10 мая 1940 года – в сутки начала германского наступления в Западной Европе – ВВС нацистской Германии собственной неожиданной операцией поразили всех в Мире: как собственных союзников, так и, в основном, собственных соперников. В первый раз в истории была осуществлена большая воздушно-десантная операция с применением грузовых планеров, ведомых к цели самолетами-буксировщиками.
Операция, направленная на завоевание бельгийской крепости Эбен-Эмаэль (Eben-Emael), прошла весьма скоро и была безоговорочно успешной. Скоро союзники (и не только они) начали на удивление тихо и скоро организовывать собственные планерные воздушно-десантные подразделения и строить нужные для этого автомобили. Операция по захвату крепости Эбен-Эмаэль привлекла интерес японских флота и армии, каковые разрабатывали замыслы оккупации больших районов азиатского и тихоокеанского регионов и у которых для транспортировки сил вторжения (армий, техники, припасов и оборудования) были в наличии лишь суда Императорского флота – медленные, долгоидущие и, следовательно, через чур уязвимые.
Уже летом 1940 года и армейский, и военно-морской штабы выпустили спецификации для строительства и проектирования подходящих грузовых планеров. Создание этих планеров имело особенную важность, поскольку вместимость оборудованных моторами транспортных самолетов была ограничена их числом. Автомобилей было мало.
Наибольшим из них был Showa/Nakajima L2D (изготавливавшийся по лицензии американский Douglas DC-3), но большая часть транспортных автомобилей были менее вместительными. Реквизиции самолетов гражданских авиакомпаний кроме этого не имели возможность исправить положение.
В случае если Императорская армия, в итоге, купила более шестиста успешных планеров Kokusai Ku-8-II и выбрала пара прототипов, то Императорский флот сделал ставку на заказанный 1-му авиатехническому арсеналу флота (Dai-Ichi Kaigun Koku Gijutsu-sho (?????????); сокр. «Koku Gijutsu-sho» (???)) транспортный планер MXY5. Этот достаточно передовой планер, созданный конструктором Хируюки Ямамото (Haruyuki Yamamoto), был рекомендован для перевозки пилота и одиннадцати всецело экипированных морских пехотинцев.
Другими нагрузками для планера имели возможность стать разобранная гаубица либо минометы. Неспециализированный вес нужной нагрузки имел возможность достигать 800 кг.
Конструкция планера MXY5 была смешанной: базу фюзеляжа составлял прямоугольный каркас, изготовленный из сварных металлических труб и дополненный фанерными реечными стрингерами (latkovymi podelniky) и запасными шпангоутами. Обшивка фюзеляжа представляла собой собственного рода сэндвич из узкой фанеры, покрытой с обеих сторон полотном. Хвостовое оперение было цельнодеревянным с полотняным покрытием отклоняющихся поверхностей.
Входная дверь в грузовую кабину размещалась на левой стороне фюзеляжа под задней кромкой крыла; люк для крупногабаритных грузов размещался на его правой стороне ближе к хвосту. Сиденья транспортируемых пехотинцев были находятся в два последовательности – шесть справа и пять слева; они были расположены так, что пассажиры сидели приятель наоборот приятелю.
Кабина пилота была превосходно снабжена и прекрасно остеклена; фонарь кабины имел сдвижную часть. Обзор вниз обеспечивался окнами, расположенными в нижней плоскости носовой части планера. В дополнение к главному оборудованию приборной панели пилот имел доступ к телефонной связи с самолетом-буксировщиком [1] при помощи кабеля, добавленного к буксировочному тросу.
Крыло MXY5 было свободнонесущим и имело смешанную конструкцию: лонжерон изготавливался из листового дюралюминия, в то время как нервюры были древесными, обшивка и стрингеры – фанерными. Навесные закрылки с механическим управлением и элероны Фрайза имели древесный силовой комплект и полотняную обшивку.
Ближе к законцовкам крыла были установлены трубчатые «шпоры» U-образной формы, а у середины размаха крыла размещались выдвижные аэродинамические тормоза типа DFS.
Определенный интерес воображало шасси MXY5, складывавшееся из простых подрессоренных главных стоек и хвостового колеса, размещенных, соответственно, по сторонам фюзеляжа и в задней его части, и дополненных центральной лыжей, расположенной под передней частью фюзеляжа. Главные стойки были устроены так, что на протяжении обучения и испытательного полёта посадке на лыжу они отклонялись на 90° на протяжении фюзеляжа в направлении полета. Потому, что выстроенные, наконец, планеры MXY5 делали лишь функции обучения, то колесное шасси всегда снималось и в эксплуатации от него избавлялись.
учебные планеры MXY5 несли темно-зеленую окраску на верхних и боковых поверхностях, в то время как нижние поверхности окрашивались в желто-оранжевый цвет. Опознавательные символы не имели белой окантовки; авиабаза Кагамигахара, 1943 год
По окончании подготовки авиатехническим арсеналом документации, руководством Императорского флота производство планера было передано цехам компании Nihon Hikoki KK (Nippi), Тамиока (Tamioca) [2]. Кроме первого прототипа Nippi изготовила еще восемь опытных образцов. Первый из них был закончен в декабре 1941 года и в феврале следующего года был переведен в 1-й авиационно-технический арсенал с целью проведения опробований на авиабазе Кагамигахара.
После этого до начала 1943 года производство длилось умеренными темпами. Планеры в качестве учебных летали на авиабазах Кагамигахара, Кисаразу и в Исиоке.
два снимка близкого к завершению планера в цехах компании Nippi
К этому времени было принято решение руководства парашютно-десантных операций Императорского флота не изготавливать предназначенные для десантирования планёры и самолёты, предоставив право проведения таких операций военным ВВС. Но данное ответ не удовлетворяло потребности Императорского флота, и в первой половине 40-ых годов XX века интерес к грузовым планерам был восстановлен. Но, потому, что MXY5 рассматривался как легкий планер, то требовалось создать целый арсенал вместительных автомобилей.
недостроенный корпус MXY5 на запасном установке с перегрузочной тележкой
Летом 1945 года был создан планер MXY5a, отличавшийся от предшественника незначительно повышенными грузоподъёмностью и размерами 1100 кг. К концу войны были выстроены три прототипа, каковые были полностью оборудованы и оснащены легким бронированием кабины пилота. Их конструкция была упрощена: так крыло было цельнодеревянным.
Но десантные планеры MXY5 и MXY5a употреблялись для подготовки пилотов и в военных действиях участия не принимали.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ [3]
Тип: MXY5
Назначение: десантный планер
Компания-производитель:
- проектирование — 1-й авиационно-технический арсенал
- производство: Nihon Hikoki KK, Тамиока (Tamioka), Йокогама
Размеры:
размах крыла 18,00 м
протяженность 12,50 м
высота 3,78 м
площадь крыла 44,00 м?
Вес:
безлюдного 1600 кг
взлетный 2700 кг
Летные характеристики:
большая скорость буксировки 260 км/ч
скорость планирования 130 км/ч
угол скольжения 1:10
Производство:
- MXY5 — 9 экземпляров
- MXY5a — 3 экземпляра
- это должны были быть переделанные в транспортные самолеты ранние предположения бомбардировщиков Mitsubishi G4M1 Betty
- первым самолетом компании была изготовленная по лицензии «небесная блоха» (Pou du Ciel) французского изобретателя Анри Минье (Henri Mignet); в Японии машина взяла обозначение NFI-1 Hibaru
- эти относятся к MXY5
источник: Miroslav Balous «Kugisho-Yokosuka MXY5» L+K 08-2012
Kugisho Yokosuka K 1 Ohka
Увлекательные записи:
- Пять операций сталинского терминатора павла судоплатова
- Проект тяжелого истребителя/истребителя танков ит-2. ссср
- Проект патрульной и противолодочной летающей лодки convair p6y. сша
Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:
-
Опытный истребитель mitsubishi ki-33 (?? ?33). япония
По окончании провала Ki-11 и непринятия Ki-18 Императорская армия в декабре 1935 года информировала три наибольшие авиастроительные компании, что в…
-
Десантный планер каи-5 «сокол».
Разработчик: Г.Н.Воробьев Страна: СССР Первый полет: 1941 г. Планер КАИ-5 «Сокол» взял вторую премию в конкурсе 1940 года. Планер был выстроен в Казани в…
-
Опытный истребитель tachikawa (nakajima) ki-106. япония
В большинстве случаев, ураган может сильно повредить самолёты . Тот же эффект на самолеты соперника должен был иметь созданный компанией Nakajima Hikoki…
-
Разработчик: ОКБ Яковлева Страна: СССР Первый полет: 1948 г. Первые десантные планеры показались в СССР в первой половине 30-х годов ОКБ десантной…
-
Разработчик: Цыбин Страна: СССР Первый полет: 1944 г. В случае если центром горного (в потоках обтекания) планеризма в 1920-е годы был Коктебель, то с…
-
Опытный истребитель mitsubishi ki-18 (?? ?18). япония
В организованном в первой половине 30-ых годов XX века Императорской армией новом конкурсе истребителей компания Mitsubishi первоначально не принимала…