Орудия — к бою!

      Комментарии к записи Орудия — к бою! отключены

Выкладываю на сайт занимательные статьи из жж одного из ведущих русских историков авиации глубокоуважаемого Вячеслава Кондратьева.

99 лет назад, 5 июля 1917 года в первый раз поднялся в воздух SPAD S.XII — первый в мире истребитель с пушечным оружием. Опробование автомобили совершил известный французский ас Жорж Гинемер, специально для этого отозванный с фронта. Имеется версия, что именно он подал автору проекта S.XII Луи Бешеро идею установить на истребитель в дополнение к пулемету еще и пушку.

Действительно, автоматических скорострельных пушек тогда еще не было, исходя из этого на самолет поставили полуавтоматическое однозарядное 37-миллиметровое орудие Пюто, изначально предназначавшееся для пехоты.

В автоматическом режиме у данной пушки происходило лишь открывание затвора по окончании выстрела и выброс гильзы, а заряжать ее и закрывать затвор требовалось вручную. Очевидно, это отвлекало летчика от наблюдения и управления за воздухом, но Гинемер думал, что существенно возросшая огневая мощь с лихвой компенсирует это неудобство. В подтверждение собственных прогнозов он уже 27 июля сбил на пушечном истребителе германский самолет, а позже — еще три.

Благодаря восторженному отзыву Гинемера французское авиационное руководство заказало на компании SPAD 300 экземпляров S.XII. Один из них достался второму известному французскому асу Рене Фонку, что дал ему столь же высокую оценку и одержал на нем 11 воздушных побед. Но рядовые пилоты, не владевшие мастерством Гинемера и Фонка (а таких, по понятным обстоятельствам, было большинство), встретили новинку значительно более прохладно и сдержанно.

Меткий пушечнаый выстрел давал практически стопроцентную гарантию уничтожения вражеского самолета, но попасть в цель с одного выстрела было значительно тяжелее, чем пулеметной очередью, и мало кому это получалось. Не смотря на то, что на S.XII стоял еще и пулемет, но из-за пушки самолет заметно потяжелел, а от этого ухудшилась маневренность и усложнилось управление. Помимо этого, летчикам не нравилось, что по окончании каждого пушечного залпа кабину наполнял едкий пороховой дым, а выкинутые гильзы катались по полу, мешаясь под ногами и угрожая заклинить педали.

В общем, самолет для снайперов так и не стал популярной и массовой машиной. Заказ на 300 экземпляров скоро был отменён. Правильное количество выстроенных и поступивших в армии S.XII неизвестно, но, по оценкам большинства историков, оно не превышало нескольких десятков штук.

Французы постарались предложить данный аэроплан своим союзникам, но и британцы, и американцы от него отказались. В общем, уже к 1918 году стало ясно, что однозарядным артиллерийским совокупностям не место на самолетах, предназначенных для воздушного боя. И в будущем на них ставили лишь автоматические пушки.

Орудия - к бою!

Рене Фонк рядом со своим пушечным истребителем.

S.XII был далеко не первым самолетом, на что установили пушку, но все прошлые, наподобие изображенного на снимке Вуазена LB, были штурмовиками, предназначенными для атак наземных объектов.

Орудие S.XII было укреплено на моторе Испано-Сюиза, между блоками и карбюратором цилиндров. Оно стреляло через трубчатую ось верхней шестерни редуктора и втулку винта, а его казенная часть с вертикальным клиновым затвором вдавалась в кабину пилота. Эта пушка имела сменные стволы — нарезной и гладкостенный.

Из нарезного пламя велся зажигательными либо фугасными боеприпасами, а из ровного — картечью. Все французские асы, сражавшиеся на S.XII, предпочитали картечь, поскольку она давала больше шансов на попадание, не смотря на то, что и потребовала сближения с целью на минимальную расстояние.

Снаряды авиапушки Пюто. Слева — контейнеры с картечью, справа — зажигательный боеприпас. В любой контейнер помещалось от 30 до 36 круглых либо сегментных пуль.

Окопный прототип авиапушки Пюто, предназначенный для противодействия дзотам и пулеметными гнездами. На самолеты эту пушку, оснащенную удлиненным стволом без пламегасителя, ставили в перевернутом положении.

S.XII, проходивший опробования в 13-й эскадрилье Воздушного корпуса Армии США. Потому, что самолет считался экспериментальным, ему присвоили нестандартный бортовой номер ноль. Скелет с косой — эмблема эскадрильи.

Французский аc Жорж-Феликс Мадон сражался на S.XII с фюзеляжем, окрашенным в красный цвет, а Рене Фонк — на стандартно камуфлированной машине с эмблемой эскадрильи Аисты.

источник: http://vikond65.livejournal.com/503601.html

Орудия к бою

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:

  • Матильда мкii c советским орудием 76,2 мм. 1942г.

    Одним из главных источников претензий к танку Матильда Mk.II было его оружие. 40-мм дырокол QF 2-pounder был хорош, но по каким-то малоизвестным…

  • Танковые орудия для ркка начала 30-х годов

    Создатель конструкции – американец Samuel Neal McLean, запатентовал ее еще в 1902 году. Будучи испытанной комиссией в 1903-1905 и 1916-1918 гг, пушка…

  • Орудие-призрак

    В 5 часов 35 мин. 5 июня 1942 года равнину недалеко от Бахчисарая потряс громоподобный звук, что через 2 десятилетия люди приняли бы за термоядерный…

  • Непростая судьба орудий особой мощности

    При штурме крепостей и в уличных битвах с ними не имела возможности соперничать кроме того авиация На кадрах фото- и кинопленки, запечатлевших сражения…

  • Использование устаревших орудий в мви

    В отличие от настоящего, в мире МВИ ко второй половине 30-х сохранилось значительно больше устаревшего оружия, под которым мы понимаем любой пример…

  • Танковые орудия ссср

    Первые советские танковые орудия были 37-мм, как находившиеся на первом танке КС, так и на самом распространенном Т-18. Увы, 37-мм орудие, по опыту,…