Он изобрел велосипед

      Комментарии к записи Он изобрел велосипед отключены

29 апреля исполнилось 230 лет со дня рождения барона Карла фон Драис (Karl von Drais). Он подарил миру первое двухколесное транспортное средство.

Сходу напомним, что в русскоязычных источниках фамилию изобретателя чаще пишут как «Дрез». Но звучать она обязана как раз так – Драис. Он появился в Карлсруэ (Karlsruhe) в семье баденского главного судьи.

Шли годы, Карл окончил гимназию, получал образование Гейдельбергском университете, изучал механику и математику.

После этого поступил на работу лесничим. На этом поприще показал себя не лучшим образом. Вот отрывок из чёрта, данной Драису директором лесничества:

«Многие его качества и эксцентричный полет идей мешают отыскать несложный и скромный тон, без которого в общении с местными обитателями обойтись нереально».

«Эксцентричный полет идей» — звучит, как призыв к творчеству! Чем и занялся фон Драис. На его счету много изобретений: стенографическая пишущая машинка, экономичная печь, топографические инструменты и др.

Крестник-маркграф покинул ему камергерское звание и оклад лесничего, дал титул доктора математических наук — и предоставил свободу изобретать.

Он изобрел велосипед

барон Карл Фридрих Кристиан Людвиг Драис фон Зауерброн

Голь на выдумки умна

Казалось бы, нет никакой связи между извержением вулкана Тамбора на острове Сумбава, стоимостями на овес в Германии и изобретением велосипеда. Но она имеется!

Вулканический катаклизм на острове в апреле 1815 года стал величайшей природной трагедией за всю историю. По собственной мощи извержение соответствовало 150 тысячам скинутых на Хиросиму ядерных бомб! Часть вулканической горы упала, ее высота уменьшилась с 4300 метров до 2851.

Пепел покрыл трехметровым слоем все окрестные острова. его последствия и Извержение унесли 71.000 людских судеб. Самое необычное, что катаклизм привёл к глобальной климатической климатической – невиданно низкие температуры воздуха в государствах, удаленных на тысячи километров. 1816-й вошел в историю как «год без лета», с катастрофически низким урожаем, зерновых и ужасным голодом.

На юге Германии, что и без того стал жертвой четырех неурожайных лет подряд, цены на овес выросли в 5-10 раз, начался массовый падеж лошадей. Такая ситуация и подтолкнула изобретателя к созданию безлошадного транспортного средства.

Древесный конь

Собственную первую «самоходную машину» (Fahrmashine) – со ступенчатым колесом на оси задних колес – Драис подстроил еще в первоначальный неурожайный год – 1813-й. Повозка управлялась двумя служителями. Один сидел по ходу спиной и вращал ногами ступенчатое колесо, второй правил повозкой.

Именно сейчас русский царь Александр I, преследуя отступающие армии Наполеона, заехал в Карлсруэ посетить свекровь, великую герцогиню Амалию. Барону позволили продемонстрировать Fahrmaschine царю, что пришел в восхищение, наградил изобретателя кольцом с алмазом и советовал в обязательном порядке выставить ее на Венской конференции.

Окрыленный успехом барон выстроил вторую машину – с коленчатым валом и педальным приводом. По Дунаю барон переправил ее в Вену, где участники конференции не показали к ней никакого интереса.

Быть может, этим бы дело и ограничилось, но настал «год без лета», власти лишили служебного коня барона бесплатного фуража, и Драис остался без личного транспорта. Но фантазия изобретателя взяла импульс, и он придумал ранее неизвестную человечеству машину – на двух колесах, соединенных в направлении перемещения древесным каркасом. Барон назвал ее «бегущая машина» (Laufmaschine), в газетах ее нарекли «дрезина» (Draisine), по имени великого изобретателя.

дрезина Карла Драиса, 1817

Вот так у барона показался собственный «древесный конь». 12 июля 1817 года фон не пробежал на Laufmaschine расстояние в 30 км со скоростью 13 км/ч – куда резвее, чем почтовые лошади (6 км/ч). В данный сутки, считают историки техники; появился велосипед.

Карл фон Драис на Laufmaschine

Непризнанный гений

В родном городе барона изобретение не приняли:

«От автомобили нет ничего хорошего. Кто имеет ноги, может применять их для собственного перемещения из одного места в второе более натуральным методом».

Но Драис до конца верил в успех собственного дела, строя и реализовывать автомобили с родовым гербом.

Финиш судьбы барона печален. Он стал завсегдатаем недорогих пивных, где его гордый взор и утративший вид камергерский мундир вызывали одни насмешки. в один раз его избили на улице бродячие цирковые артисты. Происшествие взяло огласку, и барона лишили пенсии и камергерского чина.

Последние годы судьбы фон Драис – физически и душевно болен. В то время, когда он погиб, все его имущество складывалось из 30 крейцеров и 34 гульденов, и одной Laufmaschine, оцененной в 3 гульдена.

Laufmaschine обр. 1820 года

источник: Евгений БАЙЗЕР «Он изобрел велосипед» «КОНТАКТ-ШАНС» 19/2015

Кто изобрел велосипед. История появления велосипеда [Кто создал?]

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: