29 апреля исполнилось 230 лет со дня рождения барона Карла фон Драис (Karl von Drais). Он подарил миру первое двухколесное транспортное средство.
Сходу напомним, что в русскоязычных источниках фамилию изобретателя чаще пишут как «Дрез». Но звучать она обязана как раз так – Драис. Он появился в Карлсруэ (Karlsruhe) в семье баденского главного судьи.
Шли годы, Карл окончил гимназию, получал образование Гейдельбергском университете, изучал механику и математику.
После этого поступил на работу лесничим. На этом поприще показал себя не лучшим образом. Вот отрывок из чёрта, данной Драису директором лесничества:
«Многие его качества и эксцентричный полет идей мешают отыскать несложный и скромный тон, без которого в общении с местными обитателями обойтись нереально».
«Эксцентричный полет идей» — звучит, как призыв к творчеству! Чем и занялся фон Драис. На его счету много изобретений: стенографическая пишущая машинка, экономичная печь, топографические инструменты и др.
Крестник-маркграф покинул ему камергерское звание и оклад лесничего, дал титул доктора математических наук — и предоставил свободу изобретать.
барон Карл Фридрих Кристиан Людвиг Драис фон Зауерброн
Голь на выдумки умна
Казалось бы, нет никакой связи между извержением вулкана Тамбора на острове Сумбава, стоимостями на овес в Германии и изобретением велосипеда. Но она имеется!
Вулканический катаклизм на острове в апреле 1815 года стал величайшей природной трагедией за всю историю. По собственной мощи извержение соответствовало 150 тысячам скинутых на Хиросиму ядерных бомб! Часть вулканической горы упала, ее высота уменьшилась с 4300 метров до 2851.
Пепел покрыл трехметровым слоем все окрестные острова. его последствия и Извержение унесли 71.000 людских судеб. Самое необычное, что катаклизм привёл к глобальной климатической климатической – невиданно низкие температуры воздуха в государствах, удаленных на тысячи километров. 1816-й вошел в историю как «год без лета», с катастрофически низким урожаем, зерновых и ужасным голодом.
На юге Германии, что и без того стал жертвой четырех неурожайных лет подряд, цены на овес выросли в 5-10 раз, начался массовый падеж лошадей. Такая ситуация и подтолкнула изобретателя к созданию безлошадного транспортного средства.
Древесный конь
Собственную первую «самоходную машину» (Fahrmashine) – со ступенчатым колесом на оси задних колес – Драис подстроил еще в первоначальный неурожайный год – 1813-й. Повозка управлялась двумя служителями. Один сидел по ходу спиной и вращал ногами ступенчатое колесо, второй правил повозкой.
Именно сейчас русский царь Александр I, преследуя отступающие армии Наполеона, заехал в Карлсруэ посетить свекровь, великую герцогиню Амалию. Барону позволили продемонстрировать Fahrmaschine царю, что пришел в восхищение, наградил изобретателя кольцом с алмазом и советовал в обязательном порядке выставить ее на Венской конференции.
Окрыленный успехом барон выстроил вторую машину – с коленчатым валом и педальным приводом. По Дунаю барон переправил ее в Вену, где участники конференции не показали к ней никакого интереса.
Быть может, этим бы дело и ограничилось, но настал «год без лета», власти лишили служебного коня барона бесплатного фуража, и Драис остался без личного транспорта. Но фантазия изобретателя взяла импульс, и он придумал ранее неизвестную человечеству машину – на двух колесах, соединенных в направлении перемещения древесным каркасом. Барон назвал ее «бегущая машина» (Laufmaschine), в газетах ее нарекли «дрезина» (Draisine), по имени великого изобретателя.
дрезина Карла Драиса, 1817
Вот так у барона показался собственный «древесный конь». 12 июля 1817 года фон не пробежал на Laufmaschine расстояние в 30 км со скоростью 13 км/ч – куда резвее, чем почтовые лошади (6 км/ч). В данный сутки, считают историки техники; появился велосипед.
Карл фон Драис на Laufmaschine
Непризнанный гений
В родном городе барона изобретение не приняли:
«От автомобили нет ничего хорошего. Кто имеет ноги, может применять их для собственного перемещения из одного места в второе более натуральным методом».
Но Драис до конца верил в успех собственного дела, строя и реализовывать автомобили с родовым гербом.
Финиш судьбы барона печален. Он стал завсегдатаем недорогих пивных, где его гордый взор и утративший вид камергерский мундир вызывали одни насмешки. в один раз его избили на улице бродячие цирковые артисты. Происшествие взяло огласку, и барона лишили пенсии и камергерского чина.
Последние годы судьбы фон Драис – физически и душевно болен. В то время, когда он погиб, все его имущество складывалось из 30 крейцеров и 34 гульденов, и одной Laufmaschine, оцененной в 3 гульдена.
Laufmaschine обр. 1820 года
источник: Евгений БАЙЗЕР «Он изобрел велосипед» «КОНТАКТ-ШАНС» 19/2015
Кто изобрел велосипед. История появления велосипеда [Кто создал?]
Увлекательные записи:
Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:
-
Завод «дукс» юрия меллера: производство автомобилей, велосипедов и самолётов
Анатолий Дёмин До недавнего времени писать о предпринимателях у нас было не принято, исходя из этого об основателе ветшайшего в Российской Федерации…
-
Кто создал самолет? кто изобрел самолет? кто придумал самолет?
Самолетом принято именовать воздушное судно, которое предназначено для осуществления полетов в Земной воздухе за счет силовой установки, предающей тягу…
-
Не смотря на то, что, само собой разумеется, неясно, из-за чего войска России фактически без боя отступали до самой Москвы. Как словно бы ожидали чего –…
-
Второго января исполнилось 100 лет со дня смерти пионера европейского автомобилестроения Армана Пежо (Armand Peugeot). Его, предки в пятнадцатом веке…
-
Хроники phoenix purpura. глава i — падение константинополя
Хорошего времени дней, коллеги. Это я, с достаточно неожиданным возвращением в новом виде собственной альтернативы Phoenix Purpura. Обращение снова…
-
Сперва на остров высадились люди с мелкого катера. Вода у берега была мутной, ленивой, насыщенной песчинками и пахла гниющими водорослями. Около рифов…