации и верхней поверхности. Для увеличения тяговооруженности самолет Ан-71 дополнительно оснащался бустерным ТРД РД-38А.

Палубный вариант, самолет Ан-71К, предполагалось оснастить тремя бустерными ТРД РД-38А. Антенна РЛС РТК Э-700 размещалась в круглом плоском грибовидном обтекателе на вершине киля, что имел отрицательную стреловидность по задней и передней кромкам.

Аванпроект Ан-71К был подготовлен к осени 1984 года. В следствии рассмотрения аванпроекта оказалось, что взлётная масса и геометрические размеры Ан-71К не разрешают разместить его на корабле, и предстоящая разработка корабельного самолета РЛДН Ан-71К была прекращена.

Вследствие этого, с октября 1984 года ОКБ А.С.Яковлева продолжило работы по Як-44Э на базе новой конструктивно-компоновочной схемы, в которой отсутствовали ПД, а высокая обдув и взлётная тяговооруженность верхней поверхности крыла для увеличения его подъемной силы обеспечивались винтовентиляторными двигателями Д-27 (на данный момент эти двигатели употребляются в силовой установке нового российско-украинского военно-транспортного самолета Ан-70).

Новый вариант Як-44Э должен был оснащаться РТК Э-700 с антенной РЛС в грибовидном обтекателе над фюзеляжем, как на американском палубном самолете Е-2С «Хокай».

В декабре 1985 года был построен «заказ 105» (с 1990 г. ТАКР «Кузнецов»), началась постройка второго подобного корабля («заказ 106», а с 1990 г. ТАКР «Варяг»), а 25 ноября 1988 года был заложен АНК пр.1143.7 («заказ 107», будущий АТАКР «Ульяновск»), по проекту, предусматривавшему трамплинный и катапультный взлет самолетов.

На борту «Ульяновска» должен был размещаться увеличенный парка корабельных самолетов, а также самолетов РЛДН.

В сентябре 1988 года был подготовлен аванпроект нового варианта самолета Як-44Э. По результатам его рассмотрения в январе 1989 г. было принято Распоряжение ЦК КПСС и СМ СССР о создании многоцелевого самолета РЛДН Як-44Э с РТК Э-700, оснащенного двумя ТВВД Д-27 (взлетная мощность 14 000 л.с.) и разработке на его базе вторых модификаций корабельного базирования.

Постройка опытных образцов Як-44Э и его серийное производство поручалось Ташкентскому авиационному ПО им. В.П.Чкалова (ТАПОиЧ). Планировалось, что многоцелевой самолет РЛДН Як-44Э в будущем будет поставляться и в ВВС.

С июня 1989 года в ОКБ А.С.Яковлева началось подготовка постройки и рабочее проектирование опытных образцов Як-44Э. Был изготовлен полноразмерный конструктивно-технологический макет самолета и его масштабная (в масштабе 1:5) модель для радиотехнических изучений. Для летных опробований ТВВД Д-27, а Як-44Э должен был стать первым в мире самолетом с таким типом СУ, была создана летающая лаборатория Як-42ЛЛ.

В январе 1990 года состоялась защита эскизно-макета самолёта и технического проекта Як-44Э. По главным характеристикам он значительно превосходил последние модификации уникальный корабельный самолет ДРЛО Е-2С «Хокай» с катапультным взлетом. Но, из-за снижения финансирования, предстоящие работы по самолету Як-44Э замедлились, а в первой половине 90-ых годов двадцатого века, по окончании прекращения постройки АТАКР «Ульновск», были остановлены на этапе подготовки к постройке умелых самолетов для летных опробований.

Начальниками создания самолета РЛДН Як-44Э в различное время были А.С.Яковлев, А.А.Левинских, С.А.Яковлев и А.Н.Дондуков.

направляться подчернуть, что частично задачи корабельного самолета РЛДН имел возможность решать корабельный вертолет Ка-252РЛД (Ка-31), создававшийся на базе корабельного транспортно-боевого вертолета Ка-252ТераБайт (Ка-29).

Но он снабжал наблюдение за надводными судами, целеуказание корабельному ракетному оружию, сопровождение и обнаружение низколетящих самолетов, крылатых ракет и вертолётов, но не имел возможности решать задачи наведения истребителей на воздушные цели. Исходя из этого, действенное использование корабельных истребителей обеспечивалось лишь при наличии на борту АНК специальных самолетов РЛДН.

Не обращая внимания на то, что с момента прекращения работ по самолету Як-443 прошло уже более 12 лет, он не утратил актуальности и остается уникальным самолетом РЛДН, талантливым функционировать с авианесущих судов, оборудованных взлетными трамплинами, а такая свойство еще продолжительное время будет востребованной не только для русского ВМФ.

Высокие взлетно-посадочные характеристики самолета Як-44Э и его вариантов (корабельного и базисного противолодочного, военно-транспортного, патрульного, пожарного, спасательного и др.) серьёзны кроме этого при необходимости действий с береговых аэропортов, имеющих маленькие либо поврежденные ВПП, в особенности в регионах со слаборазвитой аэродромной сетью. Исходя из этого по объективным показателям самолет РЛДН Як-44Э и его варианты до сих пор являются в полной мере конкурентоспособными в собственном классе как на внутреннем, так и на внешнем рынке.

Техническое описание.

Самолет РЛДН Як-44Э есть одним из главных информационно-разведывательных средств и является выносной радиолокационный пост, совмещенный с воздушным пунктом наведения и управления авиации на найденные воздушные, наземные и надводные цели.

Як-44Э снабжает: контроль воздушного, наземного и надводного пространства; оповещение армий о действиях соперника; наведение авиации на найденные цели.
Самолет выполнен по схеме высокоплана с прямым крылом, оснащенным предкрылками, двухщелевыми закрылками с дефлекторами, интерцепторами и спойлерами.

Два винтовентиляторных двигателя расположены под крылом. Оперение выполнено по разнесенной двухкилевой схеме. Горючее размещается в баках-кессон ах корневой части крыла и в стабилизаторе.

Самолет имеет убирающееся в полете трехопорное шасси с передней управляемой опорой. Главные опоры убираются в гондолы двигателей.

Самолетные совокупности.

Самолет имеет следующие главные совокупности:
-управления и запуска силовой установкой;
-топливную;
-гидропневматическую;
-энергоснабжения (СЭС);
-противообледенительную (ПОС);
-кондиционирования воздуха;
— воздушного охлаждения (СВО);
-наддува и жидкостного охлаждения;
-пожарной защиты;
-кислородного оборудования.

На самолете установлена электродистанционная совокупность управления (СДУ), воображающая собой комплексную аналого-цифровую совокупность управления механизацией и самолётом крыла с независимыми рулевыми приводами, снабжающая полет при разных центровках самолета, которые связаны с различными вариантами заправки и оборудования горючим.
На Як-44Э установлены две независимые гидравлические совокупности.
В верхней части фюзеляжа перед крылом установлен воздухозаборник с радиаторами СКВ и СВО, и агрегатами этих совокупностей.
На двигателях установлены четыре привод-генератора СЭС неспециализированной мощностью 300 кВт. При полном отказе СЭС питание СДУ обеспечивается генератором переменного тока с приводом от воздушной турбины, установленной в носовой части фюзеляжа.

На самолете установлена комбинированная ПОС:
-передние кромки воздухозаборников двигателей, СКВ и предкрылки обогреваются воздушно-тепловым методом;
-на передних кромках оперения применены резиновые протекторы пневматической ПОС;
-воздушные винты двигателей, их обтекатели, остекление и ПВД снабжены электротепловой ПОС.

Совокупность автоматического пожаротушения защищает отсеки двигателей и ВСУ.
Средства ручного пожаротушения установлены в кабине экипажа.
Независимый запуск двигателей на земле обеспечивается ВСУ — запасным газотурбинным двигателем, расположенным под полом отсека оборудования.
В обитаемых отсеках размещены плоты на 3 и 6 мест.
В отсеке операторов размещен буфет, место и туалет отдыха, разрешающие обеспечить долгий полет.

Оборудование.

Бортовое радиоэлектронное оборудование самолета является совокупностью функционально связанных информационных и информационно-управляющих совокупностей, цифровых вычислительных средств, индикации и систем управления. Главный информационный обмен между совокупностями осуществляется по мультиплексным каналам информационного обмена (МК.И0).

Состав оборудования:
-радиотехнический комплекс;
-пилотажно-навигационный комплекс;
-комплексная совокупность управления;
-метеонавигационная радиолокационная станция;
-совокупность управления общесамолетным оборудованием;
-бортовая автоматизированная совокупность контроля;
-бортовое устройство регистрации;
-электрическая система;
-устройство выброса дипольных отражателей и фальшивых тепловых целей;
-ответчик госопознавания;
-резервные.устройства;
-маркерный радиоприемник;
-ответчик УВД;
-светотехническое оборудование.

Совокупности, входящие в пилотажно-навигационный комплекс:
-центральная цифровая счётная машина;
-индикации и многофункциональные пульты управления; комплексная совокупность электронной индикации с пятью цветными дисплеями;
-навигационный комплекс с радиотехнической совокупностью ближней навигации, инерциальной навигационной совокупностью, интегрированной совокупностью дальней и спутниковой навигации;
-высотно-скоростное оборудование, складывающееся из двух совокупностей воздушных сигналов, двух системы и радиовысотомеров предупреждения критических режимов; непроизвольный радиокомпас.

Оборудование самолета ЯК-44Э снабжает:

Пилотажно-навигационный комплекс:
-постоянное автоматическое определение текущих координат согласно данным инерциальных совокупностей с коррекцией согласно данным радиотехнических средств ближней, дальней, и и спутниковой навигации;
-отображение и формирование пилотажно-навигационной информации о состоянии самолетных совокупностей и параметрах силовой установки на электронно-лучевых индикаторах;

Комплексная совокупность управления:
-автоматическое самолетовождение в горизонтальной и вертикальной плоскостях по запрограммированному маршруту;
-автоматический заход на посадку по сигналам наземных радиотехнических средств посадки;
-стабилизация заданных значений высоты, скорости, курса, крена, тангажа.

Метеонавигационная РЛС:
-индикация экипажу информации о грозовых метеообразованиях и выдача рекомендаций по оптимальному их облету.

Бортовая автоматизированная совокупность контроля:
-контроль работоспособности и оборудования и технического состояния систем в полете;
-передача результатов и документирование контроля их по телеметрическим каналам связи на наземные станции технического базирования;
-контроль летно-эксплуатационных ограничений;
-поиск неисправностей, прогнозирование состояния , учет оборудования ресурса и остатка систем.

ЛТХ (расчетные):

Модификация: Як-44Э
Размах крыла, м: 25,70
Протяженность самолета, м: 20,39
Высота самолета, м: 8,46
Площадь крыла, м2: 49,20
Масса, кг
-безлюдного самолета: 21200
-большая взлетная: 30400
Тип двигателя: 2 х ТВВД Д-27
-мощность, л.с.: 2 х 4700
Макс. крейсерская скорость, км/ч: 680
Длительность полета, ч: 12
Практический потолок, м: —
Экипаж, чел: 5

Радиотехнический комплекс Э-700

Диапазон волн: B
Средняя мощность излучения: 5 кВт
Дальность обнаружения,
-воздушная цель с ЭПР 3 м2: 250 км
-крылатая ракета AGM-86: 220 км
-крылатая ракета AGM-84: 165 км
Диапазон высот обнаружения воздушных целей: 5-30000 м
Диапазон скоростей обнаруживаемых воздушных целей: 40-3500 м
Количество в один момент сопровождаемых целей: 150
Количество наводимых на цели истребителей: 40.

Полноразмерный макет самолета ДРЛОиУ Як-44Э.

Макет Як-44Э со сложенными консолями крыла на палубе.

По окончании габаритных опробований макета Як-44Э на ТАКР «Адмирал флота СССР Кузнецов».

Аэродинамическая модель Як-44Э.

Аэродинамическая модель Як-44Э.

Схема применения Як-44Э.

Як-44Э. Рисунок.

Компоновочная схема Як-44Э.

Як-44Э. Схема.

.

.

Перечень источников:
Михаил Никольский. управления и Самолёты разведки.
Космонавтика и Авиация. Евгений Климович. Михаил Никольский.

применение и Развитие самолетов дальнего управления и радиолокационного обнаружения.
Крылья Отчизны. Вадим Абидин, Юрий Засыпкин. Як-44Э — самолет наведения и радиолокационного дозора.
Авико Пресс. Альманах «Отечественные Крылья». Як-44Э.
Роман Астахов. Русская Сила. Самолет РЛДН Як-44Э.

«Ульяновск» заказ С 107 — строящийся атомный тяжёлый авианесущий крейсер РАЗОБРАН

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:

  • Самолет дрло ан-71.

    Разработчик: ОКБ Антонова Страна: СССР Первый полет: 1985 г. Возможно, рвение посмотреть за горизонт было характерно полководцам всех времен. Не страно,…

  • Многоцелевой транспортный самолет т-101 «грач».

    Разработчик: Рокс-Аэро, МАПО МиГ Страна: Российская Федерация Первый полет: 1994 г. В 90-е годы, в то время, когда отечественные авиазаводы полностью…

  • Ударный палубный самолет для рккф -2?

    Развитие (скорее кроме того доработка) темы маленького двухмоторного ударного самолёта предвоенного СССР…

  • Самолет дрло а-50эи.

    Разработчик: ОКБ Бериева Страна: Российская Федерация, Израиль Первый полет: 2007 г. Руководство армии Индии уделяет громадное внимание оснащению…

  • Самолет дрло а-50.

    Разработчик: ОКБ Бериева Страна: СССР Первый полет: 1978 г. К началу 70-х годов состоявший на вооружении армий ПВО самолет наведения и радиолокационного…

  • Легкий сельскохозяйственный самолет авиатика-маи-890сх.

    Разработчик: МАИ Страна: Российская Федерация Первый полет: 1992 г. Авиатика-МАИ-890СХ — одноместный легкий сельскохозяйственный самолет, предназначенный…