Во второй половине 30-ых годов двадцатого века возглавляемое Бенито Муссолини министерство авиации заявило о замысле R – замысле переоснащения Королевских ВВС Италии (Regia Aeronautica). В соответствии с этого замысла национальная авиапромышленность в весьма маленькие сроки должны была поставить три тысячи современных самолетов. В первой половине 30-х годов итальянские ВВС принадлежали к самым бессчётным и наилучшим образом оснащенным воздушным силам Европы.
Фаворит фашистского режима рассчитывал, что по окончании потрясений в Африке (особенно в Абиссинии), откровенного намерения присвоить часть Балкан (Македония и Албания) и жажды сделать Италию главной державой Средиземноморья с захватом части Французской Ривьеры, контролировавшихся Англией Мальты и Кипра общеевропейская война начнется приблизительно в начале 1938 года. В Италии посредством Германии – не сильный в то время союзника – собирались одержать победу и господствовать в Средиземноморье.
С целью достижения данной цели Бенито Муссолини направлял как свои силы, так и упрочнения итальянской авиационной индустрии. В те годы итальянская индустрия имела возможность изготавливать соответствующие мировому уровню авиационные двигатели и самолёты. Но что-то в интернациональной политике зашло в тупик, и война в запланированные сроки не началась (битвы шли в Испании, где полыхала гражданская война).
Следствием этого стало сокращение темпов производства итальянской авиапромышленности, и главный акцент был сделан на разработку новой техники.
Среди других итальянских авиастроительных компаний к работам по замыслу R подключилась и компания Macchi. Эта компания была основана в 1912 году пионером авиации Джулио Макки (Guilio Macchi) и с 1928 года носила наименование Aeronautica Macchi (это имя компания носила до 1981 года). Основной конструктор компании инженер Марио Кастольди создал истребитель M.C.200 Saetta, первый полет которого был выполнен в канун Рождества 1937 года.
M.C.200 был запущен в крупносерийное производство, и скоро Saetta стали самыми массовыми и самыми замечательными итальянскими истребителями первого этапа Второй мировой.
Весной 1940 года Италия вступила во Вторую Мировую войну. Для действий против французских самолетов черт итальянских автомобилей хватало, но попытка участия в Битве за Британию закончилось тем, что в противном случае как фиаско назвать было нельзя. Итальянское участие в налетах на Англию полностью продемонстрировало ошибочность оценок начала войны, которая сопровождалась устареванием итальянских боевых автомобилей.
Боевые действия вступили в полную силу, и для Муссолини, что не планировал жертвовать собственными идеями, стало неприятным фактом, что Regia Aeronautica уже не владеет высококлассной техникой, без шуток уступая как Королевским ВВС, так и своим германским союзникам. И это притом, что пять лет назад итальянская индустрия была в состоянии дать отличные самолеты (среди них и современные истребители) и двигатели к ним.
В случае если разработка планеров еще удовлетворяла требованиям времени и пребывала на мировом уровне, то в моторостроении разработка современных двигателей отставала. Спасение пришло из Германии, которую итальянцы еще недавно без шуток недооценивали. Между Италией и Германией были согласованы поставки прекрасно себя зарекомендовавших двенадцатицилиндровых инвертированных двигателей жидкостного охлаждения Daimler-Benz DB 601A.
Скоро в Италии началось лицензионное производство данных двигателей под обозначением Alfa Romeo R.A.1000 R.C.41 Monsonie.
Итальянские авиастроительные компании представили проекты самолетов-истребителей, воображавших собой адаптации планеров серийно выпускавшихся автомобилей под установку новых двигателей. Среди них были Caproni Vizzola F.4, FIAT C.R.42B, Reggiane Re.2001 и, конечно же, Macchi M.C.202 Folgore.
В то время, когда в распоряжении итальянцев были первые двигатели DB 601A (сперва моторы поставлялись напрямую из Германии), германский двигатель был установлен на модифицированный планер [1] истребителя Saetta (оснащался четырнадцатицилиндровым радиальным двигателем FIAT A.74 R.C.38 мощностью 870 л.с. [640 кВт]). Более замечательный двигатель, развивавший 1175 л.с. (864 кВт), и лучшая аэродинамика, которая связана с уменьшением поперечного сечения фюзеляжа, содействовали резкому росту летных черт.
В августе 1940 года M.C.202 Folgore в первый раз поднялся в воздух и по окончании прохождения летных опробований был запущен в серийное производство. Но скоро мощности DB 601A и его копии Alfa Romeo Monsonie стало не хватает, и итальянцами была куплена лицензия на авиадвигатель Daimler-Benz DB 605A с количеством 35,76 литров и развиваемой мощностью 1475 л.с. (1084 кВт). В Италии производством двигателей DB 605A занялся концерн FIAT, производивший эти авиамоторы под обозначением R.A.1050 R.C.58 Tifone.
Основной конструктор компании Macchi Марио Кастольди на базе M.C.202 и двигателя Tifone создал новый истребитель – M.C.205 Veltro. Это был успешный самолет, что по своим летным чертям был сравним с лучшими фронтовыми истребителями союзников. Однако, в конструкции Veltro употреблялся модифицированный планер истребителя Saetta, что пара снижало его летные характеристики.
M.C.205 Veltro предназначались прежде всего в ПВО для защиты собственных городов от налетов бомбардировщиков союзников. Но для полноценного исполнения данной задачи у самолета была через чур высокая удельная нагрузка на крыло и недостаточная скорость комплекта высоты (крыло M.C.205 было заимствовано у M.C.200 практически без трансформаций), и Марио Кастольди начал полное перепроектирование планера истребителя M.C.205.
Фюзеляж взял увеличенную длину и стал более стройным; крыло нового самолета взяло увеличенный аэродинамический профиль и размах меньшей относительной толщины. Метод компенсации реактивного момента воздушного винта не изменился: Марио Кастольди сделал левую консоль на 200 мм дольше правой (то же самое касалось и элеронов). Планер нового самолета, взявшего обозначение M.C.205N Orione, был цельнометаллическим, полотно употреблялось только в обшивке элеронов и направления и рулей высоты.
Руководством ВВС Италии были заказаны два прототипа Orione, взявшие номера армейского регистра M.M.499 и M.M.500. Первый прототип M.C.205N/1, оснащенный изготовленным в Германии двигателем DB 605A-1, совершил первый полет 1 ноября 1942 года. Опробования прошли удачно – на высоте 7000 метров была достигнута большая скорость 627 км/ч, а высоты 8000 метров самолет достиг за 9,8 мин..
Это было значительно лучше показателей M.C.205 Veltro.
Оружие Orione кроме этого было примечательным и складывалось из одной 20-мм пушки Mauser MG 151/20 (боезапас 200 снарядов), установленной в фюзеляже и стрелявшей через полую втулку воздушного винта, и четырех 12,7-мм пулеметов Breda-SAFAT, из которых два устанавливались над фюзеляжем бок о бок (боезапас по 400 патронов на ствол), и вдобавок два над корневыми частями крыла (боезапас по 300 патронов на ствол).
Второй прототип M.C.205N/2 (M.M.500) отличался от первого силовой установкой и вооружением: самолет был оснащен итальянским двигателем FIAT R.A.1050 R.C.58 Tifone. Потому, что на M.C.205N/1 расположенные по бортам фюзеляжа обтекатели пулеметов увеличивали лобовое сопротивление и вызывали вибрации хвостового оперения, то на втором прототипе боковые фюзеляжные пулеметы были удалены и вместо них в мало поменянном крыле вне винта и зоны были установлены две 20-мм пушки Mauser MG 151/20 с боезапасом по 250 снарядов на ствол.
Первый полет M.C.205N/2 состоялся 19 мая 1943 года, и летные опробования были снова успешны. M.C.205 Orione наровне с FIAT G.55/G.56 и Reggiane Re.2005 стали лучшими итальянскими истребителями Второй мировой. Но в отличие от истребителей концерна FIAT серийного производства Orione не было, потому, что еще до завершения полного цикла опробований Италия сдалась.
Схема первого прототипа истребителя M.C.205N/1 (Petr Kolmann, L+K)
Первый прототип M.C.205N/1 с пулеметами над корневыми частями крыла
Второй прототип M.C.205N/2 с поменянным составом оружия. В отличие от прототипа M.C.205N/1, несшего надпись белой краской «Aeronautica Macchi C.205N», второй прототип имел надпись «Orione»
Верхние, боковые и нижние поверхности второго прототипа M.C.205N/2 были окрашены в темно-зеленый цвет. Нижние поверхности крыла и горизонтального оперения были бледно-серого цвета. Крыльевые опознавательные символы тёмного цвета без белых фона и окантовки. В отличие от большинства самолетов времен фашистского режима второй прототип M.C.205N/2 не нес на бортах фюзеляжа значок с ликторской связкой
Применяя опыт создания Orione, Марио Кастольди создал два усовершенствованных истребителя: M.C.206 (планер M.C.205N/2 с германским двигателем DB 603 мощностью 1510 л.с.[1110 кВт]) и M.C.207 с крылом громадных площади и размаха, авиамотором DB 603 и оружием из четырех крыльевых пушек. Оба самолета должны были иметь летные характеристики, сравнимые с чертями истребителей P-51D Mustang. Но с падением Италии все работы были прекращены.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ [2]
Тип: M.C.205N Orione
Назначение: истребитель
Компания-производитель: Aetronautica Macchi Sp.A., Варезе
Экипаж: 1 чел.
Силовая установка: один 12-цилиндровый V-образный двигатель жидкостного охлаждения DB 605A-1 (FIAT R.A.1050 R.C.58 Tifone), развивавший мощность 1475 л.с.
Размеры:
размах крыла 11,00 м
протяженность 9,46 м
высота 3,07 м
площадь крыла 19,03 м?
Вес:
безлюдного 2697 (2762) кг
взлетный 3624 (3797) кг
Летные характеристики:
большая скорость
на высоте 4000 метров 590 (587) км/ч
на высоте 7000 метров 627 (626) км/ч
крейсерская скорость 420 (415) км/ч
практический потолок 11260 (10800) м
дальность полета 1150 км
Оружие:
M.C.205N/1 – одна 20-мм пушка Mauser MG 151/20 и четыре 12,7-мм пулемета Breda-SAFAT
M.C.205N/2 – три 20-мм пушки Mauser MG 151/20 и два 12,7-мм пулемета Breda-SAFAT
Количество изготовленных: 2 экз.
- [1] при создании M.C.202 инженером Марио Кастольди использовался опыт разработки истребителя M.C.201
- [2] эти относятся к первому прототипу M.C.205N/1, в скобках – второму прототипу M.C.205N/2
источник: Miroslav Balous «Macchi C.205N Orione» // Letectvi+Kosmonautika 12-2012, с. 30–31 (Letadla 39-45)
Боевая эффективность пушек и пулеметов на самолеты второй мировой войны (Живучесть ЛА)
Увлекательные записи:
- Опытный гидросамолет-бомбардировщик/торпедоносец lublin r-xx/l.w.s.-1. польша
- Опытный легкий бомбардировщик и самолет-разведчик p.z.l. p.46 sum. польша
- Громовые палки луны. оружие для гарнизона лунных баз армии сша
Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:
-
Опытный истребитель macchi m.c.201. италия
В конце тридцатых годов пилоты Королевских ВВС Италии (Regia Aeronautica) отдавали собственный предпочтение истребителям-бипланам, не смотря на то, что…
-
Альтернативные истребители сопровождения macchi c.200 ga. италия
Желаю выразить громадную признательность глубокоуважаемому коллеге redstar72 за огромную помощь в редактировании данной статьи. Во второй половине 30-ых…
-
Опытный истребитель caproni-vizzola f.6z. италия
Желаю выразить громадную признательность глубокоуважаемому коллеге redstar72 за помощь в редактировании данной статьи. Одной из характерных изюминок…
-
Опытный истребитель fiat g.50v. италия
Желаю выразить громадную признательность глубокоуважаемому коллеге redstar72 за помощь в вычитке данной статьи. Во второй половине 30-ых годов двадцатого…
-
Опытные истребители aviatik d.iii. германия
В 1910 года в эльзасском городе Мюлузе (Mulhouse), принадлежавшем в те годы Германии и именовавшемся Мюльхаузен (Mulhausen), Юлиусом Шпенглером (Julius…
-
Опытный истребитель lloyd (fj) 40.05. австро-венгрия
У истоков австро-венгерской авиастроительной компании Lloyd, основанной в апреле 1914 года в венгерском городе Асод (Aszod)[1], стоял австриец Генрих Бир…