звезда парижского авиасалона 1938 года двухвинтовой (Push Pull) истребитель компании Fokker не был доведен к 1940 году
«Одним из самых важных открытий прошлого авиасалона определенно был двухмоторный истребитель Fokker D-XXIII»
– так 5 января 1939 года написал редактор еженедельника «Les Ailes» о новейшем истребителе компании Fokker, что на авиасалоне 1938 года привлек столько же внимания, сколько во второй половине 30-ых годов двадцатого века привлек к себе истребитель Fokker G-1. Его конструкция с размещением кабины и тандемным расположением двигателей пилота между ними вызвала дискуссии о компоновке, которую сейчас принято именовать «Push Pull».
Само собой разумеется, D-XXIII был не первым самолетом с данной компоновкой. В 1915 году Энтони Фоккер выстроил биплан K-1, в первой половине 30-ых годов двадцатого века в Соединенных Штатах Джузеппе Белланка пробовал строить самолет с таковой компоновкой, а в первой половине 30-ых годов двадцатого века в Советском Альянсе Виктор Чернышов выстроил АНТ-23 (И-12) «Бауманский комсомолец». Во Франции был создан проект Deville D4.S2, что так и не был выстроен.
Но эти самолеты были мало известны, тогда как D-XXIII, представленный на авиасалоне среди новейших самолетов тех лет, стал известен всем экспертам в мире авиации. Но представленный самолет был лишь макетом. Мысль выстроить самолет пришла в конце 1937 года и летом 1938 года в компании Fokker было решено представить машину на авиасалоне. Достроить самолет до открытия салона было физически нереально, и до тех пор пока в Амстердаме длилась постройка, в Париж был послан макет автомобили.
Первый полет состоялся 30 мая 1939 года в Скипхоле под управлением летчика-испытателя Хербена Сондермана (Gerben Sonderman).
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ
D-XXIII был одним из первых цельнометаллических самолетов, выстроенных компанией Fokker. Это был моноплан с низким размещением неразъемного крыла. В серийной модели крыло планировалось изготавливать из дюралюминия, но на прототип была установлена его древесная версия.
Конструкцию крыла составляли два коробчатых лонжерона, нервюры и железная обшивка. Крыло оснащалось элеронами Фрайза, каковые были скомпенсированы и уравновешены и имели регулируемый на земле маленькой сервокомпенсатор. Силовой комплект элеронов изготавливался из металлических сварных труб, обшивка элеронов была полотняной.
Фюзеляж воображал собой маленькую обтекаемую гондолу, в задней частях и передней которой смонтированы моторные рамы. Пилот размещался в просторной застекленной кабине, расположенной у передней кромки крыла и предоставлявшей летчику хороший обзор. Сдвижной остекленный фонарь предназначался для доступа пилота в кабину; в полете фонарь мог быть скинут.
От огня соперника пилот был защищен двигателями и бронеплитами, в качестве которых выступали расположенные между кабиной и моторами противопожарные перегородки, и бронирование, размещенное по бортам и под полом кабины.
Силовой комплект фюзеляжа воображал собой ферму, сваренную из металлических хромомолибденовых труб. К лонжеронам крыла ферма фюзеляжа присоединялась при помощи четырех болтовых соединений и кронштейнов. Обшивка фюзеляжа складывалась из съемных панелей, изготовленных из магния и листов дюралюминия.
Умелый истребитель D-XXIII был двухбалочным самолетом. Вертикальное оперение размещалось на финишах двух монококовых балок, образованных эллиптическими дюралюминиевыми шпангоутами и трудящейся обшивкой. Эти балки крепились к силовому комплекту крыла и соединялись между собой при помощи горизонтального оперения. Руль высоты был единственным и оснащался регулируемым в полете сервокомпенсатором.
Неподвижные части хвостового оперения – кили и стабилизатор – имели хорошую конструкцию с лонжеронами, дюралюминиевой обшивкой и нервюрами. направления и Рули высоты имели силовой комплект из металлических труб и полотняную обшивку.
Шасси было трехопорным с носовой стойкой; D-XXIII первенствовал самолетом компании Fokker, оснащенным шасси для того чтобы типа. Колея главных стоек составляла 3,2 метра. Все стойки были убирающимися и оснащались масляными амортизаторами.
Сложившаяся в то время политическая обстановка никак не облегчала выбор типа двигателей и в следствии силовая установка прототипа складывалась из двух двенадцатицилиндровых V-образных инвертированных рядных двигателей воздушного охлаждения Walter Sagitta I.S.R., каковые при 2600 об/мин на высоте 4100 метров развивали по 528 л.с. любой и вращали трехлопастные железные винты. Охлаждение заднего двигателя потребовало размещения под фюзеляжем на уровне кабины пилота особого воздухозаборника.
Не нужно забывать, что в те годы большая часть перспективных рядных двигателей имело жидкостное охлаждение. Охлаждение заднего двигателя создало множество неприятностей, каковые до начала войны так и не удалось дать добро.
Оружие D-XXIII складывалось из двух 7,9-мм пулеметов Browning-F.N., размещенных под капотом переднего двигателя, и двух 13,2-мм Browning-F.N., расположенный в передних частях балок хвостового оперения. Была вероятна замена крупнокалиберных пулеметов на пушки.
ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОЧЁТЫ КОМПОНОВКИ
На момент постройки D-XXIII мощность силовых установок истребителей непрерывно возрастала и компоновка с тандемно установленными моторами была выбрана для обеспечения большой мощности при минимальном аэродинамическом сопротивлении. Тандемное размещение двигателей машинально компенсировалось обоюдным размещением моторов и винтов и потому снабжало высокую маневренность, хорошую устойчивость и, следовательно, высокую точность стрельбы.
Кроме этого эта компоновка снабжала громадную безопасность в полете с одним отключенным двигателем. И, наконец, размещение пилота снабжало ему хороший обзор.
Но эта компоновка имела не только преимущества. В те годы пилоты не обожали летать с установленным за спиной двигателем. Летчики были уверены, что при аварийной посадки они окажутся раздавленными передним и задним моторами.
Катапультирующиеся кресла тогда еще не были известны, и исходя из этого при происхождения аварийной обстановке в полете нужно было остановить вращение винта заднего двигателями. Прозвище «летающая мясорубка» (hachoir volant), которое взял этот самолет, говорит о том, что мало кто верил в успех аналогичного маневра.
Иначе у компании недоставало времени, дабы урегулировать вопросы, касавшиеся железного крыла. Прототип взял древесное крыло, потому, что в компании хотели как возможно стремительнее доказать жизнеспособность данной компоновки. У компании Fokker не было времени создать железное крыло с относительной толщиной профиля 18% в средней части крыла и 9% у законцовок.
Не обращая внимания на применение весьма массивных древесных лонжеронов, для обеспечения достаточной прочности было нужно расширить относительную толщину профиля крыла до 22% в средней части и до 11% у законцовок.
самые серьёзными были неприятности связанные с двигателями. Как мы уже видели, что из-за интернациональной напряженности не было никакой возможности дотянуться моторы достаточной мощности. С двигателями Walter Sagitta самолет владел недостаточной тяговооруженностью и, также, у заднего мотора были постоянные неприятности с охлаждением.
Первоначально в компании Fokker сохраняли надежду взять какой-либо из следующих двигателей водяного охлаждения, развивавших 690 л.с.: Hispano-Suiza 12Xcrs, Junkers Jumo 210G либо Rolls-Royce Kestrel XV. Незадолго до начала Второй мировой самые оптимальными считались 1000-сильные двигатели Daimler-Benz DB 601 либо Rolls-Royce Merlin. С данными двигателями расчетная скорость увеличилась бы с 521 км/ч до 616 км/ч!
Но возможно задать вопрос: вероятно было бы взять эти двигатели, если бы Нидерланды не были втянутыми в войну.
ОДИННАДЦАТЬ ПОЛЕТОВ
В соответствии с принятой в Нидерландах совокупностью обозначений прототип D-XXIII взял индекс X-4. Литера «X» говорила о принадлежности компании Fokker; литеры «Y» и «Z» были закреплены за компаниями De Schelde и Koolhoven. Индекс X-1 был присвоен прототипу C-X, X-2 – прототипу G-1 и X-3 прототипу S-IX.
До войны D-XXIII выполнил в 11 полетов, налетав в общем итоге 4 часа.
10 мая 1940 года в сутки нападения Германии на Нидерланды D-XXIII пребывал в Скипхоле на принадлежащем компании Fokker заводе, где был поврежден на протяжении германской бомбардировки. По окончании объявления перемирия немцы показали громадной интерес к D-XXIII и в полной мере быть может, что результаты, полученные компанией Fokker, были использованы компанией Dornier при создании Do 335 Pfeil. Двигатели Sagitta были перевезены в Германию.
Так закончилась история одного из самых увлекательных предвоенных проектов компании Fokker. Тяжело сообщить, имела бы эта машина громадной успех при принятия D-XXIII на вооружение Королевских ВВС Нидерландов. Но успех Cessna 336 Skymaster и Super Skymaster говорит о том, что по крайней мере концепция этого истребителя была верной.
схемы умелого истребителя D-XXIII
компоновка умелого истребителя D-XXIII
прототип истребителя D-XXIII был окрашен в интересный голландский камуфляж: верхние и боковые поверхности были зелеными, коричневыми и темно-коричневыми, а нижние – коричневыми
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: D-XXIII
Назначение: истребитель
Компания-производитель: N. V. Nederlandsche Vliegtuigenfabriek Fokker
Экипаж: 1 человек
Силовая установка: два двенадцатицилиндровых V-образных инвертированных рядных двигателя воздушного охлаждения Walter Sagitta I.S.R., каковые при 2600 об/мин на высоте 4100 метров развивали по 528 л.с. любой
Размеры:
размах крыла 11,50 м
протяженность 10,10 м
высота 2,95 м
площадь крыла 18,50 м?
Вес:
безлюдного 2180 кг
неспециализированный 2950 кг
Летные характеристики:
большая скорость 521 км/ч
крейсерская скорость 387 км/ч
практический потолок 9000 м
дальность полета 840 км
время комплекта высоты 8000 метров 16 мин
источник: Harm J. Hazewinkel «FOKKER D-XXIII. Vedette du Salon de l’Aviation de 1938, le «Push Pull» de Fokker n’etait pas au point en 1940…» «Le Fana de l’Aviation» 1974-11 (060)
Fokker D.XXIII
Увлекательные записи:
- Эрликоны во франции — авиапушки hispano-suiza hs.7/hs.9
- Легкий самолет boulton-paul p.9. великобритания
- Рекордные самолеты savoia-marchetti s.64 и s.64 bis. италия
Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:
-
Истребители спецификации f.9/26. опытный истребитель westland wizard. великобритания
В шестой статье серии о неизвестных английских межвоенных прототипах Филип Джаретт (Philip Jarrett) говорит об истребителе Westland Wizard, что начал…
-
Опытный истребитель mitsubishi ki-18 (?? ?18). япония
В организованном в первой половине 30-ых годов XX века Императорской армией новом конкурсе истребителей компания Mitsubishi первоначально не принимала…
-
Опытный истребитель koolhoven fk-55. нидерланды
Предисловие редакции: на протяжении XV парижского авиасалона, проходившего с 13 по 29 ноября 1936 года, два нидерландских самолета привлекли к себе общее…
-
Ночные загадки марселя дассо. часть 2. опытный истребитель dassault md 453 mystere iii n. франция
Разработка ночного истребителя с применением опыта, накопленного на протяжении работ по проекту MD 451, была разрешена в июле 1951 года подписанием…
-
Неудачливый бельгийский «спитфайр». опытный истребитель renard r.36 и его производные
Этот материал выкладывается на сайт в продолжение темы, поднятой в статье «Умелые истребители семейства Renard R.36 – R.38. Бельгия». В конце 1936 года в…
-
Опытный истребитель-перехватчик як-50. ссср часть 1
Уже на протяжении ВОВ стало ясно, что для успешной борьбы с бомбардировщиками соперника ночью и в сложных метеоусловиях нужны истребители, оснащенные…